г. Владимир |
|
27 ноября 2023 г. |
Дело N А43-13135/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белякова Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Специализированный застройщик Нижегородской области" "Дирекция по строительству" на решение Арбитражного суда от 17.08.2023 по делу N А43-13135/2023, принятое в порядке упрощенного производства по иску акционерного общества "Специализированный застройщик Нижегородской области" "Дирекция по строительству" о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами NСК/1613/22 от 01.12.2022 за период с 01.08.2022 по 31.12.2022 в сумме 56 482 руб. 25 коп., пени за период с 11.11.2022 по 20.04.2023 в сумме 2 330 руб. 64 коп.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология - НН" (далее - ООО "Нижэкология - НН") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Специализированный застройщик Нижегородской области" "Дирекция по строительству" (далее - АО "СЗ НО" "Дирекция по строительству") о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N СК/1613/22 от 01.12.2022 за период с 01.08.2022 по 31.12.2022 в сумме 56 482 руб. 25 коп., пени за период с 11.11.2022 по 20.04.2023 в сумме 2 330 руб. 64 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 17.08.2023 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что арбитражный суд не в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и посчитал установленными обстоятельства, которые не доказаны а именно: факт надлежащего оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Факты ненадлежащего оказания услуг в иные периоды судом установлены. Учитывая постоянные нарушения договорных условий, у ответчика возникли возражения относительно объема оказанных услуг за период с августа по декабрь 2022 и в целях урегулирования разногласий неоднократно просил предоставить информацию о количестве вывезенных с места накопления отходов, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ул. 1-я Оранжерейная, д.33г.
Полагает, что факт надлежащего оказания услуг может подтверждаться координатами остановок и треков мусоровозов на карте и документами передачи ТКО для переработки либо захоронения.
Считает, что истцу необходимо доказать факт надлежащего оказания услуг.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 апелляционная жалоба принята к производству, лицам, участвующим в деле, было предложено в срок до 07.11.2023 представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Истец направил отзыв, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 ООО "Нижэкология-НН" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности 1, куда входит город Нижний Новгород (за исключением Сормовского района), город Дзержинск и Володарский район Нижегородской области, оказывает всем отходообразователям, проживающим и осуществляющим деятельность на данной территории, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО), а именно: принимает ТКО и обеспечивает их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.
Статус регионального оператора присвоен ООО "Нижэкология-НН" по итогам
конкурсного отбора, проведенного Правительством Нижегородской области.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Нормами действующего законодательства РФ в области оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на регионального оператора возложена обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Отсутствие каких-либо документов при этом не является основанием для прекращения оказания услуг региональным оператором.
01.02.2022 между ООО "Нижэкология - НН" (Региональный оператор) и АО "СЗ НО" Дирекция по строительству" (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N СК/1613/22, в рамках которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре, обеспечивать их транспортирование, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 15 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) их накопления, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность их вывоза, информация о размещении мест (площадок) накопления и подъездных путей к ним определены сторонами в приложении N 1 к договору.
Приложением N 1 к договору N СК/1613/22 от 01.02.2022 стороны согласовали годовой объем твердых коммунальных отходов, транспортируемых с контейнерной площадки потребителя.
Согласно решению РСТ по Нижегородской области от 18.12.2020 N 54/127 размер единого тарифа на услуги регионального оператора с 01.07.2021 по 30.06.2022 составляет 659,61 руб./м3 ТКО, с 01.07.2022 - 680,93 руб., с 01.12.2022 - 728,20 руб.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТБО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга.
Пунктом 22 договора предусмотрена ответственность потребителя в случае несвоевременной оплаты оказанных услуг в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Во исполнение принятых обязательств истец в период с 01.08.2022 по 31.12.2022 оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При выставлении счетов на оплату и формировании универсальных передаточных документов за каждый месяц оказания услуг истец производил расчет стоимости услуг исходя из годового объема твердых коммунальных отходов, согласованного сторонами в Приложении к договору 229,68 м3, а также установленного расчетным путем месячного объема ТКО - 19,14 м3.
С учетом представленных потребителем возражений относительно оказанных региональным оператором услуг в сентябре, октябре 2022 года, последним произведена корректировка начислений за указанный период.
В свою очередь, обязательства по оплате ответчиком надлежащим образом не исполнены, в связи с чем, на стороне последнего образовалась задолженность в размере 56 482 руб. 25 коп.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием погасить задолженность, оставлена ответчиком без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для истца обратиться в суд с настоящим иском.
Повторно оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств допускается в исключительных случаях, прямо указанных в законе.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В подпункте 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Обращение с ТКО регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила ТКО).
В соответствии с пунктом 2 Правил ТКО: - "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- "контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;
- "бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
- "вывоз твердых коммунальных отходов" - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
- "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пунктов 4, 5 Правил ТКО обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В силу пунктов 9-12 Правил, ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Складирование ТКО вне установленных для накопления ТКО местах (площадках) запрещено (пункт 15 Правил ТКО).
Определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 8 ФЗ-89 относится к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, надлежащее исполнение ООО "Нижэкология - НН" обязательств, подтверждено передаточными документами, счетами для оплаты, договором на оказание услуг по транспортированию ТКО от 23.09.2019, заключенным с ООО "РЭП-2", универсальными - передаточными документами к нему, договором оказания услуг по обработке и захоронению ТКО от 19.10.2018, заключенным с ООО "МАГ Груп", актами оказанных услуг и универсальными - передаточными документами к договору.
Расчет 56 482 руб. 25 коп. задолженности за период с 01.08.2022 по 31.12.2022 и 2 330 руб. 64 коп. пени за период с 11.11.2022 по 20.04.2023 в материалах дела имеется и признан судом первой инстанции правильным.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции признал доказанным факт оказания истцом ответчику услуг по договору в спорный период.
В пунктах 16, 20 договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, договором предусмотрен порядок фиксирования нарушений региональным оператором своих обязательств, доказательства соблюдения которого, ответчиком не представлены. В оспариваемый период возражения потребителя относительно объема и качества оказанных услуг по обращению с ТКО в адрес регионального оператора не поступали. Следовательно, оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются принятыми и подлежат оплате потребителем.
Поскольку ответчик доказательства оплаты оказанных услуг в полном объеме в дело не представил, наличие и размер задолженности в сумме 56 482 руб. 25 коп. задолженности за период с 01.08.2022 по 31.12.2022 документально не опроверг, суд первой инстанции правомерно признал требование о взыскании долга обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленной сумме.
В свою очередь, ответчиком вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, опровергающих сведения об объеме и стоимости фактически оказанных истцом услуг.
Коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции, что при указанных обстоятельствах требование о взыскании задолженности обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Так как материалами дела подтверждено ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору, предъявление истцом требования о взыскании пени является правомерным.
В силу пункта 22 договора, предусмотрена ответственность потребителя в случае несвоевременной оплаты оказанных услуг в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, проверив расчет пени, обоснованно удовлетворил данное требование в сумме 2 330 руб. 64 коп. за период с 11.11.2022 по 20.04.2022.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признается арифметически верным, соответствующим действующему законодательству.
Повторно оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд второй инстанции пришел к выводу, что требование истца о взыскании задолженности и неустойки является правомерным и обоснованным, в связи с чем, подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Аргументы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 31.01.2018 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО "Нижэкология" было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, у АО "Специализированный застройщик Нижегородской области "Дирекция по строительству" возникла обязанность по оплате региональному оператору услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так как организовать процесс обращения с ТКО с иным лицом, не имеющим статуса регионального оператора, у ответчика возможности не имеется.
С 01.01.2019 ООО "Нижэкология-НН" является региональным оператором, оказывает услуги всем отходообразователям.
В соответствии с пунктом 15 договора от 01.01.2019, заключенного между ООО "Нижэкология - НН" и АО "Специализированный застройщик Нижегородской области "Дирекция по строительству" коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Годовой объем принимаемых отходов согласован сторонами и равен 229,68 м3, следовательно, объем принимаемых в месяц отходов, исходя из согласованных условий, равен 19,14 м3.
Как установлено в ходе судом, возражения относительно оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО за сентябрь - октябрь 2022 были урегулированы в пользу ответчика (потребителя), региональным оператором произведена корректировка начислений за указанный период. По иным же периодам возражений относительно качества и объема оказанных услуг в установленном договоре порядке в адрес регионального оператора от ответчика не поступало (август, ноябрь, декабрь 2022 года).
Таким образом, оказанные услуги считаются принятыми и подлежат оплате потребителем, размер оплаты, согласно пункту 6.1 договора, отражается в счетах-фактурах, актах приема-передачи или универсальных передаточных документах.
При этом, в соответствии с пунктом 6.4 договора в случае отсутствия со стороны потребителя в расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО по контракту, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Принимая во внимание, что добросовестность участников гражданских правоотношений в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, в установленном пунктами 16 и 20 договора порядке ответчик не заявлял о нарушениях в работе регионального оператора, оснований для утверждения о том, что ООО "Нижэкология - НН" не исполнило обязанность по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО, не имеется.
Оказание услуг региональным оператором по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока иное не доказано в установленном законом порядке.
Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в жалобе доводам.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.02.2023 по делу N А43-13135/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Судья |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13135/2023
Истец: ООО "НИЖЭКОЛОГИЯ-НН"
Ответчик: АО "Специализированный застройщик Нижегородской области "Дирекция по строительству"