город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2023 г. |
дело N А53-19048/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии: от АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания": представитель Черникова Н.С. по доверенности от 10.01.2022, паспорт;
от Министерства транспорта Ростовской области: представитель Будаев А.В. по доверенности от 26.12.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2023 по делу N А53-19048/2023
по иску акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864)
к Министерству транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026)
о взыскании суммы субсидии,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Министерству транспорта Ростовской области (далее - Министерство) о взыскании суммы субсидии в размере 2658466 руб.10 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что суд ссылается на постановление Региональной службы по тарифам РО от 31.01.2017 N 3/2, которое утратило силу.
Обществом исполнены обязательства в полном объёме. Отсутствие подписанного дополнительного соглашения на увеличение размера субсидии не освобождает Ростовскую область от обязанности по возмещению перевозчику недополученных доходов. Общество ссылается на Определение Верховного суда РФ от 07.02.2022 N 301-ЭС21-27962 по делу N А40-253574/2020. Правовая позиция по делу N А21-3994/2016 в данном случае не подлежит применению. Общество просит взыскать с Министерства убытки, а не межтарифную разницу.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Министерства поступили возражения на апелляционную жалобу. Апелляционный суд приобщил возражения Министерства на апелляционную жалобу к материалам дела.
От Общества поступило дополнение по апелляционной жалобе. Апелляционный суд приобщил дополнение Общества к материалам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Правительства Ростовской области от 20.09.2009 N 900 "О предоставлении льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщении" (далее - Постановление N 900) установлена льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения.
Данная льгота установлена обучающимся общеобразовательных организаций старше 7 лет, а также обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в размере 50-процентной скидки от действующего тарифа в период с 1 января 2022 года по 15 июня 2022 года и с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Во исполнение Постановления N 900 Общество осуществляло перевозку указанной категории граждан железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ростовской области в периоды с 1 января 2022 года по 15 июня 2022 года и с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года по льготному тарифу с предоставлением 50 процентной скидки на проезд.
С целью возмещения Обществу недополученных доходов заключено соглашение 12.08.2022 N 24-О "О предоставлении из областного бюджета субсидии организации железнодорожного транспорта на возмещение не полученных доходов в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения".
Пунктом 1.1 соглашения установлено, что предметом соглашения является предоставление из бюджета Ростовской области в 2022 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров, являющихся обучающимися общеобразовательных организаций старше 7 лет, а также обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, которым устанавливается льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде скидки в размере 50 процентов от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Ростовской области.
В соответствии с разделом III соглашения, на получателя субсидии возложена обязанность предоставления установленных соглашением документов, подтверждающих факт и размер недополученных доходов от предоставленной льготы.
Срок для предоставления необходимых документов установлен - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным.
При этом порядок предоставления документов с целью получения субсидий и покрытия недополученных доходов за декабрь месяц выделен в отдельные условия, определенные пунктом 3.3 соглашения.
Субсидия за декабрь текущего года предоставляется не позднее 31 декабря текущего года на основании представленных получателем не позднее 15 декабря текущего года документов.
Получатель субсидии в срок до 15 января года, следующего за годом предоставления субсидии, представляет в Министерство расчёт-обоснование получения субсидии за декабрь года предоставления субсидии.
В случае, если размер перечисленной субсидии за декабрь года предоставления субсидии превышает размер субсидии, указанный в расчете-обосновании получения субсидии за декабрь, получатель в срок до 30 января года, следующего за годом предоставления субсидии, обязан возвратить в областной бюджет часть субсидии в размере разницы перечисленной суммы и суммы, указанной в расчете-обосновании получения субсидии за декабрь.
В случае, если размер перечисленной субсидии за декабрь года предоставления субсидии меньше размера субсидии, указанного в расчете-обосновании получения субсидии за декабрь, Министерство при доведении лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1.3 раздела 1 Порядка предоставления субсидии, принимает решение о предоставлении получателю части субсидии за декабрь в размере разницы суммы, указанной в расчете-обосновании получения субсидии за декабрь, и перечисленной суммы в декабре года предоставления субсидии на основании предварительного расчета-обоснования предоставления субсидии за декабрь.
Перечисление части субсидии, указанной в абзаце третьем настоящего пункта, осуществляется не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении части субсидии.
С целью получения субсидии за декабрь 2022 года, Общество подготовило установленный соглашением перечень документов и направило в установленный соглашением срок в адрес Министерства отчет о количестве обучающихся, воспользовавшихся льготой за декабрь 2022 года (от 12.12.2022 N 5267, от 12.12.2022 N 5276, от 11.01.2023 N 108).
Факт выполнения своих обязательств, Общество фиксировало отчётами о возмещении недополученных доходов организации железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся, копиями сводных ведомостей по перевозке льготников по льготе 2605, 2606 (школьники и студенты). Сумма недоплаты за период с 01.12.-31.12.2022 года по расчётам Общества составила 2658466 руб. 10 копеек.
22.12.2022 письмом N 19.4.1/1678 Министерство уведомило Общество о выполнении обязательств в 2022 году по обеспечению представления субсидии и отказало в возмещении недополученных доходов за 2022 год.
Общество направило в адрес Министерства претензию о добровольном возмещении суммы субсидии. Претензия оставлена Министерством без исполнения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта, относится реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, у последнего возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел право на установление регулируемых цен (тарифов) не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне её субъектов по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 20.09.2009 N 900 "О предоставлении льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения" (далее - Постановление N 900) установлена льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в отношении обучающихся общеобразовательных организаций старше 7 лет, а также обучающихся по очной форме обучения в профессиональных общеобразовательных организациях высшего образования в размере 50-процетной скидки от действующего тарифа в период с 01.01.2022 по 15.06.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022.
Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2021 N 71/91 "Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" тариф для расчета с пассажирами установлен в размере 18 руб. 50 коп. за одну десятикилометровую зону.
Суд ошибочно сослался в решении на постановление Региональной службы по тарифам РО от 31.01.2017 N 3/2, которое утратило силу. Однако, данное указание не привело к принятию судом незаконного решения.
Во исполнение Постановления N 900 между Министерством и Обществом заключено соглашение от 12.08.2022 N 24-0 "О предоставлении из областного бюджета субсидии организации железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения" (далее - Соглашение), пунктом 1.1 которого установлено, что предметом соглашения является предоставление из бюджета Ростовской области в 2022 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров, являющихся обучающимися общеобразовательных организаций старше 7 лет, а также обучающимися по очной форме обучения в профессиональных общеобразовательных организациях высшего образования в размере 50-процетной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Ростовской области.
Исходя из установленного размера субсидирования, на основании предоставленных Обществом данных о пассажиропотоке в 2022 году, условия соглашения исполнены и истцу из областного бюджета выплачена сумма 52680700 руб. субсидии.
Таким образом, Обществу были компенсированы из областного бюджета недополученные доходы за 2022 год.
В установленном порядке Обществом вышеуказанный тариф на 2022 год оспорен или признан недействительным не был.
Между тем на Министерство не могут быть возложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого перевозчика.
В Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 N 587р, отражено, что убытки перевозчика, не покрываемые средствами, предусмотренными контрактами, и возникшие вследствие его неэффективной деятельности, не подлежат компенсации со стороны субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 19, 20, 21.2 Методики расчёта экономических затрат, учитываемых при формировании цен(тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утверждённой приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1 (далее - Методика N 235-т/1), в состав экономически обоснованных затрат включаются, в том числе расходы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при организации пассажирских перевозок в пригородных поездах, расходы по использованию железнодорожного подвижного состава (если компания не является собственником подвижного состава и использует указанные объекты основных средств на основе договоров аренды или лизинга), а также расходы на выполнение работ (услуг) в рамках действующего законодательства.
Методикой N 235-т/1 предусмотрено, что в случае, если субъект регулирования в течение периода регулирования понес экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования, в том числе затраты, связанные объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение периода регулирования, эти затраты учитываются при установлении регулируемых тарифов (цен) на текущий период (год) и период регулирования.
В данном случае, истец вправе заявлять требование о взыскании убытков, представляющих собой разницу между суммой дохода, которую он мог получить при применении экономически обоснованного тарифа, но в пределах фактически понесенных экономически оправданных затрат, и суммой дохода, полученного с применением установленного тарифа, а также полученных сумм субсидий по льготным категориям потребителей.
Истцом не доказано, что недополученные доходы в размере 2658466 руб. 10 коп. являются экономически обоснованными и могут быть отнесены к расходам, связанным с регулируемым видом деятельности.
Образовавшаяся разница между расходами и доходами истца, не означает, что эта разница явилась следствием тарифного регулирования Ростовской области.
Пунктом 4.4.1 соглашения установлено, что получатель субсидии вправе направлять в Министерство предложения о внесении изменений в договор.
Пунктом 7.3 соглашения установлено, что изменение соглашения осуществляется по соглашению сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью соглашения.
Доказательства того, что Общество обращалось в Министерство с предложениями по увеличению в бюджете Ростовской области субсидии на возмещение недополученных доходов, равно как и с предложением о заключении дополнительных соглашений, увеличивающих лимит денежных обязательств, в материалы дела не представлены.
Соглашение о предоставлении субсидии ограничило субсидию пределами лимитов бюджетной обеспеченности, и подписав соглашение, получатель субсидии выразил согласие на компенсацию потерь в пределах лимитов бюджетной обеспеченности.
Указанная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2022 N 307-ЭС22-7506. Ссылка суда первой инстанции на указанное определение является обоснованным и применимым к рассматриваемым отношениям, поскольку указывает на то, что компенсация недополученных доходов осуществлена обществу из областного бюджета согласно достигнутому с главным распорядителем соглашению и на основании документов истца, подтверждающих фактически оказанные услуги по осуществлению перевозок железнодорожным транспортом. При этом установленный тариф на перевозку оспорен не был и недействительным (незаконным) не признан. Доказательств, позволяющих выявить экономически обоснованные и неучтенные при установлении тарифов расходы, истцом при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Таким образом, истцом нарушена процедура увеличения субсидии на возмещение недополученных доходов, закрепленная в пунктах 4.4.1 и 7.3 соглашения.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает верным вывод суд первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Общества.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2023 по делу N А53-19048/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19048/2023
Истец: АО "СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9602/2024
20.05.2024 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-19048/2023
19.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1256/2024
01.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17099/2023
19.09.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-19048/2023