30 ноября 2023 г. |
А38-1462/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинского центра "Умный доктор"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.09.2023
по делу N А38-1462/2023,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медицинского центра "Умный доктор" (ИНН 1215188643, ОГРН 1151215002608) о признании незаконными решений Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл, выраженных в приказах N 55 от 17.02.2023 и N 157 от 06.04.2023,
при участии в судебном заседании представителей:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл - Заевой О.А. по доверенности от 20.03.2023 N 5 сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании представлен,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Умный доктор" (далее - ООО МЦ "Умный доктор", Общество, медицинская организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными решений Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл (далее - Территориальный фонд, Фонд), выраженных в приказах N 55 от 17.02.2023 "О проведении повторной экспертизы", N 157 от 06.04.2023 "О результатах повторной экспертизы качества медицинской помощи в ООО Медицинском центре "Умный доктор".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы безопасности России по Республике Марий Эл (далее - УФСБ России по Республике Марий Эл), акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - Страховая компания).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.09.2023 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО МЦ "Умный доктор" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы настаивает на том, что у Территориального фонда отсутствовали основания для проведения повторной экспертизы качества медицинской помощи: пункт 49 Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденного Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н (далее - Порядок N 231н), поименованный в приказе N 55 от 17.02.2023, не допускает проведение реэкспертизы на основании поручения УФСБ России по Республике Марий Эл.
Кроме того, поскольку предметом проведения реэкспертизы являлось экспертное заключение, то не было необходимости вновь изучать заключение экспертизы, по которому была дана оценка.
Фонд, Страховая компания в отзывах на апелляционную жалобу указывают на законность и обоснованность судебного акта, просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Территориального фонда поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
ООО МЦ "Умный доктор", Страховая компания ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемых приказов.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Статья 3 Федерального закона N 326-ФЗ определяет обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) как вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Частью 1 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, территориальный фонд в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ).
Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения утвержден Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н.
Пунктами 47-49 Порядка N 231н предусмотрено, что повторная экспертиза качества медицинской помощи проводится последовательно с экспертизой качества медицинской помощи, осуществляемой страховой медицинской организацией, с привлечением эксперта качества медицинской помощи, не участвующего в проведении первичной экспертизы, включенного в единый реестр экспертов качества медицинской помощи.
Задачами реэкспертизы являются:
1) проверка обоснованности и достоверности заключения специалиста-эксперта или эксперта качества медицинской помощи, первично проводившего медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи;
2) контроль деятельности специалистов-экспертов/экспертов качества медицинской помощи.
При этом реэкспертиза проводится в случаях:
1) выявления нарушений при организации страховой медицинской организацией контроля;
2) наличия противоречий выводов эксперта качества медицинской помощи описанию выявленных нарушений в экспертном заключении;
3) поступления жалобы застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи.
Установлено по делу, что 18.01.2021 Территориальный фонд, АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Марийского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и ООО МЦ "Умный доктор" заключили договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, по условиям которого медицинская организация обязалась со дня вступления договора в силу и до 31 декабря текущего года (включительно) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи (медицинскую помощь в амбулаторных условиях, специализированную медицинскую помощь, высокотехнологичную медицинскую помощь), в случае если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязалась оплатить оказанную застрахованному в страховой медицинской организации лицу указанную медицинскую помощь в соответствии с настоящим договором. Кроме того, медицинская организация обязалась оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в случае если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в которой застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования, а Фонд обязался оплатить указанную медицинскую помощь.
30.12.2021 Территориальный фонд, АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и ООО МЦ "Умный доктор" заключили на аналогичных условиях договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 38, действующий до 31.12.2022 (включительно).
На основании поручения Территориального Фонда от 23.08.2022, а также в соответствии с требованием УФСБ России по Республике Марий Эл от 12.08.2022 АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" провела внеплановую экспертизу качества медицинской помощи принятых к оплате и оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования 45 случаев высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной ООО МЦ "Умный доктор".
В ходе проведения экспертизы АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" признаны бездефектными 28 случаев оказания медицинской помощи, а в 17 случаях выявлены нарушения с кодом дефекта 2.16.1 "Несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов: оплаченный случай оказания медицинской помощи не соответствует тарифу, установленному законодательством об обязательном медицинском страховании" (оказанная медицинская помощь не соответствует тарифу оказания высокоспециализированной медицинской помощи. Эксперт качества медицинской помощи рекомендовал произвести оплату в рамках специализированной медицинской помощи).
По результатам экспертизы качества составлены заключения от 07.11.2022.
ООО МЦ "Умный доктор", выявив допущенные АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" нарушения при проведении экспертизы, и не согласившись с нарушением по коду дефекта 2.16.1, отправило в Территориальный фонд претензии по 17 случаям оказания медицинской помощи от 08.12.2022 с сопроводительным письмом (т. 1, л.д. 123-124, 124, оборот -149)
На основании претензий ООО МЦ "Умный доктор" Территориальный фонд провел реэкспертизу 17 случаев оказания медицинской помощи и выявил нарушения, не установленные страховой медицинской организацией (т. 1, л.д. 89, 90-91, 92-122).
26.01.2023 экспертная комиссия Фонда рассмотрела доводы, изложенные в сопроводительном письме, и претензиях ООО МЦ "Умный доктор", и признала их не подлежащими удовлетворению. При этом комиссия частично подтвердила нарушения, допущенные страховой медицинской организацией при оформлении документов по результатам контрольно-экспертных мероприятий, на которые указывало Общество в сопроводительном письме к претензиям (т. 1, л.д. 150-161).
Так, пунктом 43 Порядка N 231н предусмотрено, что по итогам экспертизы качества медицинской помощи экспертом составляется и направляется в территориальный фонд/Федеральный фонд или страховую медицинскую организацию экспертное заключение (протокол) о результатах экспертизы качества медицинской помощи по форме, утверждаемой Федеральным фондом.
На основании экспертного заключения (протокола) страховой медицинской организацией/территориальным фондом/Федеральным фондом составляется заключение о результатах экспертизы качества медицинской помощи по форме, утверждаемой Федеральным фондом, в котором указывается сумма неоплаты и (или) уменьшения оплаты оказания медицинской помощи, и суммы выставленных штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
В случае составления экспертного заключения (протокола) и заключения о результатах медико-экономической экспертизы в форме документа на бумажном носителе, они составляются в двух экземплярах, один из которых передается в медицинскую организацию, другой остается в страховой медицинской организации/территориальном фонде/Федеральном фонде. Копия заключения (заключений) о результатах экспертизы качества медицинской помощи направляется инициатору проведения экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с подпунктом 8 пункта 35 настоящего Порядка.
Между тем страховая компания выполнила на бумажном носителе и составила в одном экземпляре реестр заключений по результатам экспертизы качества медицинской помощи от 07.11.2022 N 00000 8816, заключение по результатам экспертизы качества медицинской помощи от 07.11.2022 N 8816/2186, экспертные заключения к заключению N 8816/2186 (протоколы).
Кроме того, представленные копии экспертных заключений (протоколов) не соответствуют форме, утвержденной Приложением N 3 Приказа Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 19.09.2022 N 120н "Об установлении форм заключения по результатам медико-экономического контроля, заключения по результатам медико-экономической экспертизы, заключения по результатам экспертизы качества медицинской помощи, заключения по результатам мультидисциплинарной внеплановой целевой экспертизы качества медицинской помощи, реестра заключений по результатам медико-экономического контроля, реестра заключений по результатам медико-экономической экспертизы, реестра заключений по результатам экспертизы качества медицинской помощи, претензии, уведомления о проведении медико-экономической экспертизы и (или) экспертизы качества медицинской помощи".
Из экспертных заключений (протоколов) исключены пункты 6 и 7, а шрифт пункта 5 не поддается прочтению (т. 1, л.д. 92-122).
Приказом Территориального фонда N 42 от 03.02.2023 претензии ООО МЦ "Умный доктор" признаны не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, Территориальный фонд обоснованно установил нарушение страховой медицинской организацией Порядка N 231н при организации внеплановой экспертизы качества медицинской помощи, что послужило законным основанием для проведения повторной экспертизы качества медицинской помощи и вынесения приказа N55 от 17.02.2023 "О проведении повторной экспертизы".
Кроме того, 16.02.2023 Территориальный Фонд получил требование УФСБ России по Республике Марий Эл о проведении повторной экспертизы качества медицинской помощи по случаям высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной в условиях стационара в 2021 - 2022 годах по профилю "травматология и ортопедия" ООО МЦ "Умный доктор", по которым Страховая компания не выявила нарушений при проведении первичной экспертизы.
Согласно подпункту 8 пункта 35 Порядка N 231н внеплановая целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится по поручению Федерального фонда/территориального фонда, в том числе в соответствии с запросом Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, а также в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования органов дознания и следствия, прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы дознания и следствия, прокуратуры материалам и обращениям (при непроведении по данным случаям оказания медицинской помощи плановой экспертизы качества медицинской помощи).
Пунктом 1 части 1 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса к органам дознания отнесены органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям органов федеральной службы безопасности (пункт 2 части 1 статьи 13 Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
Статьей 2 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" установлено, что к органам федеральной службы безопасности относятся управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности).
Следовательно, требование Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Марий Эл от 16.02.2023 (т. 1, л.д. 162) также послужило основанием для проведения Территориальным фондом повторной экспертизы качества медицинской помощи.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 49 Порядка N 231н, а также во исполнение требования УФСБ России по Республике Марий Эл от 16.02.2023 Территориальный Фонд издал приказ N55 от 16.02.2023 о проведении в медицинской организации повторной экспертизы качества медицинской помощи по результатам экспертизы качества медицинской помощи, проведенной страховой медицинской организацией по случаям высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной в условиях стационара по профилю "травматология и ортопедия" в марте - июне, октябре, декабре 2021 года и в феврале - июле 2022 года.
Согласно пункту 50 Порядка N 231н территориальный фонд не позднее, чем за пять рабочих дней до начала реэкспертизы направляет в страховую медицинскую организацию и медицинскую организацию письменное уведомление, содержащее следующие сведения:
1) основание проведения реэкспертизы;
2) тему реэкспертизы;
3) сроки проведения реэкспертизы;
4) проверяемый в рамках реэкспертизы период;
5) перечень документов, необходимых для проведения реэкспертизы.
Пунктом 51 Порядка N 231н предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней после уведомления, предусмотренного пунктом 50 настоящего Порядка, территориальному фонду представляются:
медицинской организацией - медицинская, учетно-отчетная и прочая документация, протоколы заседания врачебной комиссии по рассмотренным жалобам и (или) случаям летального исхода, по дополнительному требованию - результаты внутреннего и ведомственного контроля безопасности и качества медицинской деятельности.
Уведомлением от 22.02.2023 Территориальный фонд известил ООО МЦ "Умный доктор" о проведении повторной экспертизы качества медицинской помощи с 09.03.2023 по 25.04.2023 и представлении документов для проведения экспертизы в соответствии с перечнем.
ООО МЦ "Умный доктор" получило уведомление Фонда 27.02.2023, однако в установленный срок (в течение пяти рабочих дней после получения уведомления) не представило истребованную медицинскую документацию (т. 1, л.д. 14-16, 66-67).
Письмом от 15.03.2023 Фонд сообщил заявителю об истечении 07.03.2023 срока для представления документов (медицинских карт стационарного больного) и рекомендовал незамедлительно их отправить (т. 1, л.д. 17), на что ООО МЦ "Умный доктор" в ответном письме от 15.03.2023 N 47 сообщило о направлении обращения в УФСБ России по Республике Марий Эл (т.1 л.д.44).
Эксперт качества медицинской помощи подготовил экспертные заключения (протоколы) от 05.04.2023, в которых указал, что повторная экспертиза качества медицинской помощи не проведена в связи с непредставлением первичной медицинской документации ООО МЦ "Умный доктор".
На основании экспертных заключений Территориальный фонд составил заключение по результатам экспертизы качества медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 51 Порядка N 231н и на основании решения экспертной комиссии Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл Фонд издал приказ N157 от 06.04.2023 об утверждении результатов повторной экспертизы качества медицинской помощи в ООО МЦ "Умный доктор" и применении к медицинской организации финансовой санкции по 28 страховым (экспертным) случаям с кодом нарушения 2.12 "Непредставление медицинской документации, учетно-отчетной документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации, а также результатов внутреннего и внешнего контроля медицинской организации, безопасности оказания медицинской помощи без объективных причин в течение 10 рабочих дней после получения медицинской организацией соответствующего запроса от Федерального фонда обязательного медицинского страхования или территориального фонда обязательного медицинского страхования, или страховой медицинской организации, или специалиста-эксперта, эксперта качества медицинской помощи, действующего по их поручению".
Письмом от 21.04.2023 Общество направило в Фонд запрашиваемую первичную медицинскую документацию, которую Фонд не принял в связи с истечением срока представления, возбуждением арбитражным судом производства по делу N А38-1462/2023.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемые приказы Территориального фонда соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал ООО МЦ "Умный доктор" в удовлетворении заявленных требований.
Довод ООО МЦ "Умный доктор" о том, что такое нарушение может быть выявлено исключительно в ходе проведения медико-экономической экспертизы, а не экспертизы качества оказанной медицинской помощи правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н утвержден Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (далее - Перечень оснований), который разделен на три самостоятельных раздела в целях упорядочивания организации и проведения контрольно-экспертных мероприятий в сфере обязательного медицинского страхования.
Согласно Порядку N 231н по результатам медико-экономической экспертизы к медицинской организации применяются коды дефектов, установленные разделом II Перечня оснований (пункт 26 Порядка N 231н).
Из логического толкования норм Порядка N 231н следует, что Минздравом России не установлены такие же ограничительные правила о санкциях, применяемых по результатам экспертизы качества оказанной медицинской помощи, соответственно, к медицинской организации могут быть применены коды нарушений, установленные как разделом II Перечня оснований, так и разделом III. Кроме того, из пункта 76 Порядка N 231н также усматривается возможность применения в рамках экспертизы качества медицинской помощи кодов нарушений раздела II Перечня оснований.
Эксперт качества может провести оценку необходимых параметров, рассматриваемых в рамках медико-экономической экспертизы.
Исходя из частей 5 и 6 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ, эксперт качества медицинской помощи обладает достаточной квалификацией, чтобы при проведении экспертизы качества медицинской помощи без привлечения дополнительных ресурсов по организации проведения медико-экономической экспертизы выявлять и отражать в заключении любые нарушения, отнесенные к разделу II Перечня оснований. Следовательно, обратная позиция ООО МЦ "Умный доктор" является ошибочной, основанной на неверном толковании законодательства об обязательном медицинском страховании.
Все другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку они не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ООО МЦ "Умный доктор" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.09.2023 по делу N А38-1462/2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.09.2023 по делу N А38-1462/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинского центра "Умный доктор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1462/2023
Истец: ООО Медицинский центр Умный доктор
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл
Третье лицо: АО Марийский филиал Страховая компания СОГАЗ-МЕД, УФСБ России по РМЭ