г. Москва |
|
04 декабря 2023 г. |
Дело N А40-91026/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2023 по делу N А40-91026/23,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674) и Правительства Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
третьи лица: 1) Правительство Москвы;
2) АО "Специализированный застройщик "Управление экспериментальной застройки микрорайонов"
о признании недействительным (незаконным) уведомления об отказе в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Геворков И.С. по дов. от 22.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Удилова Е.Л. по дов. от 24.01.2023; |
от третьих лиц: |
1. Геворков И.С. по дов. от 19.07.2023; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) и Правительство Москвы обратились в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) об оспаривании уведомления от 22.02.2023 N КУВД-001/2022-50624540/4.
Решением от 28.08.2023 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателей апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель АО "Специализированный застройщик "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене.
Согласно материалам дела, Департамент обратился в Управление с заявлением от 15.11.2022 N КУВД-001/2022-50624540 об осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 01.09.2022 к договору аренды от 17.09.2015 N И-03-000913 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005020:4341 по адресу: г. Москва, ул. 16-я Парковая, вл. 20-22.
Уведомлением от 18.11.2022 N КУВД-001/2022-50624540/1 Управление Росреестра по Москве приостановило государственную регистрацию дополнительного соглашения.
Уведомлением от 22.02.2023 N КУВД-001/2022-50624540/4 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации вышеуказанного дополнительного соглашения.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, Департамент обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, не соглашается с выводами суда первой инстанции, приходит к выводу о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ДГИ Москвы требований.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Судом первой инстанции в решении указано, что срок действия договора аренды земельного участка от 17.09.2015 N И-03-000913 истек. Сведения о разрешенном использовании земельного участка в ЕГРН не актуализированы.
Так как действующий ЗК РФ не предусматривает возможность пролонгации договоров аренды земельных участков, в то время как п.3 ст.39.6 ЗК РФ установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, в то время как условия реализации такого права установлены в п. 4 указанной статьи.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Управления отсутствуют основания для проведения действий по государственной регистрации дополнительного соглашения от 01.09.2022 к договору аренды земельного участка от 17.09.2015 N И-03-000913 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005020:4341, расположенного по адресу: г. Москва, 16-я Парковая, вл.20-22.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
На земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005020:4341, расположенного по адресу г. Москва, 16-я Парковая, вл. 20-22, между Департаментом и АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" (АО "УЭЗ" Общество, Арендатор) заключен договор аренды от 17.09.2015 N И-03-000913 для целей строительства многофункционального гаражного комплекса.
Согласно пункту 2.1 Договор заключен сроком на 6 лет.
Указанный договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) в установленном порядке.
При этом, согласно данным ЕГРН, датой государственной регистрации договора аренды земельного участка для целей капитального строительства N И-03-000913 является 21.01.2016; срок действия с 21.01.2016 с даты государственной регистрации на 6 лет.
В рамках исполнения обязательств по инвестиционному контракту от 03.02.2006 г. N 12-006792-5301-0013-00001-06 по проектированию и строительству многофункционального гаражного комплекса по адресу: г. Москва, 104 км МКАД, вл. 8 между АО "УЭЗ" и ДГИ г. Москвы в отношении земельного участка с кадастровым номером: 77:03:0005020:4341 заключен договор аренды: от 30.06.2015 NИ-03-000867.
Пунктом 1.1 указанного договора установлено, что предметом договора является земельный участок площадью 2 313 кв.м из состава земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:03:0005020:4341, разрешенное использование которого: общественное управление (3.8) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); рынки (4.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)) общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных 6 и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3).
Аналогичные сведения относительно видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005020:4341 установлены в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН, представленной в материалы дела.
Указанные сведения относительно видов разрешенного использования земельного участка также содержатся в ГПЗУ N ИСОГД 45313000-08-168663 от 04.03.2016.
Таким образом, сведения относительно видов разрешенного использования земельного участка, установленные в п. 1.1 договора аренды от 17.09.2015 N И-03-000913 совпадают с данными, содержащимися в ЕГРН.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, урегулированы п.3 ст.39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права п.4 данной статьи.
Пункт 3 ст. 39.6 ЗК РФ устанавливает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной специальным инвестиционным контрактом, лицу, с которым заключен специальный инвестиционный контракт (п.23.2).
При этом, согласно п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В рамках исполнения обязательств по инвестиционному контракту от 03.02.2006 г. N 12- 006792-5301-0013-00001-06 по проектированию и строительству многофункционального гаражного комплекса по адресу: г. Москва, 104 км МКАД, вл. 8 между АО "УЭЗ" и ДГИ г. Москвы в отношении земельного участка с кадастровым номером: 77:03:0005020:4341 заключен договор аренды: от 30.06.2015 N>И-03-000867.
На заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 19.08.2021 N 29 (ГЗК) было принято решение согласиться с продлением срока исполнения обязательств ОАО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" (Арендатор, АО УЭЗ) по проектированию и получению разрешения на строительство (I этап реализации инвестиционного проекта) объекта II пускового комплекса - административно-сервисного центра в составе многофункционального гаражного комплекса по адресу: 16-я Парковая, влд. 20-22 и многофункционального гаражного комплекса по адресу: 104 км МКАД, влд. 8 до 31.12.2024 без применения штрафных санкций.
АО "УЭЗ" направило в адрес Департамента письмо от 03.11.2021 УЭЗ-Исх-6674/21 (вх.N ДГИ-Э-137483/21), которым просило подготовить и направить на подписание в адрес АО "УЭЗ" дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 17.09.2015 NИ-03-000913 и осуществить пересчет размера ежегодной арендной платы.
Департаментом в адрес Арендатора письмом от 30.11.2021 N ДГИ-Э-137483/21-1 был направлен проект дополнительного соглашения к договору аренды от 17.09.2015 NИ-03-000913.
Впоследствии, в проект дополнительного соглашения вносились правки, что подтверждается перепиской между Департаментом и АО "УЭЗ" (письма N N ДГИ-Э-158842/21 от 15.12.2021, ДГИ-Э-158842/21-1 от 10.01.2022, ДГИ-Э-7026/22 от 24.01.2022, ДГИ-Э-7026/22-1 от 21.02.2022, ДГИ-Э-42222/22 от 01.04.2022, ДГИ-Э-42222/22-1 от 27.04.2022, ДГИ-Э-74138/22 от 31.05.2022, ДГИ-Э-74138/22-1 от 09.06.2022).
Согласно п. 1 Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка ОТ 17.09.2015 N И-03-000913, изменения в абзац первый пункта 4.2 раздела 4 Договора от 17.09.2015 N И-03-000913 вносятся, в том числе, на основании обращения Арендатора от 31.05.2022 N ДГИ-Э-74138/22.
Между тем, как усматривается из текста письма от 31.05.2022 N ДГИ-Э-74138/22, необходимость внесения правок в проект дополнительного соглашения к Договору в части изменения срока до 31.12.2024 были обусловлены, в том числе, изменением с 13.04.2022 изменениями в фирменном наименовании, что подтверждается записью в ЕГРЮЛ от 13.04.2022.
Таким образом, первичное обращение Арендатора в Департамент о заключении нового договора аренды земельного участка было подано 03.11.2021, т.е. до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка и, следовательно, соответствует условиям, предусмотренным п.4 ст.39.6 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Департаментом в управление были представлены все необходимые документы для совершения испрашиваемой государственной регистрации.
Таким образом, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, с учетом изложенного, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований апелляционный суд полагает необходимым обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 01.09.2022 к договору аренды от 17.09.2015 N И-03-000913 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005020:4341 по адресу: г.Москва, 16-я Парковая ул., вл. 20-22.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.08.2023 по делу N А40-91026/23 отменить.
Признать недействительным (незаконным) уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 22.02.2023 N КУВД-001/2022-50624540/4 об отказе в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 01.09.2022 к договору аренды от 17.09.2015 N И-03-000913 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005020:4341 по адресу: г. Москва, 16-я Парковая ул., вл. 20-22.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 01.09.2022 к договору аренды от 17.09.2015 N И-03-000913 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005020:4341 по адресу: г.Москва, 16-я Парковая ул., вл. 20-22.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91026/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАСТРОЙКИ МИКРОРАЙОНОВ", ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ