г. Владимир |
|
08 декабря 2023 г. |
Дело N А43-9998/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08.12.2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белякова Е.Н., судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сизовой Е.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Квартал Европейский" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2023 по делу N А43-9998/2023, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Квартал Европейский" (ОГРН 1225200026105 ИНН 5262387121) к публичному акционерному обществу "ТНС энерго Нижний Новгород" (ОГРН 1055238038316 ИНН 5260148520) об обязании произвести перерасчет,
при участии представителей:
от ответчика - Денисова Н.П., по доверенности от 07.12.2022 N 720, сроком действия по 31.12.2025, представлен диплом от 30.06.2004 N 4527, свидетельство о заключении брака от 21.02.2009,
УСТАНОВИЛ:
Истцом заявлены требования об обязании ответчика: 1) использовать для расчета платы электроэнергии, потребляемой по договору N 7683000, заключённому сторонами, тариф, установленный пунктом 3 Приложения N 1 Решение РСТ N 49/16 от 25.11.2022, а именно: тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными электроустановками, и приравненные к нему, в т.ч. для исполнителей коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов; 2) осуществить в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу перерасчет платы за электроэнергию, потребленную истцом по договору N 7683000, за период с ноября 2022 г. и до даты вступления в силу решения суда по настоящему делу, используя тарифы, установленные пункте 3 Приложения N 1 Решения РСТ 55/1 (N 49/16 от 25.11.2022).
Решением от 02.10.2023 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Квартал Европейский" (далее - ООО "УК Квартал Европейский", истец) обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель апелляционной жалобы ссылается на тот факт, что машино-места - не общее имущество, не является основанием для применения более дорого тарифа на электроэнергию. В качестве примера приведены квартиры данного МКД, которые также не являются общим имуществом и находятся в частной собственности, т.е. имеют аналогичный статус. Однако, ответчик начисляет плату за использование электроэнергии в квартирах и местах общего пользования надземной части МКД по более низкому тарифу.
Полагает, что вывод суда о том, что ответчик не начисляет истцу плату за содержание мест общего пользования автостоянки, не соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам, т.к. истец утверждал обратное, а ответчик согласился с этим в судебном заседании.
Кроме того, истец предоставил суду фотографии, подтверждающие, что именно в местах общего пользования (проезды, проходы) установлены потребители электроэнергии. Об этом же свидетельствует акт осмотра от 12.07.23, составленный на основании определения суда и акт от 09.04.23, фототаблица, представленные в суд первой инстанции с исковым заявлением. Ответчик же не представил надлежащих доказательств, полученных в соответствии с нормами арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нахождения на территории машино-мест МКД (не местах общего пользования) осветительных приборов. Доводы представителя ответчика о том, что на одном из более чем 300-т мест паркинга имеется лампа, не должен был принят судом, т.к. не указано на каком месте эта лампа и чем это подтверждается (предоставление обезличенной фотографии не может являться надлежащим доказательством). Суд первой инстанции не дал оценки этому обстоятельству.
Считает, что именно ответчик, как гарантирующий поставщик электроэнергии, должен был доказать, что электроэнергия не используется для освещения мест общего пользования, чего сделано не было.
Указывает, что общим собранием собственников помещений в домах N N 9, 9 корп.1 по ул.Тимирязева г.Н.Новгорода от 06.02.23 принято решение о заключении прямых договоров с РСО на оплату за электроэнергию. Подобные договоры заключены ответчиком с собственниками квартир, офисов в данных домах. С собственниками машино-мест ответчиком такие договора не заключены, т.к. на машино-местах нет потребителей электроэнергии. Суд первой инстанции оценки этим доводам и представленным решениям общих собраний не дал. Считает, что вывод суда первой инстанции о том, что освобождения собственников машино-мест от оплаты электроэнергии законодательно не установлено, не соответствует нормам права, так как если бы на машино-местах было потребление электроэнергии, то ответчик должен был бы заключить с собственниками машино-мест прямые договоры.
Вместе с тем, на машино-местах нет потребителей электроэнергии. То, что часть освещения с осветительных приборов поступает на машино-места (из-за отсутствия стен между МОПами и машино-местами), не свидетельствует о потреблении электроэнергии именно этими машино-местами.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, вынесенное решение легализует факт того, что электроэнергия в подземном паркинге используется исключительно для освещения машино-мест, находящихся в частной собственности, но не используется для освещения мест общего пользования, что противоречит фактическим обстоятельствам.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу возразил по доводам заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является управляющей организацией многоквартирных домов N 9 и N 9 корп.1 по ул.Тимирязева г.Н.Новгорода, что подтверждается письмами Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N исх -515-499380/22 от 20.10.2022 и N исх-515-553971/22 от 21.11.2022.
Сторонами заключен договор энергоснабжения N 7683000 от 01.01.2023, по условиям которого гарантирующий поставщик (ответчик) обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно путем заключения договоров с третьими лицами, обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю. Покупатель (истец) обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме и (или) в целях индивидуального потребления электрической энергии потребителями покупателя, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, определенных договором (пункты 1.1 -1.2 договора).
Согласно Приложению N 2 к договору объектом потребления является подземная автостоянка, расположенная по ул. Тимирязева, д. 9, д.9/1. Расчет объема потребленной электроэнергии по договору ответчик производит по тарифу 7,23 руб./кВт*ч, установленному пунктом 6.1.1 Приложения N 1 Решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 25 ноября 2022 N49/16 (далее - Решение РСТ N49/16).
Пунктом 6.1.1 указанного Приложения N 1 Решения РСТ N 49/16 установлено, что по тарифу 7,23 руб./кВт*ч предоставляется электроэнергия для потребителей, приравненных к населению, а именно: исполнителей коммунальных услуг (товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций), наймодателей (или уполномоченных ими лиц), предоставляющих гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования, за исключением: исполнителей коммунальных услуг (товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций), приобретающих электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов; наймодателей (или уполномоченных ими лиц), предоставляющих гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда.
Истец указал, что для расчета платы за электроэнергию, израсходованную на содержание подземной автостоянки домов, должен применяться тариф, определённый пунктом 3 Приложения N 1 Решения РСТ N 49/16, а именно: тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными электроустановками, и приравненные к нему, в т.ч. для исполнителей коммунальных услуг (товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций), приобретающих электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов.
Аналогичные положения содержит Решение РСТ N 55/1 от 14.12.2021. Ответчику направлена претензия б/н от 31.01.2023, в которой истец просил использовать для расчетов по договору иной тариф и произвести перерасчет с ноября 2022.
Ответчик требования претензии добровольно не исполнил, что явилось основанием для обращения в суд.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Кодекса предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Решением РСТ Нижегородской области от 25.11.2022 N 49/16 установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Нижегородской области.
Как следует из ответа РСТ Нижегородской области на запрос ответчика N ТНС - 4533/65 от 10.07.2023, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, а также Приказа ФАС России от 10 марта 2022 г. N 196/22, которым утверждена форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на 2023, тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей дифференцируются в зависимости от категории потребителей, места их проживания, а также от степени благоустройства дома. При этом такие категории как подземные автостоянки, машино-места, нежилые помещения, используемые под подземную парковку в многоквартирных домах, не предусмотрены.
Cогласно п.п. 1-4 и п. 6.1 Приложения 1 к тарифному решению следует, что по тарифам, установленным п.п.1-4 оплачивается электрическая энергия, приобретаемая исполнителями коммунальных услуг для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений, а также для содержания общего имущества многоквартирного дома. Электрическая энергия, приобретаемая исполнителями коммунальных услуг для коммунально-бытового потребления населения на иные нужды (в том числе, для использования в нежилых помещениях), оплачивается по тарифам, установленным п. 6.1 Приложения 1 к тарифному решению.
По мнению регулятора, основным фактором, определяющим применение тарифов на электрическую энергию в отношении автостоянок, является их правовой статус (отнесение их к нежилым помещениям или включение их в состав общего имущества многоквартирного дома).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места.
Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзацах 5, 6 пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 489-О-О, при этом помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ.
При определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в частности при отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, следует, как указано в пункте 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) использовать сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3).
В соответствии с подпунктами "а" и "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Доказательств, что спорная автостоянка построена за счет средств собственников помещений многоквартирных дома N 9 и N 9 корп.1 по ул. Тимирязева и принадлежит им на праве общей долевой собственности истцом не представлено.
В соответствии с абзацем 12 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) "нежилое помещение в многоквартирном доме" - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино - места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Технических паспортов на многоквартирные дома N 9 и N 9 корп. 1 по ул. Тимирязева либо иной технической документации истцом не представлено.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН, машино -местам на спорной автостоянки присвоены отдельные кадастровые номера, они не отнесены к общему имуществу собственников МКД. Истцом предоставлены в материалы дела сведения о зарегистрированных правах собственности на машино-места, ответчик также предоставил свидетельство о регистрации прав собственности за конкретным гражданином на одно машино-место.
Следовательно, машино-места являются самостоятельными объектами недвижимости, они могут быть реализованы неограниченному кругу лиц, даже тем, кто не проживает в домах N 9 и N 9 корп. 1 по ул. Тимирязева.
Поскольку машино-места на подземной автостоянке принадлежит отдельным собственникам, данное имущество не может быть отнесено к общему имуществу многоквартирных домов N 9 и N 9 корп.1 по ул. Тимирязева. Автостоянка относится к иным помещениям, имеющим самостоятельный характер по своему функциональному назначению (целевой характер - удовлетворение потребностей автовладельцев в парковочных местах), и состоит из нежилых помещений (машино-мест) и общего имущества собственников автостоянки.
Таким образом, собственники машино-мест являются собственниками индивидуально определенных нежилых помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, собственники машино-мест располагают внутри подземной автостоянки иным, обособленным от других собственников помещений, общим имуществом (общие проходы и проезды в подземном паркинге, вентиляционные камеры, системы внутреннего освещения, электроснабжения, система автоматического оборудования "Въезда и выезда", ворота, шлагбаумы, видео - наблюдение и т.д.), предназначенным для обслуживания исключительно машино - мест, нежилых помещений.
Понятие машино-места как объекта капитального строительства введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" путем дополнения статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации пунктом 29, в соответствии с которым машино-местом признается "предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке".
В свою очередь, жилищным законодательством устанавливается правовой режим машино-места как части нежилого помещения в МКД, предназначенного для размещения транспортных средств, в целях урегулирования порядка поставки в это нежилое помещение коммунальных ресурсов.
В соответствии с частью 6 статьи 15 ЖК РФ машино-место признается объектом жилищных прав в составе МКД в случае, когда он является неотъемлемой конструктивной частью МКД. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 (далее - постановление от 26.12.2016 N 1498) абзац двенадцатый пункта 2 Правил N 354 изложен в новой редакции, предусматривающей, что к нежилым помещениям в МКД приравниваются части МКД, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией). Поскольку согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, многоквартирным домом признается оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части, машино-места входят в состав МКД и подпадают под установленные жилищным законодательством правила предоставления коммунальных услуг только в том случае, когда они являются неотъемлемой конструктивной частью МКД (частью 6 статьи 15 ЖК РФ), предусмотренной проектной документацией МКД (абзац двенадцатый пункта 2 Правил N 354).
Одновременно с отнесением машино-мест к нежилым помещениям в МКД постановлением от 26.12.2016 N 1498 с 01.01.2017 изменен порядок поставки в нежилое помещение в МКД холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также отведения сточных вод. До издания указанного постановления соответствующие коммунальные услуги предоставлялись собственникам и пользователям помещений (жилых и нежилых) в МКД на основании договоров, заключаемых с управляющими организациями либо с созданными в МКД товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 9 Правил N 354), которые, в свою очередь, в качестве исполнителей коммунальных услуг приобретали у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пункт 13 Правил N 354).
При этом собственники нежилых помещений в МКД имели право в целях обеспечения своих помещений коммунальными ресурсами заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (пункт 18 Правил N 354).
В соответствии с абзацем третьим пункта 6 Правил N 354 (в редакции постановления от 26.12.2016 N 1498) поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в МКД, а также отведение сточных вод подлежала впредь осуществлению на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В то же время абзацем шестым пункта 6 Правил N 354 установлено, что положения абзаца третьего того же пункта не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в МКД под машино-места.
Таким образом, введенное в действие с 01.01.2017 изменение правового режима поставки коммунальных ресурсов в нежилые помещения в МКД в силу прямого указания Правил N 354 не распространяется на нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки). Изложенное означает, что при издании постановления от 26.12.2016 N 1498 в отношении этих нежилых помещений фактически сохранен ранее действовавший порядок поставки холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также отведения сточных вод. Следовательно, собственники являющихся неотъемлемой конструктивной частью МКД машино-мест не обязаны после 01.01.2017 заключать непосредственно с ресурсоснабжающими организациями договоры в целях поставки холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа, а также отведение сточных вод.
Постановлением от 26.12.2016 N1498, которым части МКД, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией) приравнены к нежилым помещением (абзац двенадцатый пункта 2 Правил N 354), а собственники площадей, отведенных в МКД под машино-места, изъяты из-под действия требования об обязательном заключении договоров ресурсоснабжения, обеспечивающих поставку холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилые помещение в МКД, а также отведение сточных вод, непосредственно с ресурсоснабжающими организациям (абзац шестой пункта 6 Правил N 354), установлен также порядок определения объема потребляемых в помещении, отведенном в МКД под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объема отводимых сточных вод.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 354 указанный объем определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии - исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.
Указанная правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2023 N 307-ЭС22-27718 по делу N А66-13487/2019.
Согласно актам допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию от 03.04.2019: прибор учета Меркурий 230 ART-03 PQRSIDN заводской номер 33653976, прибор учета Меркурий 230 ART-03 PQRSIDN заводской номер 33651525, прибор учета Меркурий 230 ART-03 PQRSIDN заводской номер 33651524 учитывают электрическую энергию, потребленную подземной автостоянкой МКД N 9 и N 9 корп. 1 по ул. Тимирязева. Указанные приборы учета не являются коллективными (общедомовыми) приборами учета отдельного МКД, поскольку учитываю электроэнергию, поступающую на автостоянку двух МКД.
Поскольку машино-места индивидуальными приборами учета не оборудованы, ответчик произвел справочный расчет объема по формуле (исходя из совокупной площади всех машино-мест и норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества):
4 463,3 м2- площадь машино - мест.
объем кВт.ч. по машино-местам - NCOИ х Sм.м. = 1,6 х 4463,3 = 7 141,28 кВт.ч.
Норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Нижегородской области утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 г. N 594 и составляет для рассматриваемых многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения - 1.6.
Ответчик указал, что в расчете не применяет повышающий коэффициент к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, чем не ущемляет прав истца.
Расчет объемов электрической энергии, произведенный ответчиком по нормативу, не превышает объемы электрической энергии, выставляемые истцу по показаниям установленных на автостоянке приборов учета.
Доказательственного расчета, позволяющего разделить объем элкетроэнергии, поставляемый для освещения машино-мест и общего имущества автостоянки истец не предоставил. Освобождения собственников машино-мест от оплаты электроэнергии законодательно не установлено.
Автостоянка в целом и машино-места в частности являются освещаемыми, что подтверждается актом совместного обследования сторон и произведенной во время его фотофиксацией. Доказательств отсутствия освещения автостоянки (машино-мест) истцом не представлено.
Кроме того, фотоматериалы с совместного осмотра автостоянки, проведенного сторонами 12.07.2023, свидетельствуют, что часть светильников установлена над машино-местами, а не в общих проездах.
Таким образом, спорная автостоянка с выделенными машино - местами не входит в состав общего имущества многоквартирных домов, однако, учитывая тот факт, что собственники машино-мест законом отнесены к категории "население" к ним правомерно может применяться тариф, предусмотренный для категории "потребители, приравненные к населению", что ответчик и осуществляет.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Аргументы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Каких-либо обстоятельств, основанных на доказательственной базе и существенно влияющих на оценку спорных правоотношений и результат разрешения заявленных требований, в апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к применению тарифа к объему электрической энергии, приходящемуся на подземный паркинг.
Так, согласно доводам, для расчета платы за электроэнергию, израсходованную на содержание подземной автостоянки домов, должен применяться тариф, определенный в пункте 3 Приложения N 1 Решения РСТ N 49/16, а именно: тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными электроустановками, и приравненные к нему, то есть 5,23 руб. (7,23 руб.* понижающий коэффициент - 0,724), как для содержания общедомового имущества.
Как следует из ответа РСТ Нижегородской области на запрос ПАО "ТНС Энерго-НН" N ТНС-4533/65 от 10.07.2023, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, а также Приказа ФАС России от 10 марта 2022 г. N 196/22, которым утверждена форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на 2023, тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей дифференцируются в зависимости от категории потребителей, места их проживания, а также степени благоустройства дома. При этом такие категории как подземные стоянки, машино-места, нежилые помещения, используемые под подземную парковку в многоквартирных домах, не предусмотрены.
Таким образом, из буквального толкования п.п.1-4 и п.6 Приложения 1 к тарифному решению, следует, что по тарифам, установленным п.п.1-4, оплачивается электрическая энергия, приобретаемая исполнителями коммунальных услуг для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений, а также для содержания общего имущества многоквартирного дома.
Электрическая энергия, приобретаемая исполнителями коммунальных услуг для коммунально-бытового потребления населения на иные нужды (в том числе, для использования в нежилых помещениях), оплачивается по тарифам, установленным п.6.1 Приложения к тарифному решению.
Таким образом, основным фактором, определяющим применение тарифов на электрическую энергию в отношении автостоянок, является их правовой статус (отнесение их к нежилым помещениям или включение их в состав общего имущества многоквартирного дома).
Машино-места законодательством определены как предназначенные исключительно для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (третий абзац пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из легальных понятий данного определения, правовое положение собственников машино-места на подземной парковке в многоквартирном доме не тождественно положению собственника жилого помещения. Машино-места, в частности, не оборудованы стационарными электроплитами и электроотопительными установками, а также не входят в состав общего имущества многоквартирного дома (что позволило бы определить объем обязательств с применением тарифа, установленного для категории потребителей, приравненной к населению).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорная автостоянка построена за счет средств собственников помещений многоквартирных домов N 9 и N 9 корп.1 по ул.Тимирязева и принадлежат им по праву общей долевой собственности. Технические паспорта на многоквартирные дома в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждены сведения о зарегистрированных правах собственности на машино-места (свидетельство о регистрации прав собственности за конкретным гражданином).
Таким образом, машино-места не отнесены к общему имуществу собственников МКД, являются самостоятельными объектами недвижимости, следовательно, относятся к иным помещениях, имеющим самостоятельный характер по своему функциональному назначению, и состоят из нежилых помещений (машино-мест) и общего имущества собственников автостоянки.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2023 по делу N А43-9998/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Квартал Европейский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Беляков |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9998/2023
Истец: ООО "УК Квартал Европейский", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ КВАРТАЛ ЕВРОПЕЙСКИЙ"
Ответчик: ПАО "ТНС ЭНЕРГО НИЖНИЙ НОВГОРОД"