г. Москва |
|
12 декабря 2023 г. |
Дело N А40-143369/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
Г.М. Никифоровой, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
АО Холдинговая компания "Якутуголь",
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2023 по делу N А40-143369/23
по иску АО Холдинговая компания "Якутуголь" (ОГРН: 1021401009057, ИНН: 1434026980)
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (ОГРН: 1047703033300, ИНН: 7703381225)
о признании незаконным и отмене п.5 предписания
при участии:
от заявителя: |
Шицле Я.В. дов. от 01.11.2023 |
от заинтересованного лица: |
Сазанова Д.М. дов. от 11.01.2023 |
УСТАНОВИЛ:
АО Холдинговая компания "ЯКУТУГОЛЬ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (ответчик, Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене п. 5 предписания N 003-2023-п/П от 25.04.2023.
Решением от 22.09.2023 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене.
Согласно материалам дела, в соответствии с решением от 31.03.2023 N РЕ-08/3 Росприроднадзором в отношении заявителя в период с 12.04.2023 по 25.04.2023 проведена плановая выездная проверка, учетный номер в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий N 77230891000003636681.
Предметом проверки являлось соблюдение заявителем обязательных требований законодательства Российский Федерации в области использования и охраны недр на участке недр, предоставленном обществу в пользование на основании лицензии ЯКУ 15061 ТЭ.
Земельный участок, на котором проводилась проверка, находится в собственности заявителя, что подтверждается прилагаемой выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости.
По результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки от 25.04.2023 N 003- 2023-п/А и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 25.04.2023 N 003-2023-п/П.
Как следует из акта проверки в ходе контрольно-надзорных мероприятий в деятельности АО ХК "Якутуголь" должностными лицами Росприроднадзора были выявлены нарушения требований нормативных правовых актов, лицензионных требований, проектной документации, а равно иных обязательных требований.
Согласно п. 8 акта N 003-2023-п/П от 25.04.2023, раздела "Вывод о выявлении нарушений обязательных требований", АО ХК "Якутуголь" вменяется нарушение пункта 2, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1, а именно в нарушение технических проектов (проект Шахта "ДжебарикиХая", Дополнение 1), в пределах земельного отвода и за границей лицензионного участка сформирован объект размещения отходов (внешний вскрышной отвал (период 2016-2017), пункт 10 условий пользования недрами к лицензии ЯКУ.
Согласно п. 5 предписания N 003-2023-п/П от 25.04.2023, АО ХК "Якутуголь" вменяется нарушение пункта 2, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1, а именно в нарушение технических проектов (проект Шахта "Джебарики-Хая", дополнение 1), в пределах земельного отвода и за границей лицензионного участка сформирован объект размещения отходов (внешний вскрышной отвал (период 2016-2017), пункт 10 условий пользования недрами к лицензии 15061 ТЭ.
Не согласившись с п. 5 предписания N 003-2023-п/П от 25.04.2023, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемой части ненормативного акта ответчика.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, приходит к выводу о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных АО Холдинговая компания "ЯКУТУГОЛЬ" требований.
Согласно решению суда первой инстанции, в результате добычи угля открытым способом у заявителя образуются вскрышные породы в смеси практически неопасные, учитываемые как отходы 5 класса опасности (согласно Федерального каталога классификации отходов (ФККО) имеющими код 20019099395).
Суд указал, что фактическое образование указанного вида отходов зафиксировано самим заявителем в журналах первичного учета отходов производства и потребления за 2020 - 2022 годы (ответственный за ведение учета главный инженер филиала АО ХК "Якутуголь" Р.И.О. Алгаев, проверил главный эколог АО ХК "Якутуголь" А.В. Бабина). Размещение вскрышных пород в отвале за границей лицензионного участка в объеме 449 тыс. куб.м зафиксировано маркшейдерскими замерами в период 2020-2022.
Также суд первой инстанции указал, что часть работ при осуществлении заявителем работ по добыче полезных ископаемых осуществляется за пределами как горноотводного акта в уточненных границах, так и лицензионного участка (горного отвода), а именно часть вскрышных пород, образующихся у общества в процессе добычи, вывозится за пределы территории лицензионного участка и складируется во внешний отвал.
В соответствии с разделом 11.2.4 (стр. 254) Технического проекта АО ХК "Якутуголь" собственных объектов размещения отходов (ОРО), зарегистрированных в ГРОРО, у предприятия не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что сформированный обществом отвал является объектом размещения отходов, не внесенном в ГРОРО.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, в редакции, действовавшей на момент предоставления лицензии, если не указано иное).
Указанный Закон также определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
В соответствии с преамбулой к Закону о недрах, под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу статьи 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности
Согласно положениям Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Одним из видов пользования недрами является добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (пункт 3 статьи 6 Закона о недрах).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
В ст. 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу ч. 7 ст. 9 Закона "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают, а сроки пользования участками недр исчисляются с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами.
Пунктом 10 ч. 2 ст. 22 Закона "О недрах" установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение лицензионных условий. Одновременно, норма п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона "О недрах" предусматривает обязательность соблюдения требований технических проектов, разработанных в рамках реализации лицензионных требований, а также планов или схем развития горных работ.
Таким образом, условия предоставления права пользования недрами как специфического имущества, находящегося под исключительной юрисдикцией Российской Федерации, закрепляются в лицензии и условиях ее действия, и являются обязательными в течение всего срока действия лицензии как для уполномоченных органов государственной власти, так и для недропользователя.
При этом лицензия, ее условия и проектная документация, связанная с пользованием недрами, определят не только условия добычи полезных ископаемых, но и порядок и условия использования иных компонентов недр, неизбежно извлекаемых в процессе недропользования, в частности, вскрышных и вмещающих пород.
Оценка соблюдения таких требований является предметом федерального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого Росприроднадзором и его территориальными органами в отношении участков недр федерального значения (пункты 2, 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1095).
Согласно положениям ч. 3 статьи 7 Закона о недрах границы горного отвода оформляются в два этапа. Сначала определяются предварительные границы горного отвода, которые оформляются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного технического проекта документы, устанавливающие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Указанные границы оформляются горноотводным актом в уточненных границах, оформляемых органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный горный надзор (Ростехнадзор).
Таким образом, свою деятельность на лицензионном участке недропользователь обязан осуществлять в пределах горноотводного акта в уточненных границах и в соответствии с техническим проектом разработки месторождения.
Требования к содержанию технического проекта отработки месторождений твердых полезных ископаемых на момент спорных правоотношений регулировались приказом Минприроды России от 25 июня 2010 года N 218.
Согласно разделу 1 Требований, в состав технического проекта подлежали включению разделы, предусматривающие мероприятия по вскрытию и отработке карьерного поля, организации отвального хозяйства, охране недр и окружающей среды.
В соответствии с п. 5, пп.а) п.9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 (действовавшем на момент утверждения технического проекта разработки Джебарики-Хайского каменно-угольного месторождения), технический проект разработки месторождения подлежал согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.
Положение о Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ) Федерального агентства по недропользованию утверждено приказом Роснедр от 04.06.2010 N 569.
В силу пункта 11 Положения, решение ЦКР-ТПИ Роснедра или ее секций оформляется протоколом заседания комиссии; в случае принятия решения о согласовании проектной документации протокол подписывается секретарем комиссии или лицом, его замещающим, утверждается ее председателем или лицом его замещающим, и скрепляется печатью Роснедра.
Отработка Джебарики-Хайского каменноугольного месторождения подземным начата не позднее 1974 года.
С 2010 года право пользования недрами предоставлено АО ХК "Якутуголь" на основании лицензии ЯКУ15061 ТЭ, зарегистрированной в государственном реестре 17.12.2010 за номером 5987/ЯКУ15061 ТЭ, сроком действия по 31.12.2013.
Согласно Изменениям от 22.12.2015 лицензия ЯКУ 15061 ТЭ и условия её действия были актуализированы; с даты государственной регистрации изменений все оформленные приложения и дополнения к лицензии, ЯКУ15061ТЭ, за исключением действующих горноотводных актов, признаны утратившими силу. Изменения зарегистрированы 25.12.2015 за номером 855.
В рамках актуализации изменено целевое назначение лицензии ЯКУ15061ТЭ на "для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств".
Согласно пункту 4.3 Изменений сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 10 Изменений, пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
В связи со снижением объема спроса на каменный уголь, АО ХК "Якутуголь" принято решение о разработке части шахтного поля открытым способом, в связи с чем, в 2015 году разработан технический проект "Шахта "Джебарики-Хая". Отработка запасов угля Джебарики-Хайского каменноугольного месторождения открытым способом в границах лицензии ЯКУ15061ТЭ" (далее - Технический проект), который согласован протоколом ЦКР-ТПИ Роснедра от 06.09.2016 г. N 193/16-стп.
На Технический проект получены положительные заключения негосударственной экспертизы (26.01.2017 N 77-2-1-3-0015-17), государственной экологической экспертизы (приказ Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) от 08.02.2017 N 131), государственной экспертизы (от 14.11.2017 N 342-17/КРЭ-3122/06, номер в реестре 00-1-1-3-3008-17).
Из заключения государственной экспертизы от 14.11.2017 N 342-17/КРЭ-3122/06 следует, что Техническим проектом предусмотрена открытая разработка Джебарики-Хайского каменноугольного месторождения по транспортной системе разработки с внутренним отвалообразованием. Общий объем вскрышных пород за весь период отработки месторождения оценивается в 19 800 тыс м3 (стр.62-63).
Из указанного заключения также следует, что ранее работы на участке открытых горных работ велись в период с 1973 по 2004 годы. Вскрышные работы осуществлялись по бестранспортной технологии с внутренним отвалообразованием. Отвал отсыпан одним ярусом, высотой до 20 м, фактический угол откоса составляет 28-30о(абз.7-9 стр.63).
Согласно разделу "отвальное хозяйство", стр.67 заключения, весь объем вскрышных пород принято разместить во внутреннем отвале. Отвал принято формировать в 2 яруса. Высота нижнего яруса составит 20-25 м, высота верхнего яруса - 25 м.
В рамках анализа мероприятий по рекультивации земель, в заключении государственной экспертизы (стр.80) отмечено, что основным направлением рекультивации принято природоохранное и санитарно-гигиеническое, включая участки самозарастания.
Проведение рекультивации предусмотрено в 2 этапа: технический и биологический.
В состав технического этапа рекультивации включены следующие виды работ:
- грубая планировка - предварительное выравнивание поверхности с выполнением основного объема работ в период формирования отвала;
- чистовая планировка - окончательное выравнивание поверхности и исправление микрорельефа при незначительных объемах земельных работ (засыпка различного вида впадин, устройство водоотводных канав, планировка поверхности с целью обеспечения поверхностного стока);
- выполаживание откосов устоявшихся внутренних отвалов до 20-25о.
Технический этап рекультивации вписывается в общую технологию работ и его выполнение частично предусмотрено в ходе ведения горных работ.
Учитывая изложенное, Техническим проектом предусмотрено использование всего объема образующейся вскрыши на рекультивацию отвалов; размещение отходов вскрышных пород в объектах размещения отходов не предусмотрено.
В 2021 году принято решение о разработке Дополнения 1 к Техническому проекту, основной целью которого являлся пересмотр объемов и календарного плана ведения горных работ (снижение годового объема добычи с 400 тыс.т/год до 310 тыс.т/год) без изменения иных проектных решений.
Технический проект разработки Джебарики-Хайского каменноугольного месторождения, отработка запасов угля открытым способом в границах лицензии ЯКУ 15061 ТЭ шахты "Джебарики-Хая, Дополнение 1, согласован протоколом ЦКР-ТПИ от 15.06.2021 N 119/21-стп.
В соответствии с Дополнением 1 весь отвал на площади 90,14 га является внутренним и подлежит последовательной рекультивации по мере смещения фронта ведения работ (с северо-запада на северо-восток), стр.209 тома ЯУ.13.07-ТПР 1.
Как усматривается из материалов дела и установлено Росприроднадзором в ходе проверки, АО ХК "Якутуголь" образуемая вскрышная порода учитывается в качестве отхода V класса опасности для окружающей среды (код по ФККО 2 00 190 99 39 5), направляемого на утилизацию.
Так, из отчетов по форме 2-тп (отходы) за 2020-2022 годы следует, что весь объем образовавшихся отходов вскрышных пород был утилизирован (2 963 611 тонн в 2020 году, 911 068,2 тонн в 2021 году, 2 880 731,6 тонн в 2022 году).
Лимиты на размещение отхода вскрышные породы в смеси практически неопасные (код ФККО 2 00 190 99 39 5) предприятию не устанавливались.
Выводы ответчика и суда первой инстанции о создании объекта и размещении в нем отхода вскрышные породы в смеси практически неопасные (код ФККО 2 00 190 99 39 5), противоречат материалам дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции на момент проведения проверки) установлено, что:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Таким образом, Законом об отходах производства и потребления установлена совокупность условий, необходимых для признания деятельности хранением отходов:
1. длительное (более 11 месяцев) складирование отходов;
2. конкретные цели такого складирования - последующие утилизация, обезвреживание, захоронение;
3. складирование отходов в специально оборудованных сооружениях.
Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения (утв. и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.12.83 N 5854), ГОСТ Р 59070-2020 Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Рекультивация нарушенных и нефтезагрязненных земель. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.10.2020 N 731-ст) внешний отвал - это отвал, образуемый в результате размещения разрыхленных горных пород вне контура карьера. Внутренний отвал - это отвал, образуемый в результате размещения разрыхленных горных пород в выработанном пространстве карьера.
Согласно абз.2 п.6 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50) горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель, в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, в лимиты на размещение отходов не включаются.
Из материалов дела следует, что формируемый как в границах горного отвода, так и его за пределами, но в границах земельного отвода, отвал имеет статус внутреннего. Его формирование не преследует целью последующую утилизацию, обезвреживание или захоронение вскрышных пород, а представляет собой объект рекультивации земель, ранее нарушенных открытыми горными разработками.
При этом данный отвал был сформирован исключительно в ранее выработанном пространстве, и в границах, предусмотренных Томом 5.7. проекта, а именно чертежами ЯУ.01.09-1-ИОС7.ГЧ2, л.4, чертеже ЯУ.01.09-1-ИОС7.ГЧ2, л.5.
Таким образом, отвал сформирован заявителем в полном соответствии с требованиями проекта, каких-либо нарушений проектной документации со стороны заявителя при его формировании допущено не было.
Суд первой инстанции не учтено, что отвал формировался заявителем в соответствии с проектом исключительно в выработанном пространстве (которое было выработано как в рамках проекта, так и в период более ранней эксплуатации участка горных работ - с 1973 по 2004 годы), данный отвал не является внешним.
При этом, указывая на нарушение заявителем технического проекта и лицензионных условий, суд первой инстанции ссылается на ст.ст. 7, 9, 12 Закона "О недрах". Между тем, данные нормы не содержат положений, регламентирующих порядок образования отвалов.
Суд апелляционной инстанции приходит также к выводу, что заявитель не нарушал экологическое законодательство и не причинял вред почве, поскольку указанный отвал размещен в ранее образованной горной выработке и под ним отсутствует почва, а соответственно, причинение вреда почве исключено.
Складирование вскрышных пород представляет собой мероприятие по грубой планировке, предусмотренное техническим этапом рекультивации, выполняемого в ходе ведения горных работ.
Необходимо отметить, что согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 14.07.2022 N 343-ФЗ в статью 1 Закона об отходах производства и потребления, с 01.09.2023 под отходами производства и потребления не понимаются вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом о недрах, а объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом о недрах, в состав объектов размещения отходов включению не подлежат.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела и по смыслу положений Закона об отходах производства и потребления, сформированный АО ХК "Якуткголь" в соответствии с Техническим проектом отвал вскрышных пород объектом размещения отходов не являлся и не является.
Означенное исключает возможность квалификации действий заявителя как нарушающих требования в области охраны окружающей среды, а, следовательно, нарушающих п.10 условий пользования лицензии и пунктов 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, приходит к выводу о том, что п. 5 предписания Росприроднадзора N 003-2023-п/П от 25.04.2023 является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отменен на основании п.1 ч.1 ст.270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Кодекса. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац третий пункта 21).
С учетом изложенного, уплаченные заявителем госпошлина по заявлению в размере 3 000 руб., госпошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. подлежат взысканию с ответчика.
Излишне уплаченная госпошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату обществу на основании ст.104 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2023 по делу N А40-143369/23 отменить.
Признать незаконным и отменить п.5 предписания Федеральной службе по надзору в сфере природопользования от 25.04.2023 N 003-2023-п/П.
Взыскать с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу АО Холдинговая компания "Якутуголь" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. по заявлению и 1500 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить АО Холдинговая компания "Якутуголь" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143369/2023
Истец: АО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ЯКУТУГОЛЬ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: ООО "Мечел -Инжиниринг"