город Москва |
|
14 декабря 2023 г. |
Дело N А40-28968/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Кораблевой М.С., Расторгуева Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Забайкальская топливно-энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29 сентября 2023 по делу N А40-28968/23
по иску АО "Забайкальская топливно-энергетическая компания"
(ОГРН 1177536007395)
к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН 775360029036, ОГРН 10375550010519);
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7536029036; 5047041033)
третье лицо: ООО "Лидер" (ИНН: 7536060653)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен,
от ответчика 1 представитель не явился, извещен,
от ответчика 2 Богомаз Е.О. по доверенности от 01.01.2023,
от третьего лица представитель не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
АО "Забайкальская топливно-энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании долга за оказанные услуги теплоснабжения в период с 01.10.2018 по 31.10.2022 в размере 149 582,80 руб., неустойки в размере 37,40 руб. за период с 13.12.2022 по 12.01.2023.
Решением суда от 29.09.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение АО "Забайкальская топливно-энергетическая компания" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика 2 заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы; неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в части, исходя из следующего.
Установлено, что АО "Забайкальская топливно-энергетическая компания" (теплоснабжающая организация", далее АО "ЗабТЭК") осуществила отпуск коммунального ресурса (тепла) по адресу пгт. Атамановка, ул. Гагарина, д. 10. кв. 39.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем вышеуказанной квартиры является Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Сибирское ТУИО Минобороны России) на основании оперативного управления от 05.09.2018.
АО "ЗабТЭК" выполнило свои обязательства в полном объеме, вместе с тем, потребитель не выполняет надлежащим образом, принятые на себя обязательства по оплате потребленной тепловой энергии.
Установлено, что потребитель не произвел оплату в полном объеме выставленного счет-фактуры, а именно: счет-фактуры N 00БП-0025372 от 30.11.2022 г. на сумму 149 582,80 рублей в соответствии с актом N АТБП-001008 от 30.11.2022 г.
Таким образом, сумма задолженности по жилому фонду за период с 01.10.2018 г. по 31.10.2022 г. составила 149 582 руб. 80 коп.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска на том основании, что оплата долга за оказанные услуги теплоснабжения в период с 01.10.2018 по 31.10.2022 по адресу: пгт. Атамановка, ул. Гагарина, д. 10. кв. 39 подлежит взысканию не с ФГКУ "Сибирское ТУИО Минобороны России как с правообладателя права оперативного управления, а с управляющей организации (установив, что жилой дом по адресу Забайкальский край, пгт. Атамановка ул. Гагарина д. 10 кв. 39 согласно данным ГИС ЖКХ передан 01.04.2015 г. ООО "Лидер"), как лица предоставляющего потребителям коммунальные услуги и которая, в свою очередь, для потребителей является исполнителем коммунальных услуг.
Вместе с тем, согласно данным ГИС ЖКХ 01.04.2015 г. передан дом по адресу Забайкальский край г. Чита, Гагарина д. 10.
Таким образом, судом первой инстанции сделан неправильный вывод, так как пгт. Атамановка ул. Гагарина д. 10 и г. Чита ул. Гагарина д. 10 два разных адреса.
Несмотря на изложенное, согласно ч.ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ (собственников помещений в МКД) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги таким организациям признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ (УК), которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
По утверждению Истца, собственники помещений, расположенных в д. 10, ул. Гагарина пгт Атамановка оплачивают коммунальные услуги напрямую в РСО.
Таким образом, согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения, возникшие между сторонами в отсутствие заключенного договора, регулируются §6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и(или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и(или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Частью 5 ста " 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретав тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Между тем отсутствие договора на поставку тепловой энергии, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и собственником нежилого помещения, не освобождает последнего от оплаты фактически потребленного через присоединенную сеть ресурса (пункт 3 статьи 438 ГК РФ, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Согласно статье 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения сторон регулируются, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги, в состав которой входит плата за тепловую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленного иска, предъявленного к ФГКУ "Сибирское ТУИО Минобороны России.
Однако Ответчиком заявлено о применении к заявленным требованиям установленного ст. 196 ГК РФ 3-х годичного срока исковой давности.
С применением соответствующего срока исковой давности согласно представленному Истцом расчету (л.д. 10), правильность которого проверена судом и Ответчиком не опровергнута, задолженность по оплате оказанных услуг теплоснабжения в период с 15.01.2020 по 31.10.2022 составила 105 416,55, неустойки - 37 руб.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2023 по делу N А40-28968/23 отменить в части отказа в удовлетворении требования, предъявленного к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Взыскать с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 775360029036, ОГРН 10375550010519) в пользу АО "Забайкальская топливно-энергетическая компания" (ОГРН 1177536007395) основного долга в размере 105 416,55 руб., неустойки в размере 37 руб., неустойки, начисляемой с 13.01.2023 по день фактического исполнения обязательства.
В удовлетворении иска, предъявленного к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в остальной части отказать.
Решение суда в остальной части оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28968/2023
Истец: АО "ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ