г. Москва |
|
19 декабря 2023 г. |
Дело N А40-109954/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Порывкина П.А.,
судей: Новиковой Е.М., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СПЕЦВОЕНПРОМ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2023 по делу N А40-109954/23 о взыскании с ООО "Спецвоенпром" в пользу Министерства Промышленности и Торговли Российской Федерации денежные средства в размере 38 600 000 руб., неустойку в размере 9 843 000 руб., по исковому заявлению: истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (123317, ГОРОД МОСКВА, ПРЕСНЕНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ДОМ 10, СТРОЕНИЕ 2, ОГРН: 1047796323123, Дата присвоения ОГРН: 06.05.2004, ИНН: 7705596339) ответчик: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПЕЦВОЕНПРОМ" (121351, ГОРОД МОСКВА, КОЦЮБИНСКОГО УЛИЦА, ДОМ 4, СТРОЕНИЕ 3, 1 ЭТАЖ ПОМЕЩЕНИЕ 147, ОГРН: 5147746280820, Дата присвоения ОГРН: 28.10.2014, ИНН: 9705005491) о взыскании субсидии, предоставленной по договору N 16412.1660164860.08.020 от 07 декабря 2016 года в размере 38 600 000 руб., штрафных санкций в размере 19 686 000 руб.,
При участии в судебном заседании:
от истца: Сушильников И.С. по доверенности от 21.12.2022,
от ответчика: Дмитриев А.К. по доверенности от 19.01.2023.
УСТАНОВИЛ:
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПЕЦВОЕНПРОМ" (далее - ответчик) о взыскании субсидии, предоставленной по договору N 16412.1660164860.08.020 от 07 декабря 2016 года в размере 38 600 000 руб., штрафных санкций в размере 19 686 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2023 года исковые требования удовлетворены частично, а именно: с Общества с ограниченной ответственностью "Спецвоенпром" (ИНН: 9705005491) в пользу Министерства Промышленности и Торговли Российской Федерации (ИНН: 7705596339) взысканы денежные средства в размере 38 600 000 руб., неустойку в размере 9 843 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2023 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1312, между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и ООО "СпецВоенПром" (далее - Получатель, Ответчик) был заключен договор о предоставлении субсидии от 07.12.2016 N 16412.1660164860.08.020 (далее - Договор).
По условиям Договора Минпромторг России предоставляет Ответчику субсидию из федерального бюджета на финансовое обеспечение (компенсацию) затрат, указанных в пункте 1.3 Договора, связанных с реализацией комплексного инвестиционного проекта "Разработка технологии и организация производства инновационной утепленной спецодежды и термобелья" (далее - Инвестиционный проект) в порядке и на условиях Договора и Правил, а Получатель обязуется реализовать Инвестиционный проект в соответствии с Планом-графиком реализации Инвестиционного проекта, приведенным в приложении N 1 к Договору (далее -Планграфик), а также достигнуть запланированных значений целевых индикаторов показателей эффективности реализации Инвестиционного проекта и итогов реализации данного проекта, указанных в Плане-графике.
Согласно пункту 1.4 Договора реализация Инвестиционного проекта осуществляется в соответствии с Планом-графиком, неотъемлемой частью которого являются: контрольные события реализации Инвестиционного проекта, динамика целевых показателей Инвестиционного проекта, а также объемы заемных средств в случае их привлечения для целей финансирования Инвестиционного проекта); целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Инвестиционного проекта, заявленные Ответчиком в заявке на участие в конкурсе; итоги реализации Инвестиционного проекта.
ООО "СпецВоенПром" была получена субсидия в размере 38 600 000 руб.
В соответствии с пунктом 3.1.8 Договора Ответчик обязуется в процессе реализации Инвестиционного проекта обеспечить выполнение контрольных событий реализации Инвестиционного проекта, динамики целевых показателей Инвестиционного проекта, объема заемных средств (в случае их привлечения для целей финансирования Инвестиционного проекта), а также запланированных значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Инвестиционного проекта и итогов реализации Инвестиционного проекта, предусмотренных в Планеграфике.
В соответствии с Планом - графиком по окончании его реализации (31.12.2020) запланировано достижение Получателем целевого индикатора (показателя эффективности) "Объем реализации инновационной продукции" в размере 2 000 000 000 руб.
Согласно пункту 31 Правил организация не более одного раза в год вправе обратиться в Минпромторг России с мотивированным заявлением об изменении срока реализации инвестиционного проекта, а также о внесении изменений в План-график, включающий ключевые события, и (или) показатели (индикаторы) эффективности реализации инвестиционного проекта, указанные в договоре о предоставлении субсидии, в следующих случаях: а) введение торговых и экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, оказывающих влияние на реализацию инвестиционного проекта; б) изменение валютных курсов более чем на 30 процентов с фиксацией измененного уровня в течение 6 месяцев, предшествующих обращению; в) изменение стоимости сырья, оборудования, комплектующих, занимающих в объеме затрат инвестиционного проекта более 65 процентов, на мировых товарных рынках более чем на 15 процентов с фиксацией измененной стоимости в течение 6 месяцев, предшествующих обращению; г) введение Правительством Российской Федерации иных мер, ограничивающих закупку иностранного оборудования, сырья и комплектующих, указанных в бизнес-плане инвестиционного проекта и повлекших изменение срока реализации инвестиционного проекта, плана-графика, включающего ключевые события, и (или) показателей (индикаторов) эффективности реализации инвестиционного проекта, указанных в договоре о предоставлении субсидии.
К заявлению, указанному в пункте 31 Правил, должны прилагаться документы, свидетельствующие о наступлении указанных событий (абзац первый пункта 32 Правил).
При получении такого заявления Минпромторг России выносит вопрос о рассмотрении указанного заявления на заседание межведомственной комиссии (далее - МВК) и с учетом позиции межведомственной комиссии принимает решение о возможности (невозможности) изменения срока реализации инвестиционного проекта, а также показателей (индикаторов) результативности реализации инвестиционного проекта (но не более чем на 15 процентов), указанных в договоре о предоставлении субсидии (абзац второй пункта 32 Правил).
Заявлениями от 14.01.2020 N 3 и от 31.05.2020 N 28 ООО "СпецВоенПром" обратилось в МВК с просьбой о корректировке сроков реализации Инвестиционного проекта и показателей (индикаторов) результативности реализации инвестиционного проекта.
Однако, к указанным заявлениям не были приложены документы, подтверждающие наступление событий, указанных в пункте 31 Правил.
В целях поддержки отраслей промышленности, в наибольшей степени пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 05.11.2020 N 2870-р (далее - Распоряжение N 2870-р), которое позволяло в 2020 году продлить срок исполнения договоров о предоставлении субсидии, заключенных до 01.03.2020, и в отношении договоров о предоставлении субсидии, срок действия которых заканчивается в период с 01.03.2020 по 31.12.2020, заключенных в соответствии с утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1312, до одного года без применения штрафных санкций в случае, если при их исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации возникли независящие от российской организации обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения.
В связи с изданием Распоряжения N 2870-р в 2020 году заседание МВК не проводилось.
Письмом 02.12.2020 N 93407/08 Минпромторг России проинформировал предприятия, в том числе Получателя, о возможности продлить сроки реализации Инвестиционного проекта в соответствии с Распоряжением N 2870-р. Ответное письмо от ООО "СпецВоенПром" в Минпромторг России не поступало.
По окончании срока реализации Инвестиционного проекта Ответчик направил в МВК заявление от 14.07.2021 N 57 с просьбой о корректировке сроков реализации Инвестиционного проекта и показателей (индикаторов) результативности реализации Инвестиционного проекта.
Решением МВК заявление ООО "СпецВоенПром" было снято с рассмотрения ввиду его несоответствия Правилам (протокол МВК от 29.12.2021 N 179-ОВ/12).
Письмами от 17.05.2021 N 37 и от 07.06.2021 N 43 Ответчик представил в Минпромторг России отчеты о результатах реализации Инвестиционного проекта.
В ходе проверки представленных отчетов Минпромторгом России выявлено недостижение целевого индикатора "Объем реализации инновационной продукции", так недостижение составило 1 798 298 900 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик нарушил пункт 3.1.8 Договора, в связи с чем на основании п. 5.2 договора письмом от 08.07.2021 N 57581/08 в адрес Ответчика Минпромторгом России направлено требование о возврате суммы субсидии в размере 38 600 000 руб. и уплате штрафных санкций в размере 19 686 000 руб.
Поскольку инициированный досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 29 Правил определено, что в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в течение 30 рабочих дней со дня получения организацией соответствующего требования Министерства и (или) органа государственного финансового контроля.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
В частности, согласно пункту 1 статьи 9, статье 10 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" субсидии могут предоставляться в целях стимулирования деятельности субъектов в сфере промышленности. В таких случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий не вытекает из установленных государством ограничений свободы предпринимательской деятельности, уполномоченные органы публично-правовых образований обладают дискрецией в вопросах необходимости, целесообразности и размера финансовой поддержки.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, а также уплате штрафа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-0).
В случае необходимости защиты общих (общественных) интересов в той или иной сфере федеральный законодатель вправе использовать в регулировании соответствующих отношений сочетание частноправовых и публично-правовых элементов, которое наиболее эффективным образом будет обеспечивать взаимодействие частных и публичных интересов в данной сфере (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 32-П).
Статьями 28 и 38 БК РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который определяет выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Обязанность обеспечить результативность, целевой характер использования выделенных бюджетных ассигнований, в соответствии со статьей 162 БК РФ, возлагается на получателя бюджетных средств.
Таким образом, субсидии носят стимулирующий характер, посредством их предоставления государство компенсировало затраты Получателя, тем самым, облегчая для указанного субъекта финансовые условия осуществления инноваций.
При этом риски невозможности достижения результатов предоставления субсидии принял на себя хозяйствующий субъект - Ответчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Указанные риски не принимались на себя государством.
В соответствии с условиями, изложенными в подпункте 3.1.8 Договора, Ответчик в течение четырех лет с даты получения субсидии (с 07.12.2016 по 30.12.2020) обязан достигнуть плановые значения показателей результативности предоставления субсидии, а также запланированные значения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации инвестиционного проекта "Разработка технологии и организация производства инновационной утепленной спецодежды и термобелья" (далее - Инвестиционный проект) и итогов реализации Инвестиционного проекта, предусмотренных в Плане-графике.
Письмами от 17.05.2021 N 37 и от 07.06.2021 N 43 Ответчик представил в Минпромторг России отчеты о результатах реализации Инвестиционного проекта.
В ходе проверки представленных отчетов Минпромторгом России выявлено недостижение целевого индикатора "Объем реализации инновационной продукции", так недостижение составило 1 798 298 900 руб.
Таким образом, Получатель нарушил пункт 3.1.8 Договора.
Согласно пункту 5.2 Договора субсидия подлежит возврату в случае недостижения целевых показателей, предусмотренных Планом-графиком.
Довод Ответчика о применении к возникшим с Минпромторгом России правоотношениям положений постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 N 1649 является необоснованным, поскольку договор заключался в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1312.
При этом в пункте 9.1 Договора предусмотрена возможность внесения в него изменений по соглашению сторон путем подписания дополнительного соглашения. Дополнительное соглашение в части изменения значений целевого индикатора "Объем реализации инновационной продукции" между сторонами не заключалось.
Исходя из изложенного, в отсутствие дополнительных волеизъявлений сторон о применении к их отношениям нового правового регулирования они подчиняются условиям, предусмотренным Договоров и Правилами.
Значение целевого индикатора "Объем реализации инновационной продукции" в размере 2 000 000 000 руб. было включено в Договор исходя тех сведений, которые были указаны Ответчиком в бизнес-плане.
Таким образом, Ответчик в бизнес-плане подтвердил возможность достижения им значений соответствующего целевого индикатора, в связи с чем довод Получателя о его завышении является необоснованным.
Поскольку ответчик не достиг запланированных целевых индикаторов и показателей результативности, что свидетельствует о нарушении целей и условий предоставления субсидии, требования истца о взыскании предоставленной субсидии в размере 38 600 000 руб. являются обоснованными.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании изложенного, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, однако, признавая требование в части взыскания неустойки законным, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения в данном случае ст. 333 ГК РФ, и снизил размер неустойки до суммы 9 843 000 руб.
Отклоняя устно заявленные в судебном заседании суда первой инстанции доводы Ответчика о пропуске срока исковой давности, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление о сроке исковой давности), если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В данном случае срок исковой давности для защиты своих интересов истцом не пропущен, поскольку о нарушении права истец узнал на основании отчетов ответчика результатах реализации Инвестиционного проекта, переданных в 2021 г. письмами от 17.05.2021 N 37 и от 07.06.2021 N 43.
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанций установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно, с учетом всех обстоятельств по делу, снизил размер заявленной к взысканию неустойки, а потому, судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены судом правильно.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционных жалоб несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2023 по делу N А40-109954/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109954/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "СПЕЦВОЕНПРОМ"