г. Челябинск |
|
20 декабря 2023 г. |
Дело N А47-808/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей: Баканова В.В., Лучихиной У.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2023 и на дополнительное решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.10.2023 по делу N А47-808/2023
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - истец, ООО "Природа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 119 053 руб. 39 коп., из которых: 118 614 руб. 68 коп. - расходы по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, 438 руб. 71 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 03.01.2023 до 20.01.2023, с 21.02.2023 по день фактического исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2023 исковые требования удовлетворены с Администрации муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Природа" взыскано 119 053 руб. 39 коп., из которых: 118 614 руб. 68 коп. - расходы по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, 438 руб. 71 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 572 руб. 00 коп.
Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) не согласилась с вынесенным судебным актом и обжаловала его в порядке апелляционного производства.
По мнению ответчика, место под КГО по ул. Раздольная в с. Павловка - это используемая и предназначенная территория для размещения отходов и не является территорией, используемой, но не предназначенной для размещения на них отходов, т.е. не является несанкци-онированным местом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании Соглашения от 28 апреля 2018 N 38-18/П по обращению с твердыми коммунальными отходами и организации деятельности в области с обращениями с твердыми коммунальными отходами, заключенного между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и общество с ограниченной ответственностью "Природа" истец является региональным оператором оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области.
12.07.2022 г. сотрудниками ООО "Природа" было выявлено место несанкционированного размещения ТКО (несанкционированная свалка ТКО), находящаяся по адресу: Оренбургская область, Оренбургский р-н., с. Павловка, ул. Раздольная, (координаты 51.855230, 54.960194).
Указанный участок находятся на территории: муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области
В соответствии с пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) в адрес муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в лице администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области было направлено уведомление исх. N 4717/1 от 19.07.2022 г. об обнаружении региональным оператором места несанкционированного размещения ТКО. В письме истец указал, что в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора собственник земельного участка обязан либо самостоятельно ликвидировать несанкционированную свалку, либо заключить договор на оказание соответствующих услуг с региональным оператором. В противном случае региональный оператор ликвидирует несанкционированную свалку без договора с собственником земельного участка и получает право на взыскание понесенных расходов через суд (пункт 17 Правил).
К уведомлениям прилагались: проект договора на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки ТКО, акт обследования выявленной несанкционированной свалки ТКО, фотоматериалы.
Указанное направление направлялось электронной почтой с последующим отправлением почтой России почтовый идентификатор 80093774468509 (получено адресатом 27.07.2022).
Как указывает истец, ответчик в указанный срок не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. В связи с чем, площадь места несанкционированного размещения ТКО и объем ТКО значительно увеличилась. Региональный оператор ликвидировал указанное выше место несанкционированного размещения ТКО собственными силами 17.09.2022 г.
Стоимость ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, находящегося по адресу: Оренбургская область, Оренбургский р-н., с. Павловка, ул. Раздольная, (координаты 51.855230, 54.960194) составила 118 614,68 рублей.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 7172 от 24.10.2022 г. (почтовое отправление 80104378798104, получено ответчиком 02.12.2022), с требованием возместить расходы по ликвидации несанкционированного размещения ТКО, которые оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном размере.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Как следует из материалов дела, ООО "Природа" заявлено требование о взыскании с Администрации муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области расходов, понесенных в результате ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы и в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец по требованию о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт приобретения либо сбережения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие у ответчика для этого правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил N 1156).
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предписанные статьей 5 и пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, установило Правила N 1156, которыми осуществляется специальное правовое регулирование правоотношений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
В соответствии с частью 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО не относится к регулируемым видам деятельности.
Действие регионального оператора по ликвидации несанкционированной свалки не является услугой, оказанной региональным оператором, а является обязанностью регионального оператора, установленной действующим законодательством. У ответчика в свою очередь возникает обязанность по возмещению региональному оператору понесенных расходов (пункт 17 Правил N 1156).
Поскольку термины "несанкционированная свалка" или "ликвидация несанкционированных свалок" в Законе N 89-ФЗ не установлены и не используются, то ликвидация несанкционированных свалок не может быть отнесена к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной указанным Законом.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 01.07.2002 N 607-ст, это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Ликвидация свалки региональным оператором в рамках типового публичного договора на транспортирование ТКО, установленного статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ, не предусмотрена.
Деятельность по ликвидации несанкционированных свалок не включается в состав единого тарифа на услугу регионального оператора, поскольку в состав тарифа включаются только экономически обоснованные объемы финансовых средств, необходимых в течение очередного периода регулирования для осуществления регулируемого вида деятельности, оснований для включения в его состав расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности не имеется.
Таким образом, поскольку ликвидация несанкционированных свалок не относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, расходы на ликвидацию учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Как указывалось ранее, региональным оператором направлено уведомление N 4717/1 от 19.07.2022 г. об обнаружении несанкционированной свалки с требованием о ее ликвидации, либо с предложением заключить договор с истцом на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки в адрес муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в лице администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Поскольку в установленные сроки Администрация не предоставила подписанный проект договора и не ликвидировала место несанкционированного размещения ТКО, Региональный оператор ликвидировал указанное выше место несанкционированного размещения ТКО собственными силами 17.09.2022 г.
Стоимость ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, находящегося по адресу: Оренбургская область, Оренбургский р-н., с. Павловка, ул. Раздольная, (координаты 51.855230, 54.960194) составила 118 614 руб. 68 коп.
На основании актов взвешивания обществом с ограниченной ответственностью "Экоспутник" оказаны услуги по сбору и транспортированию отходов с места ликвидации несанкционированной свалки.
Расчет стоимости неосновательного обогащения в размере 118 614 руб. 68 коп. судом проверен, признан верным.
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 438 руб. 71 коп. за период с 03.01.2023 до 20.01.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Ответчиком расчет процентов за пользование чужим денежными средствами, в том числе в части примененных истцом периодов начисления, не оспаривался, контррасчет в материалы дела не представлен.
Представленный истцом расчет процентов судом первой инстанции проверен, признан правильным, ответчик расчет процентов за пользование чужими денежными средствами не опроверг.
Довод апеллянта о том, что место под КГО по ул. Раздольная в с. Павловка - это используемая и предназначенная территория для размещения отходов и не является территорией, используемой, но не предназначенной для размещения на них отходов, т.е. не является несанкци-онированным местом сбора отходов, подлежит отклонению.
Судом первой инстанции данный довод исследовался и правомерно отклонен, поскольку территория по ул. Раздольная с. Павловка, на которой была выявлена и ликвидирована региональным оператором несанкционированная свалка, по установленным действующим законодательством требованиям и определению по факту контейнерной площадкой не является. Отсутствуют: бункеры для накопления крупногабаритных отходов (далее - КГО), твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, связи с чем невозможно определить границы так называемой "контейнерной площадки".
Кроме того, согласно письму Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 14.11.2022 г. N 56-05-20/02-3187-2022 материалы для согласования контейнерной площадки для накопления ТКО по ул. Раздольная в с. Павловка Оренбургского района в адрес Управления от администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района поступили 27.10.2022 г. В согласовании указанного места накопления ТКО Администрации было отказано, материалы не содержат сведения о технических характеристиках площадки, а ИЗ фотоматериалов невозможно установить наличие площадки ТКО.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Взыскание с Администрации государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения ответчика от ее уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2023 и дополнительное решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.10.2023 по делу N А47-808/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
В.В.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-808/2023
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Администрация муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд