г. Москва |
|
20 декабря 2023 г. |
Дело N А40-83228/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Е.М.,
судей Порывкина П.А., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
АО "АВИАКОРАВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "13" октября 2023 года
по делу N А40-83228/23
по иску АО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД"
(ИНН 6312040056, ОГРН 1026300767899)
к ПАО "ТУПОЛЕВ" (ИНН 7705313252, ОГРН 1027739263056)
третье лицо: ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ"
о взыскании,
При участии в судебном заседании:
от истца: Алиева У.А. по доверенности от 19.07.2023,
от ответчика: Конюхова Е.А. по доверенности от 22.03.2023,
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
АО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО "ТУПОЛЕВ" (далее - ответчик), при участии третьего лица ПАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ", о взыскании денежных средств в сумме 24 559 299 руб. 84 коп. по следующим дополнительным соглашениям к контракту N 9302/С от 10.10.2016:
- окончательный расчет по дополнительному соглашению N 1719187323411442208195462/109/154/13917 от 06.11.2019 в размере 6 414 611 руб. 94 коп.,
- окончательный расчет по дополнительному соглашению N 1719187323411442208195462/94/154/13035 от 20.05.2019 в размере 14 672 594 руб. 85 коп.,
- окончательный расчет по дополнительному соглашению N 1719187323411442208195462/95/154/13036 от 20.05.2019 в размере 3 472 093 руб. 05 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о дате и времени рассмотрения, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в соответствии с ст. 121, 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение Государственного оборонного заказа между ПАО "Туполев" (далее - Заказчик) и АО "Авиакоравиационный завод" (далее - Исполнитель) был заключен контракт N 9302/С от 10.10.2016 на выполнение работ в рамках сервисного обслуживания самолетов марки "Ту" (далее - Контракт).
Наименование, объем работ, количество, цена и сроки выполнения работ указываются в спецификациях, введенных дополнительными соглашениями к Контракту.
Основания для выполнения работ оговариваются в дополнительных соглашениях и в спецификациях, введенных дополнительными соглашениями и подписанных сторонами (п. 2.2 Контракта).
Цена Контракта определяется суммой всех спецификаций введенных Контрактом и дополнительными соглашениями к нему и подписанных сторонами.
При согласовании сторонами ориентировочной (Ориентировочной (предельной) цены работы, цена подлежит переводу в фиксированную (твердую) по результатам проверки экономической обоснованности, в т.ч. и по основным соисполнителям и поставщикам ПКИ, в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих ценообразование.
Фактическая себестоимость работ представляется Заказчику не позднее 30 дней со дня окончания выполненных работ (п. 4.4 Контракта).
Для согласования протокола фиксированной (твердой) цены Контракта (единицы Работы, этапа Работы), Исполнитель не позднее одного месяца до дня сдачи работ предоставляет в установленном порядке Заказчику протокол согласования фиксированной (твердой) цены работ, согласованный с ВП Исполнителя, с приложением расчетно-калькуляционных материалов и заключения ВП Исполнителя по фиксированной (твердой) стоимости работ.
Заказчик в течение 30 календарных дней с момента получения документов, подтверждающих выполнение работ, рассматривает предоставленные документы и согласовывает Протокол фиксированной (твердой) цены, либо возвращает его с указанием мотивированного отказа (п. 4.5 Контракта).
В соответствии с условиями дополнительного соглашения N 1719187323411442208195462/109/154/13917 от 06.11.2019 (далее - ДС1), Исполнитель принял на себя обязательства по выполнению комплекса работ по продлению назначенного срока службы на 1 календарный год, на самолете типа Ту-154 N 79А360, в части выполнения работ по "Программе работ...." ПАО "Туполев".
Срок выполнения работ 01.10.2019 г.
Срок выполнения работ действителен при условии прибытия самолета на территорию Исполнителя не позднее 01.08.2019 г.
Ориентировочная стоимость работ по ДС1 составляет 6 366 090 руб. 98 коп., в т.ч. НДС 20%.
В соответствии с п. 5 ДС1 Заказчик производит авансирование Исполнителя в размере 30,8% от цены ДС1, в течение 10 банковских дней с момента получения счета от Исполнителя.
Доавансирование до 80% производится в течение 10 банковских дней с момента поступления денежных средств от Головного исполнителя и в соответствии с объемом поступления.
20.11.2019 Исполнитель направил в адрес Заказчика отчетные документы, подтверждающие факт выполнения работ по ДС1 и выставил Заказчику счет N 345 от 28.11.2019 на уплату аванса в размере 1 960 756 руб. 02 коп., в т.ч. НДС 20%.
Платежным поручением N 28 от 20.01.2020 Заказчик осуществил оплату авансового платежа на сумму 1 960 756 руб. 02 коп.
19.11.2019 Исполнителем совместно с представителями 610 ВП МО РФ (ВП Исполнителя) и войсковой части 13641 составлен и подписан технический акт N 154-95-25 на выполненные работы по ДС1, Исполнителю выдано удостоверение N 9302/С/108, подтверждающее факт выполнения работ по ДС1, в адрес Заказчика направлено Заключение 610 ВП МО на проект цены выполнения работ с приложением плановой калькуляции затрат и расшифровками затрат.
Дополнительным соглашением N 158/ТФЦ от 23.06.2022 введен в действие протокол согласования фиксированной (твердой) цены N109/154, сторонами согласован акт N 1/154/360/ТФЦ от 23.06.2022 о переводе ориентировочной (уточняемой) цены ДС1 в фиксированную, согласно которому общая стоимость выполненных по ДС1 работ составила 8 375 367 руб. 96 коп., сумма окончательного расчета 6 414 611 руб. 94 коп., на основании указанных документов в адрес Заказчика направлены корректировочные счет-фактура N ААЗ-000537 от 23.06.2022 и счет NААЗ-00187 от 23.06.2022.
20.05.2019 в рамках Контракта сторонами заключено дополнительное соглашение N 1719187323411442208195462/94/154/13035 (далее - ДС2), в соответствии с которым Исполнитель принял на себя обязательства выполнить комплекс работ, утвержденных Спецификацией N 94/154, срок выполнения работ 01.09.2019 г.
Ориентировочная стоимость работ по ДС2 составляет 27 800 624 руб. 74 коп., в т.ч. НДС 20%.
В соответствии с п. 5 ДС1 Заказчик производит авансирование Исполнителя в размере 30,8% от цены ДС1, в течение 10 банковских дней с момента получения счета от Исполнителя.
Доавансирование до 80% производится в течение 10 банковских дней с момента поступления денежных средств от Головного исполнителя и в соответствии с объемом поступления.
Платежным поручением N 949 от 10.07.2019 Заказчик осуществил оплату авансового платежа в размере 8 562 592 руб. 42 коп.
05.02.2020 Исполнителем совместно с представителями 610 ВП МО РФ и войсковой частью 83123 составлен технический акт N 154-95-1 выполненных работ на самолете Ту-154Б-2 борт N 82А559.
06.02.2020 610 ВП МО РФ выдало Исполнителю удостоверение N 9302/С/116, подтверждающее факт выполнения работ по ДС2.
10.02.2020 Заказчиком согласован и подписан акт N 1/154/559/ОЦ сдачи-приемки выполненных работ по ДС2, в соответствии с которым окончательный расчет будет осуществлен Заказчиком после утверждения твердофиксированной стоимости работ.
06.02.2020 Исполнителем направлены (исх. N 112/111) в адрес Заказчика отчетные документы по ДС2, подтверждающие факт выполнения работ по ДС2, которые были получены Заказчиком 19.02.2020.
Исполнителем в адрес ПАО "Туполев" был направлен протокол твердо фиксированной цены по ДС2 (исх. N 140/210 от 27.10.2020), который был получен Заказчиком 18.11.2020.
29.06.2022 в адрес Заказчика Исполнитель направил (исх. N 112/316) на подписание актN 1/154/559/ТФЦ от 23.06.2022, корректировочную счет-фактуру N ААЗ-000536 от 23.06.2022 г., счета N ААЗ-00183 от 23.06.2022 г., дополнительное соглашение N 155/ТФЦ от 23.06.2022 г., которые были получены Заказчиком 03.08.2022 г., подписанный акт возвращен Исполнителю.
В соответствии с актом N 1/154/559/ТФЦ от 23.06.2022 и введенным в действие дополнительным соглашением N 155/ТФЦ от 23.06.2022 протоколом согласования фиксированной (твердой) цены N 94/154, общая стоимость выполненных Исполнителем по ДС2 работ составила 23 235 187 руб. 27 коп., в т.ч. НДС, окончательный расчет за выполненные работы составляет 14 675 594 руб. 85 коп., в т.ч. НДС.
20.05.2019 в рамках Контракта сторонами было заключено дополнительное соглашение N 171917323411442208195462/95/154/13036 (далее - ДСЗ), в соответствии с которым Исполнитель принял на себя обязательства выполнить работы в соответствии со спецификацией N 95/154, срок выполнения 01.09.2019.
Ориентировочная стоимость работ по ДС3 составляет 15 199 383 руб. 01 коп., в т.ч. НДС 20%.
В соответствии с п. 5 ДСЗ Заказчик производит авансирование Исполнителя в размере 30,8% от цены ДСЗ, в течение 10 банковских дней с момента получения счета от Исполнителя.
Доавансирование до 80% производится в течение 10 банковских дней с момента поступления денежных средств от Головного исполнителя и в соответствии с объемом поступления.
Платежным поручением N 951 от 10.07.2019 Заказчик осуществил авансовый платеж в размере 4 681 409 руб. 96 коп.
26.08.2019 Исполнителем совместно с представителями 610 ВП МО РФ и войсковой частью 83123 был составлен технический акт N 154-95-18 выполненных работ на самолете Ту-154Б зав.N 82А534.
04.09.2019 610 ВП МО РФ выдал Исполнителю удостоверение N 9302/С/102, подтверждающее выполнения работ по п. 4.1.7.1.5.14 ДСЗ.
05.09.2019 в адрес ПАО "Туполев" (исх. N 112/874) были направлены отчетные документы, подтверждающие выполнение работ в полном объеме, которые были получены Заказчиком 11.09.2019 г., 16.10.2019 г. Заказчиком согласован и подписан Акт N 2/154/534/ОЦ сдачи-приемки выполненных работ по п. 4.1.7.1.5.14 ДСЗ.
14.11.2019 Исполнителем совместно с представителями 610 ВП МО РФ и войсковой частью 83123 был составлен технический акт N 154-95-23 выполненных работ на самолете Ту-154Б зав. N80А426.
15.11.2019 610 ВП МО РФ выдал Исполнителю удостоверение N 9302/С/107, подтверждающее факт выполнения работ по п. 4.1.7.1.5.13 ДСЗ и в адрес Заказчика направлены отчетные документы, подтверждающие выполнение работ в полном объеме.
15.11.2019 Заказчиком согласован и подписан Акт N 3/154/426/ОЦ сдачи-приемки выполненных работ по п. 4.1.7.1.5.13 ДСЗ.
01.06.2020 Исполнителем совместно с представителями 610 ВП МО РФ и войсковой части 83123 был составлен технический акт N 154-95-5 выполненных работ на самолете Ту-154Б зав. N 82А555.
03.06.2020 610 ВП МО РФ выдало Исполнителю удостоверение N 9302/С/120, подтверждающее факт выполнения работ по п. 4.1.7.1.5.15 ДСЗ и в адрес Заказчика направлены отчетные документы, подтверждающие выполнение работ в полном объеме.
03.06.2020 Заказчиком согласован и подписан Акт N 4/154/555/ОЦ сдачи-приемки выполненных работ по п. 4.1.7.1.5.15 ДСЗ.
В адрес Заказчика направлены протоколы твердо фиксированной цены по ДСЗ (исх. N 140/277 от 02.10.2019 г., 140/368 от 26.12.2019 г., 140/158 от 24.07.2020 г., а также акты N 2/154/534/ТФЦ, 3/154/426/ТФЦ, 4/154/555/ТФЦ, ААЗ-000533, ААЗ-000534, ААЗ-000535 от 23.06.2022 г., счета N ААЗ-00184, ААЗ-00185, ААЗ-00186 от 23.06.2022 г., дополнительное соглашение N 156/ТФЦ от 23.06.2022 г. Акты N 2/154/534/ТФЦ, 3/154/426/ТФЦ, 4/154/555/ТФЦ от 23.06.2022 г. подписаны и возвращены Заказчиком.
В соответствии с п. 9 акта N 2/154/534/ТФЦ от 23.06.2022 г. окончательный расчет за выполненные работы по ДС3 составляет 864 595 руб. 13 коп., в т.ч. НДС.
В соответствии с п. 9 акта N 3/154/426/ТФЦ от 23.06.2022 г. окончательный расчет за выполненные работы по ДС3 составляет 1 303 401 руб. 40 коп., в т.ч. НДС. В соответствии с п. 9 акта N 4/154/555/ТФЦ от 23.06.2022 г. окончательный расчет за выполненные работы составляет 1 304 096 руб. 52 коп., в т.ч. НДС.
Дополнительным соглашением N 156/ТФЦ от 23.06.2022 г. введены в действие протоколы согласования фиксированной (твердой) цены N 95/154/2, 95/154/3, 95/154/4.
Общая сумма задолженности Заказчика перед Исполнителем за выполненные работы в рамках ДС3 составляет 3 472 093 руб. 05 коп., в т.ч. НДС.
В связи с отсутствием оплаты за выполненные Исполнителем по ДС1, ДС2, ДС3 к Контракту работам, в адрес Заказчика были направлены претензии от 21.12.2022 N 123/488, N 123/489, неисполнение которых послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Поскольку в ответ на направленную претензию ответчик свои обязательства не исполнил, истец обратился с настоящим иском в суд.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2).
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Обязанность заказчика принять и оплатить выполненные подрядчиком работы предусмотрена статьями 702, 740 ГК РФ; условия и порядок такой оплаты определены статьями 711, 746 ГК РФ.
Согласно п. 46 постановления Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1465) в случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.
Для перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию с учетом необходимости соблюдения срока перевода этих видов цен в фиксированную, установленного пунктом 46 настоящего Положения, единственный поставщик направляет государственному заказчику обращение с предложением о переводе соответствующего вида цены на продукцию в фиксированную цену с приложением обосновывающих документов.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 37 Постановления Правительства Российской Федерации N 1465 при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции, сформированных с использованием методов определения цены, установленных настоящим Положением, представляются следующие обосновывающие документы: а) проект протокола согласования цены (прогнозной цены) единицы продукции, планируемой к поставке единственным поставщиком, по форме, предусматривающей его согласование с отраслевым органом (если представляется предложение о прогнозной цене), а также с государственным заказчиком, в 4 экземплярах, подписанный должностным лицом организации (проект протокола не представляется в составе предложения о цене (прогнозной цене) на продукцию, в отношении которой планируется использование конкурентных способов определения поставщиков) и) заключение о цене на продукцию, подготовленное военным представительством Министерства обороны Российской Федерации или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять свою деятельность в организации (при определении прогнозной цены на продукцию заключение о прогнозной цене представляется в соответствии с пунктами 91 и 102 настоящего Положения); м) иные документы, необходимые, по мнению организации, для обоснования цены на продукцию, а также документы, предоставление которых предусмотрено ведомственными актами государственных заказчиков и отраслевых органов.
В соответствии с п. 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804 (далее - Положение), военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).
В соответствии с пунктом 18 Инструкции по осуществлению Министерством обороны Российской Федерации функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в части вооружения, военной, специальной техники и военно-технического имущества (далее - Инструкция к приказу N 150) основными задачами военных представительств при осуществлении функции государственного заказчика ГОЗ являются: - выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной (подпункт "г" Инструкции): - направление в заинтересованные органы военного управления заключений по результатам рассмотрения представленных организациями промышленности РКМ по фактическим и плановым затратам, включаемым ими в состав цены на ВВСТ (работы, услуги) (подпункт "е" Инструкции).
Согласно условиям Контракта, на ВП МО РФ возложена обязанность по технической приемке выполненных работ, которая не является окончательной приемкой результата работ, выполняемых по Контракту.
Таким образом, из положений Контракта и норм действующего законодательства прямо следует, что 630 ВП МО РФ не уполномочено определять фиксированную пену выполненных работ, функция военных представительств сводится лишь к выдаче заключений, используемых Заказчиком в качестве рекомендации при согласовании фиксированной цены.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции к приказу N 150, основными задачами органов экспертизы цен при осуществлении функции государственного заказчика ГОС является своевременное и надлежащее определение совместно с заинтересованными органами военного управления цен государственных контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
При этом, заинтересованным органом военного управления, предназначенным для проведения независимой экспертной оценки обоснования и подготовки заключений по стоимостным показателям государственных контрактов, является Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДАГК МО РФ).
Из вышеприведенного порядка следует, что для перевода цены из ориентировочной в фиксированную необходимо наличие протокола по Фиксированной цене работ, выдаваемого ДАГК МО РФ, которое является доказательством выполнения работ в согласованной стоимости.
Пунктом 4.6 Контракта также установлено, что протокол фиксированной (твердой) цены Контракта (единицы работы/этапа работ) подлежит согласованию Заказчиком в Департаменте аудита государственных Контрактов Министерства обороны.
Таким образом, документом, устанавливающим окончательную фиксированную цену работ, выполняемых в рамках государственного оборонного заказа, является протокол фиксированной цены, согласованный Головным исполнителем и Департаментом аудита Государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации (ДАГК МО РФ).
Пунктами 12 дополнительных соглашений ДС1, ДС2, ДС3 установлено, что для согласования протокола фиксированной цены за выполненные работы Исполнитель за 30 дней до срока, установленного спецификацией, представляет в установленном порядке Заказчику протокол согласования фиксированной цене единицы работ с приложением пояснительной записки (содержащей, обоснование представленных в документах значений с разделами по статьям затрат) и расшифровками по всем статьям затрат, составленных в соответствии с приказом ФАС N 116/18 от 31.01.2018 (Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по Государственному оборонному заказу, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465) и Заключения по фиксированной цене ВП МО РФ Исполнителя.
Таким образом, указанный протокол фиксированной цены дополнительного соглашения согласовывается Заказчиком с ВП МО РФ и ПАО "ОАК" при согласовании протокола фиксированной цены по этапу контракта от 04.05.2018 N 1719187323411442208195462/177/дсп- Д.
При этом, указанный срок установлен Истцу с целью своевременного направления Ответчиком в адрес Головного исполнителя протокола фиксированной цены для согласования и последующего выделения денежных средств для окончательного расчета.
В соответствии с п. 9 Дополнительных соглашений ДС1, ДС2, ДС3, окончательный расчет за выполненную работу по дополнительному соглашению за вычетом ранее выплаченного аванса Заказчик производит при наличии утвержденного Заказчиком и согласованного Государственным заказчиком протокола фиксированной цены в соответствии с согласованной фиксированной стоимостью единицы работы в течение 10 банковских дней с момента подписания Заказчиком акта сдачи-приемки работы и поступления от Головного исполнителя на основании акта сдачи-приемки выполненных работ по контракту денежных средств для окончательного расчета за выполненные работы по соответствующему этапу контракта, в рамках которого заключено дополнительное соглашение, на основании предоставляемых Исполнителем вместе с результатом работ оригиналов документов: - акта сдачи-приемки работ; - счет на окончательный расчет; - счет - фактура; - удостоверение ВП Исполнителя на принятую работу по установленной форме.
Заключая договор в рамках исполнения государственного оборонного заказа, стороны добровольно соглашаются, что финансирование работ будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и оплата будет производиться только после поступления денежных средств из федерального бюджета государственному заказчику с дальнейшим соблюдением последним и всей кооперацией режима использования специального счета (ст. 8.3 ФЗ "О государственном оборонном заказе").
Исполнение головным исполнителем обязательств по договору напрямую зависит от поступления денежных средств от государственного заказчика. Государственный заказчик в свою очередь фактически является стороной по договорам, заключенным головным исполнителем с соисполнителями коопераций, так как оплата выполненных работ является обязанностью государственного заказчика, обеспеченная за счет средств федерального бюджета (Определение ВС РФ от 25.04.2022 N 305-ЭС22-4405).
Отлагательное условие в части обязательства по осуществлению окончательного расчета не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 157 ГК РФ), Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; в отсутствие доказательств недобросовестного поведения ответчика, препятствовавшего поступлению денежных средств от основного заказчика, оснований для взыскания задолженности в настоящий момент не имеется. Данные условия не могут быть никем изменены в одностороннем порядке, а также не могут быть признаны ничтожными или недействительными, когда последние не противоречат нормам действующего законодательства и урегулированы сторонами в дополнительных соглашениях в добровольном порядке.
Таким образом, для проведения окончательного расчета за выполненные Исполнителем работы по ДС1, ДС2, ДС3 необходимо соблюдение следующих условий:
- своевременное представление Исполнителем отчетных документов, необходимых для переводы ориентировочной цены в фиксированную;
- утвержденный Заказчиком и Государственным заказчиком протоколов фиксированных цен по каждому ДС;
- денежные средства, поступившие по результатам утверждения фиксированной цены, от Государственного заказчика (Головного исполнителя).
Как верно установлено судом первой инстанции, на дату вынесения решения истцом не представлены согласованные Головным исполнителем и ДАГК МО РФ протоколы фиксированной цены по ДС1, ДС2, ДС3, то есть отсутствуют доказательства согласования фиксированных цен по ДС, что делает невозможным выделение денежных средств из федерального бюджета, соответственно, обязательство Заказчика по проведению окончательного расчета по ДС1, ДС2, ДС3 не наступившим.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2023 по делу N А40-83228/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.М. Новикова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83228/2023
Истец: АО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ПАО "ТУПОЛЕВ"
Третье лицо: ПАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ"