21 декабря 2023 г. |
Дело N А83-20705/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабрь 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Марусина В.А., Кузняковой С.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "Крым Юг" - Яценко А.А. по доверенности от 01.08.2023 б/н,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - Сорокина О.Н. по доверенности от 15.05.2023 N 12/02-28,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Сорокина О.Н. по доверенности от 11.09.2023 N 06-20/10839,
в отсутствие представителей надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Торгово-производственного общества с ограниченной ответственностью "Пивденный Буг", Коробкина Николая Юрьевича, Коробкина Юрия Ивановича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.06.2023 по делу N А83-20705/2022 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Крым Юг" по Республике Крым о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы N 9 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крым Юг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 17 августа 2022 года N 14696А об отказе в государственной регистрации; заявитель просит обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих изменений в сведения записи о юридическом лице - ООО "Крым Юг" в Едином государственном реестре юридических лиц.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Управление федеральной налоговой службы по Республике Крым, а также учредителей Общества: Торгово-производственное общество с ограниченной ответственностью "Пивденный Буг", Коробкина Николая Юрьевича, Коробкина Юрия Ивановича.
Решением от 27.06.2023 Арбитражный суд Республики Крым признал незаконным решение от 17 августа 2022 года N 14696А об отказе в государственной регистрации и обязал регистрирующий орган внести изменения в сведения записи о юридическом лице ООО "Крым Юг" в Едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с заявлением N 14696А от 10.08.2022.
Не согласившись с решением суда, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Регистрирующий орган считает, что суд должен был применить п. 1.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода или залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на основании сделки (договора), подлежащей обязательному нотариальному удостоверению, заявителем является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку. Поскольку заявление по форме Р13014 о переходе доли ТП ООО "Пивденный Буг" в размере 99,98% к Обществу подано нотариусом, удостоверившим не сделку по выходу участника, а удостоверившим подпись директора Общества на заявлении по форме Р13014, следует признать, что заявление подписано неуполномоченным лицом.
Общество изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10 августа 2022 года Общество подало в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (форма Р13014), согласно которому учредитель Общества - Торгово-производственное общество с ограниченной ответственностью "Пивденный Буг" (ТП ООО "Пивденный Буг") (99,98%) прекратило свое участие в ООО "Крым Юг", а доля в уставном капитале переходит Обществу.
Заявление по форме Р12014 от имени ООО "Крым Юг" было передано нотариусом Симферопольского городского нотариального округа Яценко Л.И. в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. Нотариус удостоверил подпись руководителя ООО "Крым Юг" на заявлении.
К заявлению по форме Р12014 Общество приложило заявление о выходе ТП ООО "Пивденный Буг" из состава участников ООО "КРЫМ ЮГ", которое удостоверено 27 мая 2022 года частным нотариусом Винницкого городского нотариального округа (Украина) Курановой О.А.
Оспариваемым решением регистрирующего органа N 14696А от 17 августа 2022 года Обществу отказано в государственной регистрации указанных изменений со ссылкой на подпункт "д" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Решением N 7-23/12050@ от 03.10.2022 Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым оставило жалобу ООО "КРЫМ-ЮГ" без удовлетворения, что обусловило обращение Общества в суд.
Суд республики признал требование Общества обоснованным, придя к выводу, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует положениям статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом. При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1.2 указанной нормы необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.08.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.
Согласно пункту 6.1 статьи 23 Федерального закона N 14-ФЗ в случае выхода участника из общества в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона его доля переходит к обществу, в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 23 Федерального закона N 14-ФЗ, с момента получения обществом заявления участника общества о выходе из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 23 Федерального закона N 14-ФЗ документы для государственной регистрации соответствующих изменений должны быть предоставлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в течение месяца со дня перехода доли или части доли.
При этом в силу второй части пункта 7.1 статьи 23 Федерального закона N 14-ФЗ указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Согласно пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основания перехода доли или части доли.
В случае, если изменения в единый государственный реестр юридических лиц, касающиеся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта, для внесения записи в реестр в регистрирующий орган представляется заверенная в установленном законом порядке копия вступившего в законную силу суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
В силу положений пункта 1.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода или залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на основании сделки (договора), подлежащей обязательному нотариальному удостоверению, заявителем является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку.
Выход участника из общества регулируется статьей 26 Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которой нотариус, удостоверивший заявление о выходе из общества, подает в орган осуществляющий регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью нотариуса.
Соответственно, нотариальное удостоверение заявления участника общества о выходе, подача в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления, предусмотренного образца, передача обществу документов в связи с выходом участника, осуществляется нотариусом, совершившим нотариальное удостоверение заявления участника о выходе в рамках одного нотариального действия - удостоверение заявления участника общества о выходе.
Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, может быть подано юридическим лицом, либо по его просьбе нотариусом. При этом на заявлении нотариально удостоверяется подпись лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Как установлено судом, заявление участника Общества - ТП ООО "Пивденный Буг" удостоверено частным нотариусом Винницкого городского нотариального округа (Украина) Курановой О.А., то есть нотариусом, который в силу нахождения на территории иного государства не имел возможности подать удостоверенное заявление в регистрирующий орган на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, нотариус Симферопольского городского нотариального округа Яценко Л.И. засвидетельствовала подлинность подписи директора на заявлении Общества по форме Р13014 и направила заявление в регистрирующий орган.
Удовлетворяя заявленные требования, применительно к обстоятельствам настоящего спора, суд пришел к выводу, что Общество выполнило требования статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а регистрирующий орган не доказал обстоятельства, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, предусмотренные п. "д" п. 1 статьи 23 названного Закона, поскольку Общество представило все необходимые для этого документы, содержащие достоверные сведения. Сделка по выходу участника удостоверена нотариусом иного государства, что препятствовало реализовать положения пункта 1.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Такие выводы апелляционный суд поддерживает.
Вместе с тем, судебный акт подлежит отмене в силу следующего.
В суде апелляционной инстанции регистрирующий орган заявил дополнительный довод об отсутствии оснований для регистрации со ссылкой на Указ Президента РФ от 8 сентября 2022 года N 618 "Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами" (далее - Указ Президента N 618).
Указом Президента N 618 установлен особый порядок осуществления (исполнения) между резидентами и иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности, между лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, а также между лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, и иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами с ограниченной ответственностью и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 2 Указа N 618 для осуществления вышеуказанных сделок (операций) необходимо получить разрешение правительственной комиссии.
Пунктом 7 Указа Президента N 618 Министерство финансов Российской Федерации наделено правом давать официальные разъяснения по вопросам применения данного Указа.
Письмом N 05-06-14РМ/99138 от 13.10.2022 Министерство финансов Российской Федерации дало официальные разъяснения N 1 по вопросам применения Указа Президента N 618, согласно пункту 10 которого к сделкам (операциям), на осуществление (исполнение) которых необходимо разрешение Правительственной комиссии, относятся, в том числе: приобретение обществом с ограниченной ответственностью доли в своем уставном капитале, выход участника из общества с ограниченной ответственностью путем отчуждения своей доли обществу или требования приобретения обществом доли.
Исключения, предписанные пунктом 3 Указа Президента N 618, к рассматриваемому спору применены быть не могут, поскольку относятся к лицам иностранных государств, о которых налоговые органы Российской Федерации уведомлены в порядке статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку выход участника - ТП ООО "Пивденный Буг" из Общества влечет за собой прекращение права владения долей (что опосредует требование о выплате ее действительной стоимости в порядке пункта 6.1. статьи Закона об обществах с ограниченной ответственностью), в соответствии с Указом Президента N 618 нужно получить разрешение Правительственной комиссии для такой сделки, так как участником является организация из государства (Украина), совершающего недружественные действия в отношении Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р).
Такие выводы не может изменить ни тот факт, что регистрирующий орган не ссылался на применение Указа Президента N 618 при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни то обстоятельство, что заявление о выходе было осуществлено до момента принятия указа.
С учетом изложенного в требованиях Обществу следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Обществом при обращении в суд, подлежат отнесению на него в порядке ст. 110 АПК РФ.
Общество при подаче заявления уплачено 6000 руб. (п/п N 1 от 10.01.2022), согласно размерам, предписанным ст. 333.21 НК РФ госпошлина составляет 3000 руб. и по результатам рассмотрения жалобы относится на заявителя; излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республики Крым удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.06.2023 по делу N А83-20705/2022 отменить.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Крым Юг" отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Крым Юг" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., оплаченную на основании платежного поручения от 10.10.2022 N 1.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Марусин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20705/2022
Истец: ООО "КРЫМ ЮГ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: Коробкин Н.Ю., Коробкин Ю.И., Коробкин Юрий Николаевич, ООО Торгово-производственное "Пивденный Буг", УФНС По Республике Крым