г. Пермь |
|
21 декабря 2023 г. |
Дело N А60-27807/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Можеговой Е.Х.,
при участии (посредством веб-конференции):
от истца - Блискун М.А. по доверенности от 25.10.2023,
в отсутствие представителя ответчика
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Качканарская центральная городская больница",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 октября 2023 года
по делу N А60-27807/2023
по иску муниципального унитарного предприятия Качканарского городского округа "Городские энергосистемы" (ИНН 6615015316, ОГРН 1116615001029)
к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Качканарская центральная городская больница" (ИНН 6615001031, ОГРН 1026601125583)
о взыскании задолженности по единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 03/27 от 18.01.2023 за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Муниципальное унитарное предприятие Качканарского городского округа "Городские энергосистемы" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковыми требованиями к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Качканарская центральная городская больница" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании 431 842 руб. 32 коп. задолженности за февраль 2023 года по единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 03/27 от 18.01.2023 за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 октября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласен, обратившись с апелляционной жалобой, просит его изменить, исковые требования удовлетворить в части, взыскав с ответчика в пользу истца долг в размере 204 057,36 руб., в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик оспаривает механизм применения повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 120 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) в расчете истца, принятым судом в качестве верного; представляет свой расчет суммы долга.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец опровергает доводы апеллянта указанием на механизм расчета; просит решение суда оставить в силе, в удовлетворении жалобы отказать.
Явившись в судебное заседание апелляционного суда, представитель истца поддержал доводы возражений против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) заключен единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения N 03/27 от 18.01.2023 (далее - договор), по условиям которого организация водопроводно - канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется: подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную питьевую воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Согласно абзацу 2 пункта 11 договора оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется в течение 7 рабочих дней с даты выставления счёта.
Режим подачи холодной воды и приёма сточных вод согласован сторонами в условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения. Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения истца и ответчика определены в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 18.01.2023.
В отсутствие прибора учета ресурса на спорном объекте по ул. Свердлова, д. 42/1 г. Качканар Свердловской области, объем услуг определен исходя из гарантированного объема.
Спор между сторонами относительно определения стоимости платы за негативное воздействие на центральную систему водоотведения за февраль 2023 года обусловлен следующими обстоятельствами.
25.11.2023 в ходе устранения подпора на канализационных сетях находящихся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ГАУЗ СО "Качканарская ЦГБ по адресу: г. Качканар, ул. Свердлова, д.42/1, о результатам визуального контроля были обнаружены вещества, материалы и отходы, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, а именно волокнистые материалы (натуральные, искусственные или синтетические волокна, в том числе волос, шерсть, пряжа, ворс, перо) длиной волока более 3 см, что подтверждается актом от 25.11.2022; сторонами был заключен договор N 280-12/22 от 13.12.2022 на устранение подпора на канализационных сетях учреждения.
На основании акта от 25.11.2022 с учетом пункта 120 Правил N 644 и пункта 8 Приложения N 4 к указанным Правилам, был произведен расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за ноябрь 2022 года с применением коэффициента компенсации "5".
08.02.2023 и 22.02.2023 в ходе устранения подпоров на канализационных сетях, находящихся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности учреждения по адресу: г. Качканар, ул. Свердлова, д.42/1, по результатам были обнаружены вещества, материала и отходы, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, в присутствии ответчика были составлены соответствующие акты от 08.02.2023, от 22.02.2023, подписанные представителем ответчика.
Также сторонами были заключены договоры на устранение подпоров N 10-02/23 от 16.02.2023 г. и N 16-02/23 от 28.02.2023 г.
Действия по устранению подпоров, в ходе которых были выявлены одни и те же нарушения, производились предприятием на основании соответствующих заявок учреждения (заявки и акты об их исполнении представлены в материалы дела).
Факт нарушений, зафиксированный актами от 25.11.2023, от 08.02.2023 и от 22.02.2023, тождество нарушений учреждение не оспаривает.
С учетом объема водоотведения за февраль 2023 года 728 куб.м., ссылаясь на пункт 120 Правил N 644, предприятие исчислил размер платы за негативное воздействие следующим образом:
на основании акта от 08.02.2023 с применением коэффициента компенсации "10" за период с 01.02.2023 по 21.02.2023 на объем 546 куб.м. (728м3/28 дн * 21 дн) в размере 99 655 руб. 92 коп. с НДС (10 * 546 м3 * 15,21 руб * 1,2),
на основании акта от 22.02.2023 с применением коэффициента компенсации "25" за период с 01.02.2023 по 28.02.2023 на объем 728 куб.м. в размере 332 186 руб. 40 коп. с НДС (25 * 728 м3 * 15,21 руб * 1,2),
всего в сумме 431 842 руб. 32 коп.
В связи с отсутствием оплаты, неисполнением требования, изложенного в досудебной претензии, предприятие обратилось с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Руководствуясь нормами Гражданского кодекса РФ (статьи 309, 310, 544, 548, 779, 781 ГК РФ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разработанными в его исполнение Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (Правила N 644), положениями Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 (правила N 728), условиями заключенного сторонами спора единого типового договора, установив, что по результатам визуального контроля, не оспариваемым ответчиком, истец обоснованно и правомерно применил предусмотренный пунктом 120 Правил N 644 коэффициент компенсации для определения платы за негативное воздействие на центральную систему водоотведения, признав расчет верным и соответствующим положениям действующего законодательства, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца в судебном заседании, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы учреждения заслуживающими внимания, исходя из следующего.
В силу подпункта "б" пункта 113 Постановления N 644, сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать значениям показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 118 Постановления N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно (пункт 119 Постановления N 644).
В силу пункта 120 Правил N 644 в случае, если по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:
П = Кк x Т x Q, где:
П - размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, подлежащей уплате абонентом, без учета налога на добавленную стоимость (рублей). Плата вносится абонентом организации, осуществляющей водоотведение, в сроки и порядке, которые установлены договорами, на основании которых абонентом осуществляется водоотведение;
Кк - коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение 12 календарных месяцев с даты совершения предыдущего нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) - 10, при последующих нарушениях в течение 12 календарных месяцев с даты совершения первого нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) - 25;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб / куб. м);
Q - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором зафиксировано нарушение запрета, установленного подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, до следующего визуального контроля или отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий визуальный контроль или отбор проб сточных вод были осуществлены в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, был произведен следующий визуальный контроль или отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (куб. метров).
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается последовательное обнаружение в сточных водах, отводимых от объекта ответчика, веществ, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с пунктом 8 приложения N 4 к Правилам N 644 "Перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения".
Данные нарушения сопровождались подпорами на системе водоотведения, зафиксированы актами от 25.11.2022, 08.02.2023, 22.02.2023.
При таких обстоятельствах требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (по результатам визуального контроля) предъявлено правомерно.
Вместе с тем, из приведенного выше расчета истцом исковых требований следует, что объем водоотведения 546 куб. м. за период с 01 по 21 февраля 2023 года предъявлен к оплате дважды - с коэффициентом "10" и с коэффициентом "25". Вместе с тем, такой метод расчета Правилами N 644 не предусмотрен, является необоснованным и ведет к неосновательному обогащению на стороне предприятия.
Принимая во внимание сроки и последовательность выявления нарушений, свидетельствующие об их систематичности, а также вызванные нарушениями очевидные вредные последствия в виде подпора на системе водоотведения, апелляционный суд полагает обоснованной плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2023 года в соответствии с пунктом 120 Правил N 644 с применением коэффициента компенсации "25" в размере 332 186 руб. 40 коп. с НДС из расчета :
332 186,40 = 25 * 15,21 руб. * 728 м3 * 1,2 (НДС).
В указанном размере исковые требования заявлены обоснованно, в большей сумме удовлетворению не подлежат.
В силу норм статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, изложенных в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" обязанностью суда является проверка представленного в подтверждение размера исковых требований расчета истца на соответствие нормам материального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Апелляционный суд отмечает отсутствие в обжалуемом решении выводов относительно рассмотрения требования истца в соответствии с принятым заявлением об увеличении размера исковых требований на сумму взыскания процентов на основании статьи 395 ГК РФ за период с 08.03.2023 по 02.08.2023 в размере 13251 руб. 05 коп. и продолжении начисления процентов по день фактического исполнения обязательства.
Вместе с тем, требование о взыскании процентов, не предъявленное в исковом заявлении и заявленное истцом лишь в ходе рассмотрения дела в нарушение запрета на одновременное изменение основания и предмета иска, в силу статьи 49 АПК РФ являющееся новым самостоятельным требованием, не подлежало рассмотрению в рамках настоящего дела,
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по иску относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 октября 2023 года по делу N А60-27807/2023 изменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Качканарская центральная городская больница" (ИНН 6615001031, ОГРН 1026601125583) в пользу муниципального унитарного предприятия Качканарского городского округа "Городские энергосистемы" (ИНН 6615015316, ОГРН 1116615001029) 332 186 руб. 40 коп. долга и 8 951 руб. 54 коп. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Качканарского городского округа "Городские энергосистемы" (ИНН 6615015316, ОГРН 1116615001029) в пользу государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Качканарская центральная городская больница" (ИНН 6615001031, ОГРН 1026601125583) 3 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27807/2023
Истец: МУП КАЧКАНАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОДСКИЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КАЧКАНАРСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА"