Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2024 г. N Ф05-1263/24 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 декабря 2023 г. |
Дело N А40-98157/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Елоева А.М.,
судей: Лялиной Т.А., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2023 по делу N А40-98157/23 по иску ООО "УК "Партнер" (ОГРН 5067746793978) к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423) о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Илюхин С.А. по доверенности от 20.11.2023,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "Партнер" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Департамента городского имущества г. Москвы за счет казны города Москвы
- задолженности за услуги по содержанию, текущему ремонту и отоплению, холодное и горячее водоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами в размере 61 132, 61 руб. за период с 01.06.2020 по 31.12.2022,
- пени за просрочку платежа в размере 8 822,61 рублей за период с 11.02.2021 по 30.04.2023,
- пени в размере одной 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы долга 61 132,61 рублей за каждый день просрочки с 01.05.2023 по день фактической оплаты долга.
Решением суда от 11.10.2023 с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу ООО "УК "Партнер" взыскана задолженность в размере 61 132, 61 руб., пени в размере 7 082,48 руб., пени на сумму задолженности из расчета 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, с 01.05.2023 до момента фактического исполнения обязательства, почтовые расходы в размере 210 руб., расходы по госпошлине в размере 2 728,40 руб. В остальной части иска отказано.
Департамент городского имущества города Москвы не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
ООО "УК "Партнер" направило в суд письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии извещенного о времени и месте судебного разбирательства ответчика, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Партнер" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Бабушкинский, улица Радужная, дом N 8, и обладает полномочиями по сбору коммунальных платежей и услуг по управлению и эксплуатации многоквартирным домом.
В соответствии с выпиской ЕГРП в собственности города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы находятся нераспределенные помещения жилого назначения по указанному адресу: г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Бабушкинский, улица Радужная, дом N 8, общей площадью 30,7 кв.м.
В период с 01.06.2020 по 31.12.2022 ООО "УК Партнер" оказывало услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также коммунальные услуги в полном объеме и надлежащего качества в указанном выше многоквартирном доме.
В обоснование исковых требований истец ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по оплате задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.06.2020 по 31.12.2022 в размере 61 132 руб. 61 коп., в связи с чем начислены пени в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ в размере 8 822,61 рублей за период с 11.02.2021 по 30.04.2023, с 01.05.2023 по день фактической оплаты долга.
В силу положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим полномочия собственника в отношении имущества города Москвы (пункт 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 года N 99-ПП).
Департамент, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы, осуществляет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, а также осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях (пункт 6.10 вышеназванного Положения о Департаменте городского имущества города Москвы.
Согласно ст.210 ГК РФ, ст.ст. 153, 155, ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, в издержках по его содержанию и сохранению путем внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Обязанность по внесению платы, в силу ЖК РФ, возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью несшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
При этом требование истца о взыскании неустойки, начисленной с 01.04.2022 по 01.10.2022 не соответствует нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, установившего мораторий на взыскание финансовых санкций за нарушение гражданско - правовых обязательств.
В связи с чем судом первой инстанции произведен перерасчет пени в части периода начисления, установлена правомерна сумма пени за спорный период - 7 082,48 руб.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты оказанных услуг, выводы суда первой инстанции о взыскании с ответчика документально подтвержденной задолженности в сумме 61 132, 61 руб. за период с 01.06.2020 по 31.12.2022, пени в сумме 7 082,48 руб., пени с 01.05.2023 по день фактической оплаты долга правомерны.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком на настоящему спору является Префектура административного округа г.Москвы, а не Департамент городского имущества города Москвы исходят из неверного толкования норм материального права, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2015 N 305-ЭС15-13750 и Положению о Департаменте городского имущества города Москвы, Департамент выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы.
Кроме того, в соответствии с нормами Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", префектуры административных округов г.Москвы не являются главным распорядителем бюджетных средств.
Доводы ответчика о неправомерном начислении неустойки за несвоевременную оплату задолженности ввиду ненаправления в адрес ответчика счетов на оплату необоснованны, поскольку обязательство по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги закреплена п. 1 ст. 155 ЖК РФ и не обусловлена направлением управляющей организацией платежных документов.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2023 по делу N А40-98157/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98157/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПАРТНЕР"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ