г. Чита |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А58-4467/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) Михайлова Е.Ю. (доверенность от22.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2023 года по делу N А58-4467/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402072216; адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), Якутск г, Губина ул, д. 2, далее - налоговый орган, УФНС) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" (ОГРН 1021401064684, 670000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 48, далее - ГБУ РС (Я) "НВК", учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2023 года по делу N А58-4467/2023 Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" (ИНН 1435044340, ОГРН 1021401064684) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает что, административным органом не доказано событие вменяемого правонарушения. Полагает, что ГБУ РС(Я) "НВК "САХА" лишь предоставило рекламодателю эфирное время, но не участвовало в проведении лотереи.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.11.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ГБУ РС (Я) "НВК" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.12.1995 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Якутску Республики Саха (Якутия) за основным государственным номером 1021401064684.
Основным видом деятельности является "60.10 Деятельность в области радиовещания".
Дополнительными видами деятельности являются "56.29 Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания, 58.13 Издание газет, 59.11 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, 59.13 Деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, 59.14 Деятельность в области демонстрации кинофильмов, 60.20 Деятельность в области телевизионного вещания, 63.91 Деятельность информационных агентств, 73.11 Деятельность рекламных агентств, 90.01 Деятельность в области исполнительских искусств, 91.02 Деятельность музеев, 91.03 Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры, 93.19 Деятельность в области спорта прочая".
Административным органом по результатам мониторинга информационных каналов установлено, что 14.01.2023 в 19: 00 на канале НВК "Саха" в прямом эфире проведен розыгрыш призов "Орогой" с призовым фондом лотереи в размере 17 000 000 рублей.
В ходе телевизионной трансляции прямого эфира в студии НВК "Саха" 14.01.2023 произведены следующие действия: все запечатанные ящики с корешками лотерейных билетов, собранные со всех точек продаж, были собраны в один лототрон.
В студии находились два ведущих, помощник, крутящий лототрон, два независимых эксперта и приглашенные гости для вытягивания корешков с лототрона.
В момент розыгрыша призового фонда в результате использования лототрона на барабанной основе случайным методом определялся победитель очередного приза.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что 28.11.2022 ИП Габышевым Д. А. в адрес генерального директора ГБУ РС(Я) НВК "Саха" направлено письмо с просьбой оказания содействия в проведении стимулирующего рекламного мероприятия путем заключения договора об оказании услуг и проведения прямой трансляции мероприятия на телеканале НВК "Саха" 14.01.202.
К письму были приложены Правила проведения стимулирующего рекламного мероприятия полиграфической деятельности от 28.11.2022, утвержденные ИП Габышевым Д. А.
19.12.2022 ГБУ РС(Я) НВК Саха и ИП Габышевым Д. А. заключен договор возмездного оказания услуг N 813/1-Д22 от 19.12.2022, согласно которому Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Заказчику услуги по размещению рекламного видеоролика на телеканале НВК "Саха" хронометражем 15 секунд, прокат аудио ролика на радио "Тэтим" хронометраж 30 секунд, участие в передаче "Сана кун" - 1 раз, и проведению прямой трансляции мероприятия на телеканале НВК "Саха" 14.01.2023.
Таким образом, ГБУ PC (Я) НВК "Саха" являясь региональным информационным телеканалом Республики Саха (Якутия), в нарушение пункта 4 статьи 6.1, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях", федеральные законодательные акты Российской Федерации", 14.01.2023 участвовало в проведении лотереи - розыгрыша призов "Орогой".
18.04.2023 почтовой связью в адрес ГБУ PC (Я) НВК "Саха" налоговым органом направлено уведомление от 12.04.2023 N 30-12/022667 о составлении протокола об административном правонарушении по факту нарушения требований части 1 статьи 4, части 1 статьи 13 Федерального закона N138-ФЗ "О лотереях", на 03.05.2023 в 11-30 час. по адресу: г. Якутск, ул. Губина, 2, каб. 106, которое вручено 24.04.2023.
03.05.2023 старшим государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) составлен протокол об административном правонарушении N 14002312300014600002, в котором отражено - организованный ГБУ "НВК Саха" розыгрыш призов "Орогой", исходя из фактических обстоятельств, квалифицирован как нарушение требований пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях" и образует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГБУ "НВК Саха" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.
В соответствии со статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации лотереи отнесены к основанным на риске играм.
Согласно статье 2 Закона N 138-ФЗ лотереей признается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 1).
Проведением лотереи является осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертиза выигрышных лотерейных билетов, выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ).
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов (часть 2 статьи 3 Закона N 138-ФЗ).
При квалификации деятельности учреждения судом правильно установлено и учтено, что распространение лотерейных билетов осуществлялось за деньги (1000 рублей за билет), без встречного предоставления товаров и услуг, в том числе, в равном эквиваленте. Таким образом, для лиц, приобретающих лотерейные билеты, участие в розыгрыше является игрой, носящей рисковый характер (возврат денежных средств или их эквивалента не гарантирован).
Позиция заявителя апелляционной жалобы, что целью рассматриваемой деятельности учреждения являлась рекламная деятельность, не освобождает лицо, участвующее в проведении лотереи в ходе рекламной кампании, от соблюдения требований Закона N 138-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 19.12.2022 между ГБУ РС(Я) НВК Саха и ИП Габышевым Д. А. заключен договор возмездного оказания услуг N 813/1-Д22 от 19.12.2022 согласно которому Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Заказчику услуги по размещению рекламного видеоролика на телеканале НВК "Саха" хронометражем 15 секунд, прокат аудио ролика на радио "Тэтим" хронометраж 30 секунд, участие в передаче "Сана кун" - 1 раз, и проведению прямой трансляции мероприятия на телеканале НВК "Саха" 14 января 2023 г.
В ходе телевизионной трансляции прямого эфира в студии НВК "Саха" 14.01.2023 произведены следующие действия: все запечатанные ящики с корешками лотерейных билетов, собранные со всех точек продаж, были собраны в один лототрон.
В студии находились два ведущих, помощник, крутящий лототрон, два независимых эксперта и приглашенные гости для вытягивания корешков с лототрона.
В момент розыгрыша призового фонда, в результате использования лототрона на барабанной основе, случайным методом определялся победитель очередного приза.
Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, указанные по договорам услуги не имеют материального результата, который можно было бы сдать или принять; оплате подлежат фактически оказанные услуги.
В данном случае факт исполнения договора возмездного оказания услуг N 813/1-Д22 в виде проведения розыгрыша призов на телеканале НВК "Саха" подтвержден актом об оказании услуг N 0000-000065 от 31.01.2023, актом сдачи приемки услуг б/н от 16.02.2023, видео и фото материалами.
Таким образом, ГБУ РС(Я) НВК "Саха", оказав услуги по проведению в прямом эфире розыгрыша призов, участвовало в проведении лотереи "Орогой".
Статья 9 Закона N 38-ФЗ, определяющая порядок проведения стимулирующих рекламных мероприятий, в настоящем деле неприменима, поскольку в рассматриваемом случае условием участия в розыгрыше призов не является приобретение определенного товара.
Решение Правительства Российской Федерации о проведении рассматриваемой лотереи не принималось, данное обстоятельство спорным не является.
Следовательно, деятельность ГБУ РС(Я) НВК "Саха" имеет признаки незаконного проведения лотереи, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).
Материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 23.05.2023 N 14002312300014600002, договором возмездного оказания услуг N 813/1- Д22 от 19.12.2022, актом об оказании услуг N 0000-000065 от 31.01.2023, актом сдачи-приемки услуг б/н от 16.01.2023, фотоматериалами из открытых источников Интернет, подтверждается факт проведения ГБУ "НВК Саха" лотереи в отсутствие решения Правительства Российской Федерации о проведении лотереи и в нарушение требований, установленных статьями 4, 13 Закона о лотереях.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что совокупное восприятие информации дает основание полагать, что организатором проводится розыгрыш призов не с целью рекламы, а основная цель проведения розыгрыша связана с получением доходов от реализации проданных лотерейных билетов, в связи с чем, указанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах наличие в действиях ГБУ "НВК Саха" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленным. Годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина учреждения полностью подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, является установленным.
Обстоятельств для признания допущенного ГБУ "НВК Саха" правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражным судом также не установлено.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность на дату совершения административного правонарушения, судом не установлено, административным органом не представлено.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отнесено к правонарушениям, при совершении которых недопустима замена административного штрафа на предупреждение (часть 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату совершения правонарушения ГБУ "НВК Саха" ранее привлекалось к административной ответственности и о причинении вреда охраняемым общественным отношениям или угрозы его причинения в результате совершенного заявителем деяния, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, данное обстоятельство свидетельствует о впервые совершенном административном правонарушении, не повлекшем за собой последствий, приведенных в части 2 статьи 3.4 Кодекса.
С учетом того, что санкция части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения, суд считает, что в рассматриваемом случае подлежит применению часть 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявления налогового органа и привлечении ГБУ "НВК Саха" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде предупреждения.
Доводы о допущенных административным органом и судом первой инстанции процессуальных нарушениях проверены судебной коллегией, однако своего подтверждения не получили, а потому подлежат отклонению как необоснованные.
В соответствии с частью 1, подпунктом 84 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпунктом 5.3.10 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1012, Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом ФНС России от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, протокол об административном правонарушении от 03.05.2023 N14002312300014600002 составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, привлекаемого к ответственности, уполномоченным на совершение таких процессуальных действий должностным лицом.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2023 года по делу N А58-4467/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4467/2023
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия)
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха"