г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А56-83503/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Гусаков Д.Б. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39806/2023) ООО "Строй-Сити" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2023 по делу N А56-83503/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сити"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Сити" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Инспекция) от 13.07.2023 N 751/23, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2023 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. В жалобе ее податель сослался на частичное устранение выявленных нарушений, также полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
В судебном заседании представитель Инспекции выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Строй-Сити" осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Гусарская, д. 6. корп. 6, лит. А, на основании договора на управление многоквартирным домом и лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами N 78-000661 от 18.10.2019.
14.06.2023 инспекцией при участии Прокуратуры на основании решения от 08.06.2023 N 247 проведен внеплановая проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, в результате которого по вышеуказанному адресу выявлены нарушения подпунктов "а", "б" пункта 10 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), выразившиеся в несоблюдении требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- не предотвращена сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвала в ряде мест, чем нарушен пункт 4.1.1 Правил N 170;
- не обеспечена сухость подвала, чистота (имеется мусор), доступность прохода ко всем элементам подвала (затопление в ряде мест подвала), чем нарушены пункты 3.4.1, 4.1.3 Правил N 170;
- не обеспечена защита помещений подвала от проникновения животных: грызунов, кошек (имеется повреждение в защитной сетке проема со стороны лестничной клетки N 1), чем нарушен пункт 3.4.1 Правил N 170;
- не устранены повреждения пола по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, не восстановлено защитно-отделочное покрытие пола крыльца входной группы лестничной клетки N 1, чем нарушены пункты 4.4.1, 4.8.10 Правил N 170;
- на лестничной клетке N 1 не обеспечено исправное состояние строительных конструкций: отслоение окрасочного слоя поверхности стен и потолков (имеются сухие следы протечек верхних этажей); имеется коррозия (пятна) входной группы, дверей, отслоение и разрушение окраски дверных полотен, отсутствует фурнитура оконного заполнения 2 этажа; не восстановлена поврежденная и отслоившаяся по периметру дверного проема штукатурка, нарушена целостность заполнения (остекления) дверного полотна площадки верхнего этажа, чем нарушены пункты 3.2.2, 3.2.8, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.5 Правил N 170;
- на лестничной клетке N 2 не обеспечено исправное состояние строительных конструкций: отслоение окрасочного слоя поверхности стен и потолков (имеются сухие следы протечек верхних этажей); имеется коррозия (пятна) входной группы дверей, отслоение и разрушение окраски дверных полотен; не восстановлена поврежденная отслоившаяся по периметру дверного проема штукатурка; отсутствует пружина дверного полотна (второй контур), чем нарушены пункты 3.2.2, 3.2.8, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.5, 4.8.12 Правил N 170;
- на лестничной клетке N 3 не обеспечено исправное состояние строительных конструкций: отслоение окрасочного слоя поверхности стен и потолков (имеются сухие следы протечек верхних этажей); имеется коррозия (пятна) входной группы дверей, отслоение и разрушение окраски дверных полотен, не восстановлена поврежденная и отслоившаяся по периметру дверною проема штукатурка; отсутствует пружина дверного полотна (второй контур), чем нарушены пункты 3.2.2, 3.2.8, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.5, 4.6.1.28, 4.8.12 Правил N 170;
- допущено размещение на лестничных площадках лестничных клеток N 1, 2, 3 в ряде мест бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, чем нарушены пункты 3.2.16, 4.8.15 Правил N 170;
- не выполнена очистка кровли от мусора и грязи (имеется поросль), чем нарушен пункт 4.6.1.23 Правил N 170;
- отсутствует на элементе выступающей части фасада (поясок, выступ 4-й этаж), металлическое покрытие, чем нарушен пункт 4.2.1.8 Правил N 170;
- не устранены повреждения стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (трещины в ряде мест отделочного слоя фасада лестничные клетки N 2, 3), поросль на фасаде, на цоколе здания в ряде мест имеется местное обрастание порослью, мхом, чем нарушены пункты 4.2.1.1, 4.2.1.4 Правил N170;
- в помещении водомерного узла, подвале в ряде мест не обеспечена защита трубопроводов от коррозии, чем нарушен пункт 4.10.1 Правил N 170;
- не обеспечена исправная, достаточная теплоизоляция внутренних трубопроводов подвала, чем нарушен пункт 4.1.9 Правил N 170;
- имеются незаделанные щели и трещины, образовавшиеся в отмостке, чем нарушен пункт 4.1.7 Правил N 170;
- не обеспечена защита помещений подвала от проникновения животных: грызунов, кошек (имеется повреждение в защитной сетке проема), чем нарушен пункт 3.4.1 Правил N 170.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 14.06.2023 и протоколе осмотра от 14.06 2023 с приложением материалов фотофиксации.
Усмотрев по данному факту в действиях Общества признаки правонарушения, Инспекцией 05.07.2023 составлен протокол об административном правонарушении N 06/23/31.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 13.07.2023 Инспекцией вынесено постановление N 751/23 о привлечении ООО "Строй-Сити" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения жалобы Общества в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу положений подпунктов а), б) пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ и иных требований в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регламентируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила 491).
Пунктами 10, 11 Правил 491 определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности путем осмотра общего имущества, обеспечивающего своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества установленным требованиям, проведения текущего и капитального ремонта, подготовки к сезонной эксплуатации, уборки, и проведения обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 ЖК РФ и пункта 42 Правил N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2003 года N 5176), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Факт нарушения Обществом лицензионных требований установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами административного дела и Обществом не оспаривается.
Общество, имея возможность для обеспечения соблюдения лицензионных требований, установленных статьей 162, частью 2.3 статьи 161, не приняло всех зависящих от него мер по обеспечению надлежащего содержания общего имущества МКД в соответствии с требованиями установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, что свидетельствует о виновном бездействии.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
В рассматриваемом случае характер совершенного Обществом правонарушения не свидетельствует об его исключительности, позволяющем сделать вывод о возможности применения малозначительности.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
При этом несоблюдение Правил N 170 в данном случае влияет как на права и интересы потребителей - собственников многоквартирного дома, так и на публичные интересы.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение, поскольку ненадлежащее содержание общего имущества МКД посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушает права граждан на комфортное и безопасное проживание в многоквартирном доме.
Вопреки ошибочным выводам Общества, частичное устранение выявленных нарушений не свидетельствует об отсутствии вины либо об исключительности характера совершенного правонарушения, следовательно, не может служить безусловным основанием для признания правонарушения малозначительным либо отмены оспариваемого постановления.
Штраф назначен Обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. При этом административном органом обоснованно учтено наличие отягчающих ответственность обстоятельств, поступившая жалоба на деятельность Общества при управлении МКД в Прокуратуру, количество выявленных нарушений.
Таким образом, по мнению апелляционного суда, штраф в указанном размере согласуется с принципами юридической ответственности. Оснований для снижения штрафа апелляционным судом не установлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 26.10.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 октября 2023 года по делу N А56-83503/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сити" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-83503/2023
Истец: ООО "СТРОЙ-СИТИ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга