г. Москва |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А41-39303/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 декабря 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки" - Красикова А.Н. по доверенности от 28 августа 2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от общества с ограниченной ответственностью "Малыш" - Князев А.В. по доверенности от 23.06.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от третьих лиц - извещены, представители не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2023 года по делу N А41-39303/23 по иску
общества с ограниченной ответственностью "Малыш" (ОГРН 1035004803459, ИНН 5025004253)
к муниципальному унитарному предприятию городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки" (ОГРН 1125047002497, ИНН 5047130999),
третьи лица - Главное Управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ОГРН 1045003352261, ИНН 5018092629), Администрация городского округа Химки Московской области,
о взыскании задолженности в сумме 5 521 791,52 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Малыш" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки" (далее - Ответчик) с требованиями о взыскании задолженности за коммунальные услуги за период с марта 2022 года по январь 2023 года в размере 5 521 791,52 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2023 года по делу N А41-39303/23 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом муниципальное унитарное предприятие городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы Ответчик ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
ООО "Малыш" в материалы дела представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции по делу N А41-39303/23 оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители третьих лиц в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело без их участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, истец осуществляет деятельность по организации общежития, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Химки, 2-й Северный проезд д. 18.
В 2019 году Истцом на открытом аукционе были выкуплены объекты ЖКХ для собственных нужд.
Ранее к указанным выше объектам были технологически подключены три многоквартирных дома, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Химки, 2-й Северный проезд, д.18А, д.18Б, д.18В.
Указанные дома технологически подключены к электроснабжению, водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению через инженерные сети, принадлежащие на праве собственности Истцу.
Истец является поставщиком коммунальных услуг, в том числе, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения в вышеназванные многоквартирные дома.
Согласно государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства Московской области ГИС ЖКХ, Ответчик является управляющей компанией, обслуживающей жилые многоквартирные дома N 18А, N 18Б, N 18В, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Химки, 2-й Северный проезд, д. 18А, д. 18Б, д. 18В, с периодом осуществления обязанностей по управлению домом с 01.02.2020 года по 16.11.2024 года.
21.04.2022 года Истец направил в адрес Ответчика два экземпляра договора на предоставление коммунальных услуг N 44-ТВК от 31.03.2022 года, который до настоящего времени не подписан Ответчиком.
При этом, Истец осуществляет поставку коммунального ресурса в вышеуказанные МКД.
21.06.2022 года Ответчиком было получено повторное обращение о необходимости подписания направленных ранее договоров. Данное обращение так же оставлено Ответчиком без рассмотрения.
В свою очередь, Истец все так же осуществлял поставку коммунального ресурса в вышеуказанные МКД.
Не смотря на поставку коммунальных ресурсов и выставленные Истцом счета, Ответчик оплату за оказанные услуги не производит, в результате чего на стороне МУП "Жилищник г.о. Химки" образовалась задолженность за оказанные коммунальные услуги за период с марта 2022 года по январь 2023 года в размере 5 521 791,52 руб.
В сентябре 2022 года Истец обратился в Химкинскую городскую прокуратуру с целью устранения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В октябре 2022 года Химкинской прокуратурой в адрес Ответчика было вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального законодательства, в том числе погашения задолженности и заключения договора поставки коммунальных ресурсов.
Вместе с тем, представление прокуратуры также было проигнорировано Ответчиком, что послужило основанием для обращения Истца в суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, представил отзыв, в котором указал на то, что, будучи управляющей компанией, вместе с тем, МУП "Жилищник г.о. Химки" не избиралось собственниками помещений в качестве способа управления в спорных МКД, в связи с чем, у Ответчика отсутствует обязанность по оплате коммунальных ресурсов, а Истец должен заключать прямые договоры с физическими лицами и взыскивать плату за коммунальные ресурсы с них как с собственников помещений напрямую.
Удовлетворяя исковые требования ООО "Малыш", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Из статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что односторонний отказ от исполнения обязательства, в данном случае от обязательства по внесению оплаты за осуществленные услуги по перевозке груза, недопустим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Данные положения установлены пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации. Причем качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (часть 1 статьи 542 ГК РФ).
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
Так, отношения сторон по договору энергоснабжения регулируются "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 и ЖК РФ.
Согласно пункту 81 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2015 N 442, исполнители коммунальной услуги (ИКУ), покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом: в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления: в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8 и 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещении в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Причем условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальных услуг принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, напрямую плату за потребленные коммунальные услуги при содержании общего имущества, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальной услуги и услуг по содержанию общедомовых сетей.
При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац 2 пункта 64 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354, предоставление коммунальной услуги по электроснабжению обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров на приобретение коммунальных ресурсов. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Причем управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 63 Правил N 354, по общему правилу потребители обязаны своевременно оплачивать коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. При этом управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354, потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Причем такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплачивать поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме выбрали один из способов управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией.
Следовательно, отношения по снабжению электрической энергией между жителями и энергоснабжающей организацией опосредованы участием управляющей компании, которая является исполнителем коммунальных услуг для населения жилого фонда, находящегося у него в управлении.
В соответствии с пунктом 2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что именно управляющая организация является абонентом и обязанным лицом в отношениях с энергоснабжающей организацией.
Вопреки доводам Ответчика, судом установлено, что, согласно сведениям, содержащимся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, организацией осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 2-й Северный проезд, д. 18А, 18Б, 18В, начиная с 01.03.2020, является МУП "Жилищник г.о. Химки".
Указанное подтверждается и сведениями, представленными Третьим лицом - ГУ МО "ГЖИ МО".
В соответствии с п. 17 ст. 161 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Данная правовая позиция подтверждена в определении Верховного Суда РФ от 26 июля 2022 г. N 303-ЭС19-14336 по делу N А16-2843/2017.
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация содержания жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации (редакция введена в действие Федеральным законом от 22.12.2020 N 441-ФЗ и действовала в период спорных правоотношений).
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
Из пункта 5 Правил N 1616 следует, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Из совокупного толкования указанных норм следует, что орган местного самоуправления вправе определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации. При этом Договор управления действует со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При этом согласно пункту 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как было указано ранее, согласно сведениям, содержащимся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, организацией осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 2-й Северный проезд, д. 18А, N 18Б, N 18В, начиная с 01.03.2020, является МУП "Жилищник г.о. Химки".
Следовательно, МУП "Жилищник г.о. Химки", являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано приобретать коммунальные услуги и производить их оплату ООО "Малыш".
Таким образом, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе по предоставлению собственникам помещений коммунальных услуг, Ответчик, в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, оказывает коммунальные услуги и взимает плату за них, проводя последующий расчет с ресурсоснабжающими организациями за поставленные ресурсы на основании указанного выше договора, по условиям которого общество является абонентом и именно у него возникают обязательства перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных ресурсов.
В данном случае Ответчик, как управляющая организация, в соответствии с положениями статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, является получателем платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также платы за коммунальные услуги.
Как было указано ранее, спорные МКД технологически подключены к электроснабжению, водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению через инженерные сети, принадлежащие на праве собственности Истцу.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Стоимость коммунальных услуг рассчитывается в зависимости от площади жилого помещения и от количества проживающих в нем человек на основании утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области Распоряжением Министерства Жилищно- коммунального хозяйства Московской области, за исключением стоимости потребленной электроэнергии, которая рассчитывается на основании показаний приборов учета электроэнергии и тарифов, установленных ОАО "Мосэнергосбыт" на расчётный период (при неработающем счетчике количество электроэнергии принимается равным 100 кВт в ч. на одного проживающего) в соответствии с Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18 декабря 2020 г. N 15-Р, установленных для района Шереметьево, АО "МАШ" городского округа Химки Московской области и в соответствии с Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18 декабря 2020 г. N 328-Р, установленных для ООО "ТеплоЭнергоРесурс" городского округа Химки Московской области.
Представленный Истцом расчет задолженности судом первой инстанции проверен, признан верным, контррасчета задолженности Ответчик не представил (ст. 9 АПК РФ, ст. 65 АПК РФ).
Более того, факт поставки ресурсов и их потребление Ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалами дела подтверждается факт надлежащего исполнения Истцом обязательства по поставке коммунальных ресурсов, а также его приемки Ответчиком, при отсутствии в то же самое время доказательств, подтверждающих оплату Ответчиком образовавшейся задолженности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведённым в суде первой инстанции, противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2023 года по делу N А41-39303/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39303/2023
Истец: ООО "Малыш"
Ответчик: МУП городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"