г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А56-57332/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Сироткин М.А. под оверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: Веретенников А.Д. по доверенности; Новгородов В.М. по доверенности (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39815/2023) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской мониторинговый центр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2023 по делу N А56-57332/2023, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской мониторинговый центр"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Твой Дом СПб"
об оспаривании пунктов 2, 3 решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской мониторинговый центр" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) о признании недействительными пунктов 2,3 решения, а также предписания по делу N 44-967/23 от 23.03.2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Твой Дом СПб" (далее - ООО "Твой Дом СПб").
Решением суда от 11.10.2023 в удовлетворении заявления Учреждению отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Учреждением подана апелляционная жалоба, в которой податель жалобы просит отменить решение суда первой инстанциии и принять по делу новый судебный акт, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, поскольку в пункте 8.2 Описания объекта закупки, а также в Приложении N 4 к изведению об осуществлении закупки содержится требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки документов для подтверждения соответствия товаров требования, установленным Постановлением N 616.
В судебном заседании представитель Учреждения жалобу поддержал; представитель третьего лица выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06.03.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0372200238823000003 о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники.
Начальная (максимальная) цена контракта составтла 3 294 951 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В УФАС поступила жалоба ООО "Твой Дом СПб" (вх. N 6521-ЭП/23 от 17.03.2023) на неправомерные действия комиссии заказчика, выразившиеся, по мнению Общества, в необоснованном признании заявки Общества не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Рассмотрев жалобу ООО "Твой Дом СПб", Управлением вынесено решение от 23.03.2023 по делу N 44-967/23, которым жалоба признана необоснованной (пункт 1); в действиях заказчика признаны нарушения пункта 15 части 1 статьи 42 Закон о контрактной системе (пункт 2); заказчику решено выдать обязательное для исполнения предписание (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц заказчика (пункт 4).
В соответствии с выданным предписанием от 23.03.2023 по делу N 44-967/23 заказчику предписано устранить допущенные нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200238823000003, внесения изменений в извещение о проведении аукциона, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания, продления срока окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200238823000003, завершения процедуры закупки с номером извещения 0372200238823000003 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Не согласившись с решением комиссии УФАС в части пунктов 2 и 3, а также вынесенным УФАС предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенных комиссией УФАС решения и предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения в силу следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление установлены запреты на:
- допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень);
- допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что предметом закупки является поставка бумаги для офисной техники. Бумага и картон (код 17.12. ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) включены в пункт 10 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Пункт 8.2 Технического задания "Описание объекта закупки" содержит лишь ссылку на Постановление N 616 с указанием на необходимость в соответствии с данным Постановлением представить для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров.
Аналогичное требование содержится в пункте 3.1 Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению".
Вместе с тем, как правильно установила комиссия УФАС, в извещении об осуществлении закупки в нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не содержится информация о запрете на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Вопреки доводам жалобы, содержащиеся в пункте 8.2 Технического задания и пункте 3.1 Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки требования к закупаемым товарам изложены таким образом, что не предполагают однозначного толкования, как устанавливающие запрет на поставку товаров, происходящих из иностранных государств, что могло ввести в заблуждение добросовестных участников закупки.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным решение УФАС, которым в действиях заказчика установлены нарушения пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Выданное Учреждению предписание является адекватной мерой государственного реагирования на допущенные нарушения.
Судом дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам, правильно применены и истолкованы нормы материального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 октября 2023 года по делу N А56-57332/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской мониторинговый центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57332/2023
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДСКОЙ МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Твой Дом СПб"
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3622/2024
09.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39815/2023
25.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39815/2023
11.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-57332/2023