Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2024 г. N Ф06-1845/24 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А55-3236/20233 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от ФГБУ "Национальный парк" Самарская лука" - Марченко В.В., дов. от 06.04.2023,
от УФНС России по Самарской области - Ивлева Е.А., дов. от 09.01.2023,
от МИФНС России N 16 по Самарской области - Ивлева Е.А., дов. от 05.05.2023,
иные участники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2023 года по делу N А55-3236/2023 (судья Кулешова Л.В.),
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк" Самарская лука"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области,
- Территориального управления Росимущества в Самарской области,
- общества с ограниченной ответственность "Самарская Лука",
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2023 по делу N А55-36398/2022 выделено в отдельное производство требование Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Самарская лука" (далее по тексту - заявитель, учреждение, налогоплательщик) о признании незаконным решением Управления ФНС по Самарской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, налоговый орган, управление) N 22-25/37239 от 25.10.2022 об отказе в удовлетворении жалобы заявителя, возложить на УФНС России по Самарской области (далее по тексту - Управление) обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно обязать исключить из перечня налогооблагаемых объектов ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" земельный участок с кадастровым номером 63:17:0213013:1, и провести перерасчет задолженности ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" по уплате земельного налога и пени за период 2020-2021 гг.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минприроды России, МИФНС России N 16 по Самарской области, ТУ Росимущества в Самарской области, ООО "Самарская Лука".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Представитель налоговых органов просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Представители третьих лиц в судебное заседание явку не обеспечили.
На основании ст.ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:17:02:13013:1 входит в границы особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк "Самарская Лука" и принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
16.04.2022 МИФНС России N 16 по Самарской области в адрес ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" было направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1371311 от 20.04.2022, согласно которому исчислен подлежащий уплате Учреждением земельный налог в сумме 400 224 руб. за пользование земельным участком, с кадастровым номером 63:17:0213013:1, за период 2020 г.
Заявителем в Управление была подана жалоба на решение МИФНС России N 16 по Самарской области N 1371311 от 20.04.2022.
По результатам рассмотрения обращения в корректировке начислений земельного налога было отказано.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.
В качестве основания для признания незаконным решения УФНС России по Самарской области N 22-25/37239 от 25.10.2022 заявитель приводит следующие доводы.
Государственный природный Национальный парк "Самарская Лука" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161. Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 990 государственный национальный природный парк "Самарская Лука" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Самарская Лука".
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161 национальный парк образован на площади 134 тыс. га, из которых национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли площадью 69 тыс. га. Кроме того, в состав национального парка вошло 62 тыс. га земель колхозов, совхозов и 3 тыс. га земель других землепользователей, расположенных на территории Самарской Луки, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Границы Национального парка "Самарская Лука" утверждены решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов N 333 от 10.08.1984 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука", решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 21.06.1989 "Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка "Самарская Лука".
В силу п. 6 ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством РФ.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 63:17:0213013:1 является Российская Федерация, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 63:17:0213013:1 передано ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
Указанный участок входит в границы Национального парка "Самарская Лука" Сведения о границе особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк "Самарская Лука" внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), присвоен реестровый номер 63:00-9.2.
Согласно ст. 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (далее по тексту - Закон N 33-ФЗ), земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
На основании договора N 4 от 01.04.2005, в соответствии с действующими на тот момент нормами законодательства, Учреждением Национальный парк "Самарская Лука" земельный участок с кадастровым номером 63:17:0213013:0001 (63:17:0213013:1) предоставлен в аренду ООО "Самарская Лука" на срок до 21.12.2054 года, без отказа от права постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с изменениями, внесенными в федеральное законодательство в 2007 г., полномочия на заключение договоров аренды земельных участков находящихся в федеральной собственности в границах национального парка", Самарская Лука" перешли ТУ Росимущества в Самарской области, и с 2008 года арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 63:17:0213013:1 ООО "Самарская Лука" перечисляется на счет ТУ Росимущества в Самарской области.
Заявитель полагает, что ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" не является выгодополучателем по договору о сдаче в аренду ООО "Самарская Лука" земельного участка с кадастровым номером 63:17:0213013:1.
Между ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" и ООО "Самарская Лука" какие-либо взаимоотношения отсутствуют.
Однако данные доводы заявителя правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку не основаны на материалах дела и нормах налогового законодательства.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом и Законом N 33-ФЗ.
По общему правилу, согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ изъятые из оборота земельные участки не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В то же время законодательством допускается предоставление земель, изъятых из оборота в аренду коммерческим организациям. Это возможно, если функциональная часть земли национального парка предоставлена в аренду юридическому лицу для рекреационной деятельности.
Так, п. 1 ст. 17 Закона N 33-ФЗ устанавливает, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Рекреационной считается деятельность, направленная на оздоровление и восстановление работоспособности человека, которая включает в себя такие сферы, как санаторно-курортное лечение, туризм, спортивные, развлекательные и т.п. мероприятия.
В Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" под отдыхом (рекреацией) понимается обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них.
Согласно материалам настоящего дела, МИФНС России N 16 по Самарской области заявителю был исчислен земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0213013:1 за период 2020 г. в размере 400 224 руб., а также за 2021 г. в размере 400 224 руб.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 63:17:0213013:1 является Российская Федерация. Категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов. Права на постоянное (бессрочное) использование участком переданы ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука".
Сведения о границе особо охраняемой природной территории федерального значения национальный парк "Самарская лука" внесены в ЕГРН, присвоен кадастровый номер 63:00-9.2.
Как следует из материалов дела, между ФГБУ "Национальный парк" Самарская лука" и ООО "Самарская лука" заключен Договор N 4 от 01.04.2005, в соответствие с которым, земельный участок 63:17:0213013:1 предоставлен в аренду ООО "Самарская лука" на срок до 21.12.2054 года без отказа от права постоянного (бессрочного) пользования
Согласно п. 1 Договора заявитель предоставляет ООО "Самарская Лука" во временное пользование оспариваемый земельный участок под базу отдыха.
Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.07.2022 N КУВИ-001/2022-122449763 о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:17:0213013:1, принадлежащий заявителю на праве постоянного (бессрочного пользования) предоставлен в аренду коммерческой организации - ООО "Самарская Лука" с 01.04.2005 по 31.12.2054.
Согласно ст.ст. 48, 50 ГК РФ коммерческой организацией признается юридическое лицо, которое имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, преследующее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Таким образом, при сдаче оспариваемого земельного участка в аренду к нему не могут применяться общие условия об отнесении к изъятым из оборота земельным участкам, предусмотренные п. 2 ст. 27 ЗК РФ; следовательно, отсутствуют основания для освобождения такого земельного участка от налогообложения, предусмотренные пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
На основании вышеизложенного, ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0213013:1.
Кроме того, судом верно отклонены доводы заявителя о том, что при отсутствии выгоды по договору аренды от 01.04.2005, оно также не может быть плательщиком земельного налога в отношении оспариваемого участка.
Согласно преамбуле Договора N 4 от 01.04.2005 ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" и ООО "Самарская Лука" заключили договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:17:0213013:1 на территории Национального парка "Самарская Лука". Согласно п. 4 указанного Договора общая сумма ежегодной арендной платы составляет согласно расчета, прилагающегося к договору.
В настоящее время Договор является действующим, арендодателем является заявитель, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.07.2022 N КУВИ-001/2022-122449763.
Кроме того, неполучение прямой выгоды от сдачи в аренду изъятого из оборота земельного участка, не имеет правового значения для отнесения либо не отнесения оспариваемого участка к объектам налогообложения, поскольку такие обстоятельства нормативно-правовыми актами не указаны в качестве оснований, освобождающих заявителя от уплаты земельного налога.
Соответствующие выводы следуют из Письма ФНС России от 18.10.2022 N БС-4-21/13913@ "О налогообложении земельного участка национального парка, переданного в аренду", а также поддержана Минфином России в Письме от 17.10.2022 N 03-05-0402/100133.
Дополнительно суды указывают, что согласно п. 75 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий. Однако таких обстоятельств судом не установлено.
Кроме того, заявитель в порядке устранения нарушений его прав и законных интересов просит обязать Управление исключить из перечня налогооблагаемых объектов ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" земельный участок с кадастровым номером 63:17:0213013:1 и провести перерасчет задолженности ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" по уплате земельного налога и пени за период 2020-2021 гг.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, в компетенцию Управления не входят полномочия по ведению (утверждению, исключению и т.д.) перечня налогооблагаемых объектов, а также ведение лицевого счета налогоплательщика, включая перерасчет задолженности налогоплательщиков по любому, в т.ч. земельному налогу.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение УФНС России по Самарской области N 22-25/37239 от 25.10.2022 правомерно признано законным, а заявленные требования - не подлежащими удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2023 года по делу N А55-3236/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3236/2023
Истец: ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука"
Ответчик: ФНС России Управление по Самарской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ, МИФНС N 16 по Самарской области, ООО "Самарская Лука", ТУ Росимущества по Самарской области