г. Владимир |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А43-14660/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2023.
Полный текст постановления изготовлен 25.12.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приволжской электронной таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.10.2023 по делу N А43-14660/2023, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шушакова Алексея Александровича (ИНН 525406730067, ОГРНИП 314525426000024) о признании незаконным отказа Приволжской электронной таможни, изложенного в акте от 15.05.2023 N10418000/212/150523/А0087.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Шушаков Алексей Александрович по декларации (далее - ДТ) N 0418010/131022/3194982 задекларирован товар, ввезенный на таможенную территорию Евразийского экономического Союза: "ЗОНД КОНФОКАЛЬНЫЙ ALVEOFLEX (КОНФОКАЛЬНЫЙ ЗОНД ДЛЯ БРОНХОСКОПИИ), производитель: MAUNA KEA TECHNOLOGIES, количество: 5 шт., КОД ОКП 944210", страна происхождения Франция. Классификационный код 9018 90 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Ставка НДС - 20 процентов.
При декларировании товара предоставлена копия регистрационного удостоверения от 08.07.2009 N ФСЗ 2009/04713 на изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники) "Система медицинская конфокальная видеоэндоскопическая Cellvizio с принадлежностями", производства Мауна Кеа Текнолоджис, Франция. Код ОКП - 94 4210.
Шушаков А.А. 21.04.2023 обратился в Приволжскую электронную таможню (далее по тексту - Таможня) с требованием о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10418010/131022/3194982 с целью освобождения от уплаты НДС в отношении товара N 1 - "ЗОНД КОНФОКАЛЬНЫЙ ALVEOFLEX", представив в обоснование своего требования копию регистрационного удостоверения от 25.05.2012 N ФСЗ 2009/04713, сведения о котором заявлены в графе 44 ДТ под кодом вида документа 07012.
По результатам рассмотрения заявления таможенный орган составил акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 15.05.2023 N 10418000/212/150523/А0087, в котором отказал в корректировке после выпуска товаров по ДТ N10418010/131022/3194982, на основании подпункта "б" пункта 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Не согласившись с данным отказом, Шушаков А.А. обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Шевченко Игорь Александрович, общество с ограниченной ответственностью "Меридиан-брокер".
Решением от 09.10.2023 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Таможня ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Указывает, что при реализации составных частей медицинского изделия без наличия регистрационного удостоверения на данные составные части с указанием кодов, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, освобождение от налога на добавленную стоимость не применяется. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Обращение медицинского изделия на территории Российской Федерации допускается в соответствии с регистрационным удостоверением, а также регистрационной документацией на данное изделие.
По мнению Таможни, для целей предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость необходимо однозначно идентифицировать декларируемый товар как медицинское изделие, на которое выдано регистрационное удостоверение. Спорный товар в регистрационном удостоверении поименован как принадлежность к медицинскому изделию, регистрационное удостоверение на ввозимую отдельно от зарегистрированного медицинского изделия принадлежность декларантом не предоставлено.
Таможня ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено освобождение от НДС в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации медицинских изделий применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень N 1042).
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 38 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), в соответствии с пунктом 6 которого документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
На основании пункта 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, удостоверяет, что медицинское изделие успешно прошло все предусмотренные для него испытания, зарегистрировано и допущено к применению на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Принадлежность медицинской техники к Перечню N 1042 определяется кодом Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93), утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Обращение медицинского изделия на территории Российской Федерации допускается в соответствии с регистрационным удостоверением, а также регистрационной документацией на данное изделие. Действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности.
В рассматриваемом случае, на товар, поставленный Шушакову А.А., оформлено регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 25.05.2012 N ФСЗ 2009/04713, в соответствии с которым в качестве медицинского изделия зарегистрирован товар: "Система медицинская конфокальная видеоэндоскопическая Cellvizio с принадлежностями", производства Мауна Кеа Текнолоджис, Франция. Код ОКП - 94 4210, о чем свидетельствует запись в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Согласно Письму Росздравнадзора РФ от 23.04.2008 N 01И-171/08 "О регистрационных удостоверениях на изделия медицинского назначения" любое лицо, даже не являющееся компанией-держателем регистрационного удостоверения, имеет право импортировать, продавать и использовать такие медицинские изделия на территории РФ.
При этом указанные компании в целях защиты прав потребителей должны иметь копии регистрационных удостоверений на ввозимые изделия медицинского назначения.
Согласно письму Росздравнадзора от 28.12.2016 N 01-63680/16 наличие в регистрационном удостоверении или в приложении к нему термина "набор" ("комплект") подразумевает совокупность изделий, имеющих единое целевое медицинское назначение. Набор (комплект) может включать в себя различные изделия, в том числе самостоятельные медицинские изделия.
Если ввозимые медицинские изделия зарегистрированы в установленном порядке, таможенное оформление может быть осуществлено с полным освобождением от НДС или частичным освобождением от НДС (10%). Полное освобождение от НДС (0%) при ввозе на территорию РФ медицинских изделий возможно при соблюдении следующих условий:
- наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданное Росздравнадзором РФ;
- ввозимый товар включен в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (на основании пп.1 п.2 ст.149 и п.2 ст.150 НК РФ)
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (ред. от 30.07.2021) "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость".
Вышеуказанный товар поименован в Постановлении Правительства от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" в пункте 10 (код ОКПД2 26.60.12.119, код ТН ВЭД 9018 без дальнейшей детализации): Приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных) 94 4200 (диоптриметры; приборы эндоскопические и увеличительные; аппараты рентгеновские медицинские диагностические; приборы радиодиагностические; приборы офтальмологические; приборы для аускультации (выслушивания); приборы для функциональной диагностики прочие).
Ввезенные Шушаковым А.А. компоненты указаны в регистрационном удостоверении от 25.05.2012 N ФСЗ 2009/04713.
Таким образом, Шушаковым А.А. при оформлении ввозимого товара с декларацией на товары в таможенный орган представлены документы на товар, подтверждающие, что он классифицируется как медицинское изделие по коду ОКПД2 26.60.12.119, вид медицинского изделия в соответствии с регистрационным удостоверением (Система медицинская конфокальная видеоэндоскопическая Cellvizio с принадлежностями) и кодам ТН ВЭД 90 18 90 200 0, входящих в перечень товаров освобожденных от уплаты НДС.
Позиция таможенного органа об обратном является несостоятельной и юридически неверной, поскольку действующее налоговое законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от их комплектации. Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие двух позиций из комплектации товара.
Как указывалось выше, при декларировании товара заявитель классифицировал товар в товарной подсубпозиции 90 18 90 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: эндоскопы (графа 33 декларации на товары).
Таможенный орган с данной классификацией согласился, решение об иной классификации спорного товара по ТН ВЭД ЕАЭС не выносил.
Спорные товары являются неотъемлемой частью (элементом основного блока) медицинского оборудования, предназначенной для совместного выполнения четко определенной функции, охваченной этим медицинским оборудованием.
Право на освобождение от уплаты НДС, в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и, следовательно, на территорию Российской Федерации, совместно с самим изделием, может быть ввезено любое количество из указанных в приложении позиций принадлежностей, а действующее налоговое законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от их комплектации. Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие двух позиций из комплектации товара.
Принимая во внимание изложенное, отказ Таможни по внесению изменений в декларацию на товар и в возврате излишне уплаченных сумм НДС по ДТ N 10418010/131022/3194982, изложенный в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 15.05.2023 N 10418000/212/150523/А0087, является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
Всем доводам Таможни судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.10.2023 по делу N А43-14660/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Приволжской электронной таможни оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14660/2023
Истец: ИП Шушаков Алексей Александрович
Ответчик: Приволжская электронная таможня
Третье лицо: ООО "МЕРИДИАН-БРОКЕР", Шевченко Игорь Александрович