г. Санкт-Петербург |
|
24 декабря 2023 г. |
Дело N А56-77827/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Фолленвейдеров Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Казаченко С.Б. (доверенность от 18.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37971/2023) Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области "Центр ЖКХ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2023 по делу N А56-77827/2023, принятое по заявлению Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области "Центр ЖКХ" об оспаривании решения от 18.05.2023 N470023100288103 и требования от 20.06.2023 N470023200287301,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий муниципальным унитарным предприятием муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области "Центр ЖКХ" (далее - Предприятие) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения от 18.05.2023 N 470023100288103 и требования от 20.06.2023 N470023200287301 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение).
Решением арбитражного суда от 13.10.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий Предприятием, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Апеллянт настаивает, что предприятие не имело объективной возможности представить расчет по форме 4-ФСС, поскольку оно является отсутствующим должником и не являлось страхователем, так как не выплачивало физическим лицам вознаграждение. Податель жалобы отметил, что на дату составления акта камеральной проверки обязанность по передаче конкурсному управляющему должника бухгалтерской и иной документации должника, ни бывшим руководителем, ни учредителем должника не исполнена. Апеллянт указал, что ранее даты изготовления решения суда от 22.04.2022 о признании должника несостоятельным (банкротом), управляющий не имел возможности подать расчет в электронном виде, поскольку оформление электронной цифровой подписи возможно лишь после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Запись о признании должника несостоятельным (банкротом) внесена в ЕГРЮЛ 25.04.2022, т.е в дату, когда отчет ФСС должен был быть представлен.
В отзыве на апелляционную жалобу Отделение просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания конкурсный управляющий своего представителя в суд не направил, ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие удовлетворено, в связи с чем в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 17, пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - сведения о начисленных страховых взносах) по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации расчет по установленной форме на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 26.15 Закона N 125-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основании представленных страхователем сведений о начисленных страховых взносах, сведений и документов, представленных страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного), необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, а также других документов (информации), имеющихся у страховщика, в том числе полученных от государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций по запросу с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или по межведомственному запросу.
Пунктами 8, 12 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ установлено, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении десяти рабочих дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В силу статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренных сведений о начисленных страховых взносах в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Пунктом 1 статьи 26.1 Закона N 125-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом N125-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании предоставленного 12.01.2023 Заявителем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по Форме 4-ФСС за 2022 год Отделением проведена камеральная проверка.
07.04.2023 по результатам проверки оформлен Акт камеральной проверки N 470023100288101, который направлен в адрес страхователя почтой вместе с уведомлением о вызове плательщика страховых взносов для рассмотрения материалов камеральной проверки на 18.05.2023 года.
Страхователь не явился для рассмотрения материалов камеральной проверки, предоставил возражение б/н. 18.05.2023 Отделением вынесено Решение N 470023100288103, которым страхователь был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1 000 руб. за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по форме 4-ФСС за 1 квартал 2022 года в нарушение п.1 ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ.
Материалами дела установлено и управляющим не оспаривается, что расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за 1 квартал 2022 года не представлены.
При таких обстоятельствах Отделение правомерно привлекло Предприятие к ответственности по пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 1000 руб. и вынесло требование от 20.06.2023 N 470023200287301 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
13.07.2023 от конкурсного управляющего Заявителя поступила жалоба на решение, вынесенное Отделением.
Письмом от 07.08.2023 N ГЩ-78-09/299911 Отделение сообщило, что оснований для пересмотра или отмены вышеназванного решения отсутствуют.
От представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам освобождаются страхователи, применяющие специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (п. 1.6. ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ), иные исключения законом не предусмотрены. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения, признаются обстоятельства, поименованные в п. 1 ст. 26.25 Федерального закона N 125-ФЗ, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину. Предприятие, не предоставило подтверждающих документов, которые могут быть признаны исключающими вину.
Как видно из материалов дела, резолютивная часть решения по делу N А56- 9992/2022 о признании Предприятия несостоятельным (банкротом) и утверждении конкурсным управляющим Садкова А.В. объявлена 14.04.2022.
Согласно пункту 42 Постановления Пленума ВАС РФ N 35 если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр будет дата объявления такой резолютивной части.
Конкурсный управляющий ссылается на тот факт, что Предприятие является отсутствующим должником, который уже в течение более 5 лет не осуществляет какой- либо деятельности, не является работодателем, не выплачивает физическим лицам вознаграждения, подлежащего обложению взносами на обязательное социальное страхование, и не предоставляло какую-либо отчетность, в том числе и расчетов по форме 4-ФСС.
Также Садков А.В. указывает на то, что ему от должника не передана необходимая документация и на отсутствие у него объективной возможности подать расчет в электронном виде.
Апелляционный суд, оценив доводы жалобы, отмечает, что приведенные конкурсным управляющим доводы не освобождают Предприятие от обязанности подавать соответствующий расчет.
Как верно отмечено судом первой инстанции, обязанность юридических лиц представлять отчетность связана с наличием у них статуса страхователя.
Отсутствие у плательщика страховых взносов, выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода не освобождает его от обязанности по представлению в установленный срок в Отделение расчета по форме 4-ФСС с нулевыми показателями.
Доказательств об отсутствии документов, необходимых для представления расчета за 1 квартал 2022 года, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Таким образом, фактические обстоятельства, изложенные конкурсным управляющим в апелляционной жалобе относительно отсутствия у него возможности подать расчет в отделение, могут быть учтены в случае рассмотрения вопроса, связанного с его личной ответственностью. При рассмотрении настоящего заявления конкурсный управляющий о снижении размера ответственности не просил.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы Предприятия апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2023 по делу N А56-77827/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77827/2023
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШЛИССЕЛЬБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ЖКХ"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Россия, 194214, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, ПР-КТ ЭНГЕЛЬСА, 73
Третье лицо: к/у Садков Алексей Владимирович