г. Москва |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А41-75889/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ПАО "МОЭК" - Фесюр Т.В. по доверенности от 31.08.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Маторин-УЖН" - Милюков В.В. по доверенности от 22.06.2023, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маторин - Управление жилой недвижимостью"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 05 июля 2023 года по делу N А41-75889/22
по иску публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Маторин - Управление жилой недвижимостью"
о взыскании денежных средств
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Маторин - Управление жилой недвижимостью"
к публичному акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ПАО "МОЭК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом принятых судом уточнений т. 3 л. д. 136) к обществу с ограниченной ответственностью "Маторин - Управление жилой недвижимостью" (далее - ООО "Маторин-УЖН") о взыскании задолженности по договору теплоснабжения от 01.10.2021 N 08.189032-ТЭ за период октябрь 2021 года - май 2022 года в сумме 20 050 995 руб. 54 коп., неустойки в сумме 2 869 651 руб. 79 коп. и неустойки, рассчитанной с 12.05.2023 по дату фактической оплаты.
ООО "Маторин-УЖН" предъявило встречный иск к ПАО "МОЭК" о взыскании переплаты за периоды октябрь - ноябрь 2021 год и апрель - май 2022 год в сумме 2 665 329 руб. 89 коп. (т. 2 л. д. 2-7).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2023 года по делу N А41-75889/22 первоначальный иск удовлетворен. В удовлетворении встречного иска отказано (т. 4 л. д. 22-28).
Не согласившись с данным судебным актом в части удовлетворения первоначального иска, ООО "Маторин-УЖН" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой ООО "Маторин-УЖН" части от ПАО "МОЭК" не поступило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Маторин-УЖН" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, в удовлетворении первоначального иска отказать.
Представитель ПАО "МОЭК" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ПАО "МОЭК" (теплоснабжающая организация) и ООО "Маторин-УЖН" (исполнитель) был заключен договор от 01.10.2021 N 08.189032-ТЭ, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю тепловую энергию и теплоноситель, а исполнитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (т. 1 л. д. 19-22).
Ссылаясь на то обстоятельство, что исполнитель нарушил свои обязательства по оплате коммунальных ресурсов, поставленных ему истцом в период с октября 2021 года по май 2022 года, ПАО "МОЭК" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения первоначального иска в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Теплоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии со статьей 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (часть 1 статьи 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1 статьи 544 ГК РФ).
ООО "Маторин-УЖН" полагает, что расчеты по договору от 01.10.2021 N 08.189032-ТЭ должны производиться только в отношении объема тепловой энергии, потребленной на содержание мест общего пользования в МКД, так как собственники помещений в домах по адресам: Москва, Береговой проезд, д. 5, к. 1, к. 2, к. 3, приняли решения о переходе с 20.02.2020 на прямые договоры с ПАО "МОЭК".
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений в указанных выше многоквартирных домах (протоколы от 15.05.2021 N 1) в качестве управляющей организации выбрана ООО "Маторин-УЖН".
Распоряжением Мосжилинспекции от 08.09.2021 N 10495РЛ с 01.10.2021 в реестр лицензий города Москвы включены сведения о том, что ООО "Маторин-УЖН" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: Береговой проезд, д. 5, к. 1, к. 2, к. 3.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8 и 9, подпункты "а" и "б" пункта 31, подпункт 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Пунктом 7 протоколов от 15.05.2021 N 1 общим собранием собственников помещений в многоквартирных дома, расположенных по адресу: Береговой проезд, д. 5, к. 1, к. 2, к. 3, утверждены договоры управления многоквартирными домами, согласно п. 2.1.4 которых ООО "Маторин-УЖН" в целях исполнения указанных договоров обязуется заключить от своего имени договоры с ресурсоснабжающими организациями, предоставляющими коммунальные ресурсы (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) и договоры с организациями, осуществляющими ремонтно-строительные и иные работы.
На основании протоколов от 15.05.2021 N 1 и Распоряжения Мосжилинспекции от 08.09.2021 N 10495РЛ между ПАО "МОЭК" (теплоснабжающая организация) и ООО "Маторин-УЖН" (исполнитель) был заключен договор от 01.10.2021 N 08.189032-ТЭ, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю тепловую энергию и теплоноситель, а исполнитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (т. 1 л. д. 19-22).
Факт поставки тепловой энергии в указанном количестве подтверждается актами приемки-передачи энергоресурсов и ответчиком не оспаривается.
Довод ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате энергоресурсов за спорный период, приведенный со ссылкой на принятие собственниками помещений решений о переходе на прямые договоры с истцом, обосновано отклонен судом первой инстанции как противоречащий положениям пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
Частью 1 статьи 46 ЖК РФ установлено, что подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
ПАО "МОЭК", реализуя свое право на перенос срока по переходу на прямые договоры, а также выявив нарушения ООО "Маторин-УЖН" процедуры проведения общих собраний собственников помещений и нарушение сроков предоставления протоколов общих собраний, письмами от 18.03.2021, 19.03.2021 на указанные уведомления ООО "Маторин-УЖН" сообщило о выявленных нарушениях и просило предоставить необходимые документы.
Как правильно указал суд первой инстанции, довод ООО "Маторин-УЖН" о том, что его уведомление ПАО "МОЭК" о принятии собственниками многоквартирного дома решения о заключении от своего имени "прямых договоров" влечет автоматическое изменение условий заключенного договора (расторжение) и прекращение обязательств ООО "Маторин-УЖН" по оплате энергоресурсов противоречит разъяснениям Минстроя России, изложенным в письме от 22.01.2019 N 1324-ОО.
В пункте 2 указанного письма Минстрой России указал: "Положения статьи 157.2 ЖК РФ не содержат указаний об "автоматическом" прекращении действия обязанностей управляющей организации по предоставлению потребителям коммунальных услуг в соответствии с ранее заключенным договором управления с даты вступления в силу решения собственников о переходе на прямые договоры. Пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ содержит положения о праве ресурсоснабжающей организации на отсрочку даты перехода на прямые договоры с потребителями на срок до 3 -х календарных месяцев с даты, указанной решением общего собрания о переходе на прямые договоры".
В силу пункта 18 Федерального закона от 29.06.2015 N 176 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме должно быть принято решение о сохранности порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ ресурсоснабжающей организацией предоставляются коммунальные услуги при условии управления МКД управляющей организацией и наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов при изменении способа управления или о выборе управляющей организации.
Положение данной нормы также согласуется с подпунктом "д" пункта 17 Постановления Правительства РФ N 354 (введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498), согласно которому ресурсоснабжающая организация при сохранении прямых договорных отношений предоставляет коммунальные услуги гражданам- потребителям.
Согласно подпункту д. пункта 17 Постановления Правительства РФ N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае, если при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, - с даты принятия такого решения.
Вместе с тем, протоколы от 15.05.2021 N 1, предусматривающие выбор новой управляющей организации ООО "Маторин-УЖН", не содержат решения собственников МКД о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
Более того, пунктом 7 протоколов от 15.05.2021 N 1 решением общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Береговой проезд, д. 5, к. 1, к. 2, к. 3, утверждены договоры управления многоквартирными домами, согласно пункту 2.1.4 которых ООО "Маторин-УЖН" в целях исполнения указанных договоров обязуется заключить от своего имени договоры с ресурсоснабжающими организациями, предоставляющие коммунальные ресурсы (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) и договоры с организациями, осуществляющими ремонтно-строительные и иные работы.
Из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками способа управления товарищества собственников жилья, управление управляющей организацией, последние несут ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должны заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, в протоколах от 15.05.2021 N 1 собственники спорных МКД выразили свое решение наделить ООО "Маторин-УЖН", как исполнителя коммунальных услуг, полномочиями на заключение договоров с РСО на поставку коммунальных ресурсов в целях предоставления ООО "Маторин-УЖН" жителям коммунальных услуг.
В этой связи ссылки ООО "Маторин-УЖН" на протоколы от 20.02.2020 N 1, как на основания для перехода в спорный период на прямые договоры с ПАО "МОЭК", противоречат подпункту 3 части 1 статьи 157.2 ЖК, подпункту "д" пункта 17 Постановления Правительства РФ N 354.
Кроме того, согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД являются официальными документами, как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в МКД обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Однако также последствия в отношении ресурсоснабжающей организации возникают только в случае реализации соответствующего решения в порядке, установленном этой же нормой права, а именно, в силу части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части (не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в МКД), в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Положения части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, определяющие момент возникновения договорных отношений по оказанию коммунальных услуг между собственниками (пользователями) помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией (региональным оператором), не могут быть реализованы в отсутствие доказательств надлежащей реализации полномочий на отказ от договора, поскольку отсутствие данных обстоятельств препятствует вступлению ресурсоснабжающей организации (региональному оператору) в договорные отношения с собственниками помещений.
Таким образом, соответствующие договорные отношения, как и прекращение у управляющей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, возникают лишь при условии надлежащего извещения ресурсоснабжающей организации (регионального оператора) о принятом решении.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, заключаемых управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, определяются с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Ресурсоснабжающая организация, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, поскольку в указанном случае следовало бы признать под коммунальным ресурсом, поставляемым в многоквартирные дома в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодную воду или теплоноситель, что не соответствует предмету договоров, поименованных в статье 13 Закона N 416-ФЗ, и статье 15.1 Закона N 190-ФЗ.
Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии, теплоносителя в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
На основании указанного, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
Поскольку многоквартирные дома, находящиеся под управлением ООО "Маторин-УЖН" не подключены к централизованной системе горячего водоснабжения и приготовление указанной коммунальной услуги осуществляется с помощью теплообменника, то исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению при способе управления, управляющая организация, является ООО "Маторин-УЖН".
В пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование.
Согласно п. 54 Правил N 354 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Таким образом, законом прямо определено, что при нецентрализованной системе горячего водоснабжения, которая установлена в многоквартирных домах, приготовление горячей воды осуществляется абонентом (управляющей компанией) самостоятельно.
Многоквартирный дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом, который в силу положений статьи 290 ГК РФ, статьи 36 ЖК РФ, а также пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 40 является общедомовым имуществом.
Как установлено пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" индивидуальный тепловой пункт отнесен законом к нецентрализованным системам горячего водоснабжения. При этом данной нормой права определено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Используя указанные энергоресурсы, ХВС и тепловую энергию, поставляемую истцом, управляющая компания самостоятельно приготавливает горячую воду, подогревая закупленную холодную воду до необходимых температурных параметров, для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг - организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством РФ, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.
Согласно абзацу 9 пункта 2 Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Таким образом, в данной ситуации ПАО "МОЭК" не является исполнителем коммунальной услуги ГВС (поскольку не занимается приготовлением ГВС), а также не может являться исполнителем коммунальной услуги "тепловая энергия", поскольку сама по себе тепловая энергия не подается конечным потребителям в квартиры граждан.
Управляющая компания получаемую от ПАО "МОЭК" тепловую энергию посредством ИТП самостоятельно использует для приготовления коммунальной услуги - горячее водоснабжение, которая и поставляется (предоставляется) управляющей компанией конечным потребителям, гражданам.
В указанной ситуации ПАО "МОЭК" являлся поставщиком (ресурсоснабжающей организацией) коммунального ресурса - тепловой энергии по договору, а значит, не является исполнителем жилищно-коммунальной услуги.
Потребитель тепловой энергии приобретает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения, оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Федеральным законом (пункты 1, 9 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Представленный ПАО "МОЭК" расчет задолженности судом проверен и является правильным.
Документально-обоснованных возражений, а равно доказательств, исключающих требования ПАО "МОЭК", ООО "Маторин-УЖН" суду не представило.
Учитывая изложенное выше, требование истца по первоначальному иску о взыскании задолженности по договору теплоснабжения от 01.10.2021 N 08.189032-ТЭ за период октябрь 2021 года - май 2022 года в сумме 20 050 995 руб. 54 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ПАО "МОЭК" начислило ООО "Маторин-УЖН" неустойку в сумме 2 869 651 руб. 79 коп. и неустойку, рассчитанной с 12.05.2023 по дату фактической оплаты.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7, по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен и является правильным.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком по первоначальному иску было заявлено ходатайство об уменьшении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
Как указано в пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
По смыслу статьи 333 ГК РФ уменьшение неустойки является правом суда, наличие оснований и пределов для ее снижения определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, исходя из собранных по делу доказательств.
Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае ответчик, заявляя о несогласии с суммой неустойки, не представил в материалы дела конкретных доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения заявленной неустойки.
При изложенных обстоятельствах требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в заявленном истцом размере.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в обжалуемой части.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в обжалуемой части.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2023 года по делу N А41-75889/22 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-75889/2022
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "МАТОРИН - УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ"