г. Москва |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А41-56001/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 декабря 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Военторг-Москва" - Мельников А.П. по доверенности от 08.09.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2023 года по делу N А41-56001/23 по заявлению акционерного общества "Военторг-Москва" (ОГРН 1167847246819, ИНН 9721002000)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) о признании незаконным уведомления от 02.05.2023 N КУВД-001/2023-2613555/3,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Военторг-Москва" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным Уведомления от 02.05.2023 N КУВД-001/2023-2613555/3, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении здания с кадастровым номером 50:51:0020202:175 на основании заявления от 25.01.2023 N КУВД-001/2023-2613555.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2023 года по делу N А41-56001/23 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы, просил решение суда по настоящему делу оставить без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 50:51:0020202:175, расположенное по адресу: Московская область, городской округ Краснознаменск, г. Краснознаменск, ул. Краснознаменная, здание 19 Б (далее - здание), что подтверждается записью Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) N 50:51:0020202:175-50/020/2017-2 от 12.01.2017.
По результатам проведенных кадастровых работ кадастровым инженером был подготовлен технический план Здания от 24.01.2023 (далее - Технический план), содержащий актуальные сведения о Здании.
В целях государственного кадастрового учета изменений общество обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением от 25.01.2023 N КУВД-001/2023-2613555 и приложением Технического плана.
По итогам рассмотрения заявления управлением были вынесены Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 31.01.2023 N КУВД-001/2023-2613555/1, Уведомление об отказе государственного кадастрового учёта от 02.05.2023 N КУВД-001/2023-2613555/3.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Суд первой инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришёл к выводу о представлении заявителем надлежащих документов для проведения государственного кадастрового учёта изменений, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта или решения незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Управление в качестве основания отказа в государственном кадастровом учёте ссылается на ранее указанные причины приостановления, которые были поименованы в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 31.01.2023 N КУВД-001/2023-2613555/1, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 8 статьи 24, с частью 1 статьи 71 Закона о государственной регистрации недвижимости, во взаимосвязи с пунктом 21.1 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования) сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания в границах земельного участка и его площади, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания, разрешения на строительство здания (в случае, если для строительства такого здания в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения).
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
Таким образом, Росреестр указывает, что в данном случае технический план должен был быть выполнен на основании технического паспорта Здания, изготовленного до 1 января 2013 года. В качестве приложения к Техническому плану был представлен Технический паспорт от 20.11.2010.
Таким образом, заявителем в полном объёме выполнены требования ч. 1 ст. 71 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Частью 1 статьи 71 Закона о государственной регистрации недвижимости прямо предусмотрено, что в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
В целях получения копий технической, проектной и разрешительной документации на Здание, заявителем были направлены соответствующие запросы в АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ГБУ МО "МОБТИ" о предоставлении информации об имеющейся в архиве технической, проектной и разрешительной документации на Здание.
В ответ были получены Письмо от 25.11.2022 N Исх-10-14/8679-2022 и Письмо от 24.11.2022 N 50/01-07-3405ЭЛ. ППК "Роскадастр" (правопреемник АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), в которых сообщено, что инвентаризация Здания проводилась на основании Соглашения по технической инвентаризации, техническому учету объектов недвижимости, закрепленных за организациями Министерства обороны Российской Федерации и подготовки на него технической документации для целей регистрации права собственности от 06.03.2008. Результатом выполнения работ являлся кадастровый паспорт на объект, без изготовления технического паспорта. На основании чего Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" был изготовлен кадастровый паспорт на ОКС (инвентарный номер 46:505:004:000087210:0001).
ГБУ МО "МОБТИ" проинформировало о наличии Технического паспорта на дату инвентаризации 17.11.2010, изготовленного Краснознаменским филиалом ГУП МО "МОБТИ".
Иная проектная, разрешительная и техническая документация на Здание отсутствует, что подтверждается вышеуказанными письмами ППК "Роскадастр" и ГБУ МО "МОБТИ".
Таким образом, Технический план подготовлен на основании технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года, то есть в полном соответствии с ч. 1 ст. 71 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Довода Росреестра о том, что в нарушении п. 21 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нём сведений Технический план не обеспечил автоматическую загрузку сведений о координатах XML документа в сведения ФГИС ЕГРН, является несостоятельным.
Технический план подготовлен надлежащим образом и обеспечивает загрузку сведений о координатах XML документа, что подтверждается разделом Описание местоположения объекта недвижимости Технического плана и Схемой геодезических построений, Чертежом контура здания, сооружения (части объекта недвижимости), объекта незавершённого строительства, находящихся в приложениях к Техническому плану.
Все электронные образы бумажных документов, включённые в состав приложений к Техническому плану, подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что Технический план полностью удовлетворяет требованиям Закона о государственной регистрации недвижимости и п. 23.4 Требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Несогласие Управления с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2023 года по делу N А41-56001/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56001/2023
Истец: ЗАО АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ВОЕНТОРГ-МОСКВА
Ответчик: ЗАО АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ВОЕНТОРГ-МОСКВА
Третье лицо: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ