город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2023 г. |
дело N А53-19948/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростов-ДонСтрой"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.10.2023 по делу N А53-19948/2023
по заявлению ООО "Ростов-ДонСтрой" (ОГРН 1186196034529, ИНН 6165215023)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН: 6163056346, ОГРН: 1036163003029)
при участии третьего лица: ООО "УК Военвед" (ОГРН: 1156196036996, ИНН: 6165192859)
о признании незаконным приказа внесении изменений в реестр лицензий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ростов-Донстрой" (ОГРН 1186196034529, ИНН 6165215023) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (Госжилинспекцию области) о признании незаконным приказа N 381-Л от 29.03.2023 года о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, а именно об исключении МКД, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, д. 8/1.
Определением суда от 25.09.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК Военвед" (ОГРН: 1156196036996, ИНН: 6165192859).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что приказ N 381-Л от 29.03.2023 соответствует действующему законодательству и при его вынесении были соблюдены законные права и интересы Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Ростов-Донстрой" обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что общая площадь жилых помещений дома составляет 3 310, 6 кв.м. Таким образом, для кворума необходимо 1655,3 кв.м. (голосов) от общей площади дома. В общем собрании собственников помещений в МКД приняли участие собственники и их представители в количестве 53 человек, владеющие 1 785, 8 кв.м. жилых и нежилых помещений, что составляет 53.97 % голосов. Кворум имелся, общее собрание собственников было правомочно принимать решение по вопросам повестки дня общего собрания. При этом выводов о незаконности решении указанных собственников, о невозможности учета голосов данных лиц в целях определении кворума в акте проверки и оспариваемом приказе Госжилинспекции не содержится, в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Порядка наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, также не выявлено.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, 27.09.2022 ООО "УК ВОЕНВЕД" обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением о внесении изменений в Реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 8/1 по ул. Оганова в г. Ростове-на-Дону на основании протокола общего собрания собственников помещений от 24.06.2022 о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК ВОЕНВЕД" и подписанного договора управления от 24.06.2022 N 81/0.
В связи с наличием в Реестре информации об управлении данным многоквартирным домом ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ", рассмотрение вышеуказанного заявления ООО "УК ВОЕНВЕД", было приостановлено на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней - до (не позднее) 21.11.2022.
21.11.2022 Госжилинспекцией области по истечении срока приостановления заявления ООО "УК ВОЕНВЕД" было принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр и возврате заявления и документов ООО "УК ВОЕНВЕД" в связи несоответствием заявления и документов требованию, установленному подпунктом "б" пункта 5 Порядка, выявленным органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка (подпункт "б" пункта 9 Порядка), а именно: договор управления с ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" не расторгнут, так как собственниками помещений принято более позднее решение (протокол от 20.07.2022 N 2) о продлении срока действия договора управления с ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ.
08.09.2022 года и 29.11.2022 года Госжилинспекцией подготовлены заключения о результатах проведения внеплановой проверки протоколов общих собраний собственников помещений от 24.06.2022 о выборе ООО УК "Военвед" в качестве управляющей организации и от 20.07.2022 N 2 о выборе ООО "Ростов-Донстрой" в качестве управляющей организации, по результатам которой установлено:
1) В соответствии с протоколом общего собрания от 24.06.2022 б/н в общем собрании приняли участие собственники, обладающие 1792,6 м2 голосов, что составляет 54,15 % от площади помещений в многоквартирном доме 3310,6 м2 Условие о кворуме, предусмотренное частью 3 статьи 45 ЖК РФ, соблюдено. Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росрсестра) площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3271.16 мг. По результатам анализа решений собственников помещений установлено следующее. По данным выписок из государственного реестра прав на недвижимое имущество к общем собрании приняли участие собственники жилых и нежилых помещений, обладающие 1738,5 м2 - 53,14 % от общей площади жилых и нежилых помещений 3271,16 м2. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество по кв. N 32 сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. При этом решения подписаны Шкарупа Т.Л. и Шкарупа А.А. Таким образом, из подсчета голосов исключены решения собственников помещений общей площадью 44,70 м2. Таким образом, в собрании приняли участие собственники помещений общей площадью 1693,8 м2, что составляет 51,78 % от общего числа голосов всех собственников жилых и нежилых помещений. Условие о кворуме, предусмотренное частью 3 статьи 45 ЖК РФ. соблюдено.
2) В соответствии с протоколом общего собрания от 20.07.2022 в общем собрании приняли участие собственники, обладающие 1727,1 м2 голосов, что составляет 52,2 % от площади помещений в многоквартирном доме 3308,4 м2. Условие о кворуме, предусмотренное частью 3 статьи 45 ЖК РФ, соблюдено. Согласно информации, полученной из Единого государственного реестра недвижимости, общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3271,16 м2. По результатам анализа решений собственников помещений установлено следующее. Решения собственников помещений (квартир) N N 5, 13, 39, 41, 42, 51 содержат исправления белой корректирующей жидкостью в части волеизъявления по четвертому вопросу повестки дня ("За", "Против", "Воздержался"). Решения собственников помещений (квартир) N N 5, 13, 39, 41, 42, 51 (обшей площадью 275,9 кв.м.) не учитывались при расчете кворума. Всего по результатам анализа решений собственников установлено, что в голосовании принимали участие собственники помещений, обладающие 1390,6 кв.м., что составляет 43% от общей площади помещений многоквартирного дома. Кворум отсутствовал.
27.01.2023 года ООО "УК Военвед" обратилось с заявлением вх. N 37/285 в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления от 24.06.2022 N 81/О многоквартирным домом N 8/1 по ул. Оганова в г. Ростове-на-Дону на основании протокола от 24.06.2022 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
По результатам проведения проверки по заявлению ООО "УК Военвед" N 37/285 от 27.01.2023 года Государственной жилищной инспекцией Ростовской области вынесено заключение о результатах проведения проверки по заявлению о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области от 10.02.2023 N 164-З.
По результатам рассмотрения указанного заявления ООО "УК ВОЕНВЕД" в соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании подпункта "в" пункта 7, подпунктов "а" и "в" пункта 10, подпунктов "а" и "в" пункта 15, пункта 16 Порядка от 25.12.2015 N 938/пр, заключения от 10.02.2023 N 164-З, Государственной жилищной инспекцией Ростовской области вынесен приказ о приостановлении рассмотрения заявления от 27.01.2023 N 37/285 общества с ограниченной ответственностью "УК "ВОЕНВЕД" (ООО "УК ВОЕНВЕД", ИНН 6165192859, юридический адрес: 344016, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, д. 110, к. В, кв. 64, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.04.2015 N 176) о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора (ов) управления многоквартирным(и) домом(ами), указанным(и) в приложении к настоящему приказу, по основанию наличия в реестре лицензий Ростовской области информации об управлении указанным(и) многоквартирным(ми) домом(ами) обществом с ограниченной ответственностью "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" (ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ", ИНН: 6165215023, юридический адрес: 344069, Ростовская область, г.о. город Ростов-на-До ну, г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, д. 106, литер И, офис 2, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.07.2021 N 689), на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней - до (не позднее) 29.03.2023 г.
Государственной жилищной инспекцией Ростовской области в адрес ООО "УК Военвед" направлен запрос материалов и информации от 10.02.2023 N 69/173, в адрес ООО "Ростов-Донстрой" направлен запрос материалов и информации от 10.03.2023 N 70/173.
На запрос Государственной жилищной инспекцией Ростовской области N 70/173 от 10.02.2023 года ООО "Ростов-Донстрой" направило ответ исх. N 17 от 15.03.2023 года.
По результатам рассмотрения материалов и информации, предоставленных ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" во исполнение запроса Госжилинспекции области от 10.02.2023 N 70/173, Государственной жилищной инспекцией Ростовской области вынесено заключение от 29.03.2023 года N361-З, которым установлено следующее:
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 8/1 по ул. Оганова в г. Ростове-на-Дону от 24.06.2022 большинством голосов собственников помещений в указанном многоквартирном доме принято решение о расторжении договора управления данным МКД с ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" и о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК ВОЕНВЕД".
С заявлением ООО "УК ВОЕНВЕД" предоставлена копия уведомления о расторжении договора управления многоквартирным домом N 8/1 по ул. Оганова в г. Ростове-на-Дону, которое было направлено в адрес ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" инициатором общего собрания Чуян В.И. посредством почтовой корреспонденции (номер почтового идентификатора 34406969060517). Указанное отправление было получено ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" 05.07.2022, что также подтверждается ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" в ответе на запрос Госжилинспекции области от 10.02.2023 N70/173.
Также ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" во исполнение запроса Госжилинспекции области от 10.02.2023 N 70/173 указывается на ничтожность протокола общего собрания собственников от 24.06.2022. Вместе с тем, в соответствии со статьей 20 ЖК РФ, Положением о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125, Госжилинспекция области не уполномочена на признание протоколов общих собраний недействительными. Указанный вопрос в соответствии со статьей 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть рассмотрен только в судебном порядке.
Согласно пункту 38 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) в ГИС ЖКХ должны размещаться условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 209-ФЗ поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в ГИС ЖКХ.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 209-ФЗ информация, содержащаяся в ГИС ЖКХ, является официальной.
В ГИС ЖКХ ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" размещен электронный образ договора управления от 21.10.2021 многоквартирным домом N 8/1 по ул. Оганова в г. Ростове-на-Дону, пунктом 7.3 которого предусмотрено, что договор прекращает свое действие по истечении двух месяцев со дня получения управляющей организацией уведомления.
Согласно пункту 38 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) в ГИС ЖКХ должны размещаться условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 209-ФЗ поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в ГИС ЖКХ.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 209-ФЗ информация, содержащаяся в ГИС ЖКХ, является официальной.
ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" во исполнение запроса Госжилинспекции области от 10.02.2023 N 70/173 предоставлена копия протокола от 20.07.2022 N 2, на основании которого собственниками помещений принято решение о продлении срока действия договора управления указанным многоквартирным домом с ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ".
Оригиналы протоколов общих собраний собственников помещений от 24.06.2022 и от 20.07.2022 N 2 в многоквартирном доме N 8/1 по ул. Оганова в г. Ростове-на-Дону поступили в Госжилинспекцию области в соответствии с частью 1.1. статьи 46 ЖК РФ.
Ввиду того, что в Госжилинспекцию области в течение 3 месяцев подряд поступили решения собственников, содержащие решения по аналогичным вопросам повестки дня (о выборе способа управления), органом государственного жилищного надзора в соответствии с частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ Госжилинспекцией области проведена внеплановая проверка в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общих собраний собрания.
Согласно заключению о результатах проведения внеплановой проверки протоколов общих собраний собственников помещений от 08.09.2022 установлено, что кворум при проведении общего собрания, оформленного протоколом от 24.06.2022, имеется. Однако, согласно заключению о результатах проведения внеплановой проверки протоколов общих собраний собственников помещений от 29.11.2022 установлено, что кворум при проведении общего собрания, оформленного протоколом от 20.07.2022 N 2 о продлении срока действия договора управления указанным многоквартирным домом с ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ", отсутствует.
Таким образом, с учетом части 1 статьи 450.1 ГК РФ, требований пункта 7.3 договора управления от 21.10.2021, договор управления, заключенный ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ с собственниками помещений в многоквартирном доме N 8/1 по ул. Оганова в г. Ростове-на-Дону, расторгнут с 06.09.2022.
На основании изложенного, по истечении срока приостановления рассмотрения заявления ООО "УК Военвед", в соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании подпункта "а" пункта 7, пунктов 14 и 17 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, по результатам рассмотрения материалов, предоставленных ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" во исполнение запроса Госжилинспекции области от 10.02.2023 N 70/173, заключения от 29.03.2023 N 361-З, Государственной жилищной инспекцией Ростовской области вынесен приказ от 29.03.2023 года N381-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в отношении:
- общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ВОЕНВЕД" (ООО "УК ВОЕНВЕД", ИНН: 6165192859, юридический адрес: 344016, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, д. 110, к. В, кв. 64, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.04.2015 N 176),
- общества с ограниченной ответственностью "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" (ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ", ИНН: 6165215023, юридический адрес: 344069, Ростовская область, г.о. город Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, д. 106, литер И, офис 2, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.07.2021 N 689), в части внесения сведений о многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему приказу, в связи с заключением ООО "УК ВОЕНВЕД" договора управления данным многоквартирным домом с 01.04.2023.
Не согласившись с вынесенным приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области, полагая приказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 29.03.2023 года N 381-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области незаконным, ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД: 1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
Способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД (часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению МКД, заявления о внесении изменений в реестр.
В соответствии с Порядком N 938/пр рассмотрение заявления лицензиата и приложенных к нему документов осуществляется органом государственного жилищного надзора в срок не превышающий десяти рабочих дней с даты их поступления (пункт 4); по итогам проверки заявления и документов оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 названного Порядка (пункт 6); по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7).
Пунктом 5 Порядка N 938/пр определено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г"); отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (подпункт "д"); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения о выборе непосредственного способа управления таким МКД в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "е").
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же МКД; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления МКД или изменением способа управления МКД при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным МКД от иного заявителя или сведений о прекращении управления МКД товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 10 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении МКД, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же МКД, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей; в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления МКД или изменением способа управления МКД при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным МКД от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 17 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 3 стать 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
В силу части 1 ст. 37 ЖК РФ доля праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания.
Согласно п.1.1. ст. 46 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
В силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -1 К РФ) если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско- правового сообщества;
принято при отсутствии необходимого кворума;
принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
противоречит основам правопорядка или нравственности.
Основания ничтожности решений собраний собственников помещений в многоквартирном доме нормами ЖК РФ не урегулированы, поэтому к таким правоотношениям применяются общие положения, установленные гражданским законодательством в данной сфере, в частности, статья 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.05.2021 N Ф01-2109/2021 по делу N А82-24228/2019
Таким образом, в соответствии со статьей 181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно, в том числе, в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Из материалов дела следует, что в госжилинспекцию поступило два протокола общего собрания собственников помещений от 24.06.2022 о выборе ООО УК "Военвед" в качестве управляющей организации и от 20.07.2022 N 2 о выборе ООО "Ростов-Донстрой" в качестве управляющей организации, и по результатам рассмотрения поступивших документов госжилинспекция области вынесла заключения.
Так, согласно заключению о результатах проведения внеплановой проверки протоколов общих собраний собственников помещений от 08.09.2022 установлено, что кворум при проведении общего собрания, оформленного протоколом от 24.06.2022, имеется. Согласно заключению о результатах проведения внеплановой проверки протоколов общих собраний собственников помещений от 29.11.2022 установлено, что кворум при проведении общего собрания, оформленного протоколом от 20.07.2022 N 2 о продлении срока действия договора управления указанным многоквартирным домом с ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ", отсутствует.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о наличии необходимого кворума для принятия соответствующего решения, оформленного протоколом от 20.07.2022.
По результатам анализа решения собственников помещений и как следствие установления отсутствия кворума Госжилинспекцией области был установлено, что решения собственников помещений (квартир) N N 5, 13, 39, 41, 42, 51 содержат исправления белой корректирующей жидкостью в части волеизъявления по четвертому вопросу повестки дня ("За", "Против", "Воздержался") в связи с чем Решения собственников помещений (квартир) N N 5, 13, 39, 41, 42, 51 (обшей площадью 275,9 кв.м.) не учитывались при расчете кворума. Всего по результатам анализа решений собственников установлено, что в голосовании принимали участие собственники помещений, обладающие 1390,6 кв.м., что составляет 43% от общей площади помещений многоквартирного дома.
Таким образом, Госжилинспекций области правомерно не учтены при расчете кворума Решения собственников помещений (квартир) N N 5, 13, 39, 41, 42, 51 (обшей площадью 275,9 кв.м.).
Как следует из пункта 6 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.10.2017 N 35851-ЕС/04 любые исправления и другие технические ошибки в решении собственника помещения возможны с учетом подтверждения личной подписью и надписью "исправленному верить". Условия указанного пункта в представленных решениях собственников помещение не соблюдены, что не позволяется сделать вывод о правомерности внесения таких изменений.
Вывод госжилинспекции области об отсутствии кворума по протоколу от 20.07.2022 года подтверждены документально и подтверждаются материалами дела.
Судом первой инстанции верно установлено, что решение общего собрания собственников помещений, оформленных протоколами общего собрания собственников помещений от 24.06.2022 о выборе ООО УК "Военвед" в качестве управляющей организации в судебном порядке не оспорено, недействительным не признано.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования ООО "Ростов-Донстрой" о признании недействительным приказа Госжилинспекции области, поскольку указанный приказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
Заявителем не было суду представлено доказательства того, что оспариваемый приказ Госжилинспекции области не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ Госжилинспекции области соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требование ООО "Ростов-Донстрой" о признании незаконным приказа Госжилинспекции области N 381-Л от 29.03.2023 года о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, а именно об исключении МКД, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, д. 8/1 не подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2023 по делу N А53-19948/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Ростов-ДонСтрой" (ОГРН 1186196034529, ИНН 6165215023) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19948/2023
Истец: ООО "Ростов-Донстрой", ООО "РОСТОВ-ДОНСТРОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ВОЕНВЕД"