25 декабря 2023 г. |
Дело N А83-23104/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 25 декабря 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Баукиной Е.А.,
Мунтян О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Енокян В.А.
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства экономического развития Республики Крым и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 июня 2022 года по делу N А83-23104/2021
по иску Министерства экономического развития Республики Крым (295034, Республика Крым, Симферополь, проспект Кирова, 13)
к обществу с ограниченной ответственностью "АТ Регион" (296555, Республика Крым, Сакский район, с. Уютное, ул. Евпаторийская, 49; ОГРН 1169102063041, ИНН 9107039857)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления федеральной налоговой службы по Республике Крым (295006, Республика Крым, Симферополь, ул. Александра Невского, 29; ОГРН 1147746357153, ИНН 7707830457),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым (297412, Республика Крым, Евпатория, ул. Кирова, 54; ОГРН 1149100000136, ИНН 9110000024)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Крым (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "АТ Регион" (далее - ООО "АТ Регион", ответчик) с иском о возврате средств меры поддержки, полученных в апреле и мае 2020 года в сумме 24260,00 рублей, и использованных с нарушением требований закона Республики Крым от 25.06.2020 N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 86-ЗРК/2020).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Управление федеральной налоговой службы по Республике Крым и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29 июня 2022 года по делу N А83-23104/2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявители апелляционных жалоб считают неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что субсидия, полученная ООО "АТ Регион", израсходована в нарушение Закона N 86-ЗРК/2020 не на выплату заработной платы, а на иные цели, что повлекло уклонение от уплаты НДФЛ в размере 13%.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 и 04.08.2022 апелляционные жалобы Министерства и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым приняты к производству.
Лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание 18.12.2023 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании Порядка формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренных Законом N 86-ЗРК/2020, и распоряжения Совета министров Республики Крым от 10.08.2020 N 261-рп/ДСП ООО "АТ Регион" включено в реестр получателей мер поддержки N 4.
ООО "АТ Регион" на основании заявки получило денежные средства в качестве меры поддержки в апреле и мае 2020 года на общую сумму 24260,00 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 10.08.2020 N 592 и от 10.08.2020 N 593.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым направило в адрес Министерства письмо от 03.02.2021 N 15-27/00412 дсп@, в котором сообщило, что по результатам проведенного анализа соблюдения критериев абз. "г" подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 установлен ряд налогоплательщиков, в том числе, ООО "АТ Регион", которыми не уплачен налог на доходы физических лиц в месяце, следующем за месяцем получения средств поддержки.
Министерством в адрес ООО "АТ Регион" было направлено требование от 18.02.2021 N 12/613 о возврате полученных средств поддержки.
Поскольку требование ООО "АТ Регион" исполнено не было, Министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Крым.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных пояснений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым следует, что ООО "АТ Регион" полученную субсидию из бюджета Республики Крым по Закону N 86-ЗРК/2020 в размере 24260,00 рублей включило в налогооблагаемый доход по УСН за 2020 год, с которого уплачен соответствующий налог.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Законом N 86-ЗРК/2020 введены меры поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Частью 1 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 установлено, что для получения меры поддержки за апрель - май 2020 года получатель меры поддержки направляет заявку в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе по форме, утвержденной Советом министров Республики Крым, по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, из Личного кабинета юридического лица (индивидуального предпринимателя) в виде сканированного образа заявки, почтовым отправлением, размещением в боксах для приема корреспонденции в налоговых органах.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки, при условии, что получатель меры поддержки принял обязательство уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
Получатель меры поддержки при подаче заявки подтверждает соответствие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и несет ответственность за достоверность предоставленной информации (часть 4 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020).
Как видно из материалов дела, ООО "АТ Регион" обратилось с заявкой на получение меры поддержки за период апрель-май 2020 года и получило такую поддержку в размере 24260,00 рублей, что подтверждается платежным поручениям от 10.08.2020 N 592 и от 10.08.2020 N 593 на общую сумму 24260,00 рублей.
Согласно абз. "г" подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки обязуются уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
Из материалов дела следует, что в целях ведомственного контроля Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым предоставило Министерству сведения о получателях субсидии, которые не оплатили налог на доходы физических лиц в месяце, следующем за месяцем получения меры поддержки, в числе которых указано ООО "АТ Регион".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных пояснений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым следует, что ООО "АТ Регион" полученную субсидию включило в налогооблагаемый доход по УСН за 2020 год, с которого уплачен соответствующий налог.
Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что ООО "АТ Регион" не является плательщиком налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем, организации в соответствии с положениями налогового законодательства выполняют функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц при выплате заработной платы работникам (персоналу), которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц. Таким образом, заработная плата, выплачиваемая работникам из сумм субсидии, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Из представленных в материалы дела доказательств не усматривается, что за счет субсидии производились какие-либо выплаты работникам.
Довод апеллянтов о том, что субсидия должна быть израсходована исключительно на заработную плату работников и, соответственно, с нее должен быть уплачен налог в размере 13%, основан на неверном толковании Закона N 86-ЗРК/2020.
В пункте 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 буквально указано, что мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Следовательно, денежные средства, полученные в качестве субсидии, переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.
Согласно сведениям, представленным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым, ООО "АТ Регион" применяет упрощенную систему налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в состав доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п.1, 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1 п.1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доходы в виде компенсационных выплат, направленных на частичную компенсацию затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации не указаны.
Из письма Межрайонной ИФНС N 6 по Республике Крым усматривается, что ООО "АТ Регион" включил субсидию в налогооблагаемый доход по УСН за 2020 год, с которого уплачен соответствующий доход (т.1, л.д.52-53).
Таким образом, полученная субсидия включена в налогооблагаемый доход по УСН за 2020 год, с которого уплачен соответствующий налог.
Цель предоставления компенсационной выплаты считается достигнутой, поскольку полученная субсидия направлена на поддержание хозяйственной деятельности общества, численность работников не уменьшалась. Следовательно, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Данная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 07.09.2023 N 310-ЭС23-3056.
На основании вышеизложенного, исковые требования Министерства удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что субсидия, полученная ООО "АТ Регион", израсходована в нарушение Закона N 86-ЗРК/2020 не на выплату заработной платы, а на иные цели, что повлекло уклонение от уплаты НДФЛ в размере 13%, судебная коллегия отклоняет по основаниям, изложенным выше.
Иные доводы апелляционные жалобы не содержат.
Доводы заявителей апелляционных жалоб являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, они опровергаются материалами дела, не содержат фактов, которые в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Судом апелляционной инстанции основания для переоценки доказательств не установлены. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права истолкованы и применены судом правильно.
Основания для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционным жалобам не рассматривался, поскольку заявители апелляционных жалоб освобождены от ее уплаты (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 июня 2022 года по делу N А83-23104/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства экономического развития Республики Крым и Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23104/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "АТ РЕГИОН"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УФНС Росии по Республике Крым