г. Вологда |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А05-7388/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 декабря 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью специализированного застройщика "Бриз" Костылева В.А. по доверенности от 05.12.2023, от администрации муниципального образования "Северодвинск" Ожигиной Е.Р. по доверенности от 23.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2023 года по делу N А05-7388/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Бриз" (ОГРН 1202900007420, ИНН 2901303942; адрес: 163069, город Архангельск, улица Попова, дом 14, офис 353; далее - ООО СЗ "Бриз", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; далее - администрация) о признании недействительным решения от 07.06.2023 N 01-03-14/1495 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Жилой комплекс, расположенный по адресу: г. Северодвинск, земельный участок с кадастровым номером 29:28:103075:3395, 2-й этап строительства", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 29:28:103075:3395, и об устранении ответчиком нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2023 года по делу N А05-7388/2023 заявленные требования удовлетворены; признано недействительным проверенное на соответствие нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Градостроительный кодекс), иных нормативных правовых актов решение администрации от 07.06.2023 N 01-03-14/1495 об отказе обществу в выдаче разрешения на строительство объекта. На администрацию возложена обязанность в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов ООО СЗ "Бриз" путем выдачи ему разрешения на строительство по заявлению от 26.05.2023.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
ООО СЗ "Бриз" отзыв на жалобу не представило.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления общества от 26.05.2023 о выдаче разрешения на строительство спорного объекта администрация решением от 07.06.2023 N 01-03-14/1495, руководствуясь частью 13 статьи 51 ГрК РФ, отказала в этом обществу.
Не согласившись с таким решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Часть 1 статьи 51 ГрК РФ определяет, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса следует, что одним из оснований для выдачи разрешения на строительство является несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В рассматриваемом случае администрация, мотивируя свой отказ в выдаче разрешения на строительство, указала, что согласно пункту 10 градостроительного плана земельного участка требования к благоустройству территории установлены решением Совета депутатов Северодвинска от 26.10.2017 N 9 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Северодвинск" (далее - Решение). В соответствии с частью 12.4 Нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Северодвинск" (далее - МНГП), утвержденных этим Решением, количество мест хранения индивидуальных легковых автомобилей жителей многоэтажной, среднеэтажной, малоэтажной жилой застройки без приквартирных участков составляет на 1 тыс. человек 350 машино-мест. В связи с этим представленный в проектной документации (шифр 925-21-2-ПЗУ.ПЗ) произведенный в соответствии с Региональными нормативами градостроительного проектирования Архангельской области (далее - РНГП), утвержденными постановлением правительства Архангельской области от 19.04.2016 N 123-пп (далее - Постановление N 123-пп), расчет машино-мест как одно машино-место на 240 кв. м жилой площади не соответствует требованиям, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка.
С такой позицией верно не согласился суд первой инстанции.
Частью 1 статьи 29.1 ГрК РФ установлено, что нормативы градостроительного проектирования подразделяются на региональные нормативы градостроительного проектирования и местные нормативы градостроительного проектирования.
Из части 1 статьи 29.3 этого Кодекса следует, что региональные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 N 2122 "О расчетных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования" (далее - Постановление N 2122) в региональных нормативах градостроительного проектирования наряду с расчетными показателями, указанными в частях 1, 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, подлежат установлению, в частности, такие расчетные показатели как минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон.
В развитие содержащейся в части 1 статьи 29.3 Градостроительного кодекса нормы на территории Архангельской области принято Постановление N 123-пп, утвердившее РНГП, часть III которых поименована как обоснование расчетных показателей, содержащихся в основной части региональных нормативов градостроительного проектирования Архангельской области.
В разделе 1.4 части III РНГП "Автомобильный транспорт", введенном в действие постановлением правительства Архангельской области от 04.08.2022 N 570-пп, содержатся расчетные показатели минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон.
Пунктом 1.8 этого же раздела РНГП установлено, что необходимое количество машино-мест на автостоянках, гостевых стоянках автомобилей для помещений жилого назначения многоквартирного дома (включая блокированную застройку) следует принимать из расчета 1 машино-место на 240 кв. м жилой площади.
Согласно пункту 1.14 РНГП не допускается устанавливать в местных нормативах градостроительного проектирования, правилах землепользования и застройки муниципального образования расчетные показатели минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон.
Из системного анализа приведенных норм суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что в Архангельской области количество машино-мест на автостоянках, гостевых стоянках автомобилей для помещений жилого назначения многоквартирного дома (включая блокированную застройку) следует принимать из расчета 1 машино-место на 240 кв. м жилой площади.
При этом в местных нормативах градостроительного проектирования и правилах землепользования и застройки муниципального образования недопустимо устанавливать расчетные показатели минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей.
В рассматриваемом случае, как отмечено ранее, в разделе 4 "Технико-экономические показатели" проектной документации на строительство объекта капитального строительства объекта "Жилой комплекс, расположенный по адресу: г. Северодвинск, земельный участок с кадастровым номером 29:28:103075:3395, 2-й этап строительства" (шифр 925-21-2-ПЗУ.ПЗ ) отражено, что согласно пункту 1.8 постановления правительства Архангельской области от 04.08.2022 N 570-пп число мест хранения автомобилей следует определять исходя из того, что на 240 кв. м общей площади жилых помещений приходится 1 машино-место. Расчетные показатели автостоянок для двух этапов строительства следующие: для многоквартирного жилого дома на 285 жителей (2-й этап) определена расчетная единица (1 машино-место на 240 кв. м) и указано предусмотренное количество машино-мест - 60 при требуемом количестве мест 45.
Следовательно, отраженное в проектной документации общества на спорный объект количество машино-мест соответствует требованиям РНГП.
Администрация последовательно при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции ссылается на правомерность своего отказа в выдаче разрешения на строительство, поскольку расчет машино-мест, представленный в проектной документации, выполнен не в соответствии с МНГП. Полагает, что требования МНГП в части обеспечения многоквартирного дома благоустройством и машино-местами, расположенными в границах земельного участка, на котором планируется строительство жилого дома, не противоречат РНГП и являются обязательными.
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, согласно части 1 статьи 29.4 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления или в случае, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией.
Частью 4 статьи 29.4 ГрК РФ установлено, что расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа населения данных муниципальных образований и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью I МНГП нормативы устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения городского округа населения Северодвинска и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Северодвинска.
Согласно части III МНГП нормативами устанавливаются показатели по обеспечению населения Северодвинска объектами местного значения (объектами капитального строительства, иными объектами, территориями), создаваемыми в целях осуществления администрацией полномочий по вопросам местного значения, которые оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Северодвинска.
В пункте 12.4 МНГП приведены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Северодвинска.
Согласно этому пункту для гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения автомобилей количество мест хранения индивидуальных легковых автомобилей жителей многоэтажной, среднеэтажной, малоэтажной жилой застройки без приквартирных участков составляет 350 машино-мест на 1 тыс. человек.
Как следует из МНГП, в них установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, под которыми согласно пункту 20 статьи 1 ГрК РФ понимаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Применительно к настоящему делу из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что в границах земельного участка с кадастровым номером 29:28:103075:3395 не планируется размещения объектов местного значения, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
Земельный участок с кадастровым номером 29:28:103075:3395 расположен в зоне Ж-4 согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки городского округа Архангельской области "Северодвинск", утвержденных постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 21.01.2022 N 3-п (далее - Правила N 3-п).
В статье 34 раздела "Градостроительные регламенты" Правил N 3-п для зоны Ж-4 имеется указание на то, что все объекты капитального строительства должны быть обеспечены расчетным количеством парковочных мест (машиномест) и благоустройством согласно техническим регламентам, строительным нормам и нормативам градостроительного проектирования городского округа (пункт 4 статьи 34).
При этом МНГП не устанавливают необходимое количество машино-мест для всех объектов капитального строительства (определены только для объектов местного значения).
В связи с этим применимы положения Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" СП 42.13330.2016, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016).
Согласно абзацу второму пункта 11.3 СП 42.13330.2016 требуемое число машино-мест для хранения автомобилей следует определять в РНГП.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 11.31 СП 42.13330.2016 требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями настоящего свода правил (таблица 11.8 и приложение Ж). При наличии РНГП необходимо руководствоваться приведенными в них нормативными показателями.
В примечании к данному пункту усматривается, что число мест хранения автомобилей допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в РНГП.
В связи с этим строительные нормы (СП 42.13330.2016) указывают на необходимость применения именно РНГП, а не МНГП.
Как ранее отмечалось, и в Постановлении N 2122 содержится запрет на установление в МНГП расчетных показателей минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон. Такое полномочие есть только у субъектов Российской Федерации.
В связи с этим суд правильно указал, что отказ администрации в части несоответствия приведенных в проектной документации общества расчетных показателей по машино-местам положениям МНГП противоречит как действующему законодательству Российской Федерации, так и законодательству Архангельской области.
Поскольку установлено, что положения МНГП не соответствуют РНГП, как нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд правомерно при вынесении судебного акта руководствовался и положениями части 2 статьи 13 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Все заявленные администрацией доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2023 года по делу N А05-7388/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7388/2023
Истец: ООО Специализированный застройщик "Бриз"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Северодвинск"