г. Пермь |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А50-19164/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский",
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 30 октября 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-19164/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (ОГРН 1025902030780, ИНН 5920000593)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 06.07.2023 N 203S19230014247,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (далее - заявитель, Общество, общество "Газпром трансгаз Чайковский", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Отделение СФР, заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 06.07.2023 N 203S19230014247.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 29 сентября 2023, мотивированное решение 30 октября 2023), заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на несогласие с наличием вины во вмененных ему правонарушениях; судом неверно установлены обстоятельства дела; страхователь считает, что Обществом в установленный срок представлены достоверные сведения по персонифицированному учету, в то время как ответственность предусмотрена за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (25.12.2023).
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 30.06.1999, впоследствии прошло 10.09.2002 перерегистрацию в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета с присвоением ОГРН 1025902030780.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции, действовавшей в спорный период (далее также - Закон N 27-ФЗ), Общество являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьям 8, 11 Закона N 27-ФЗ и обязано было представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Из материалов дела следует, что должностным лицом Отделения СФР проведена проверка (сопоставительный анализ) представленных Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды (месяцы) 2022 года, отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год, сведений о застрахованных лицах за 2022 год, представленных в фонд, по итогам которой в адрес страхователя на основании части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимся у Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 12.04.2023 N 11-07/ДП11-194, с предложением устранить имеющие расхождения данных в отношении указанных Отделением СФР застрахованных лиц.
Отмеченное уведомление Отделения СФР направлено в адрес Общества в электронном виде 12.04.2023 и получено Обществом 13.04.2023.
После истечения срока представления корректирующих сведений о застрахованных лицах на основании указанного уведомления Отделения СФР от 12.04.2023 N 11-07/ДП11-194, а также в связи с непредставлением Обществом в пределах определенного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ срока корректирующих форм отчетности (корректирующие сведения представлены 11.05.2023) должностным лицом Отделения СФР в связи с выводами об имеющихся нарушениях составлен акт от 26.05.2023 N 203S19230014247, фиксирующий нарушения страхователем нормативных требований - пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Так, по факту представления неполных (неактуальных) сведений в отношении 3 застрахованных лиц (Афанасьев Д.С., Грибанов Д.И., Тазикаев Р.Р.) в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год должностным лицом Отделения СФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 26.05.2023 N 203S19230014247.
По результатам рассмотрения указанного акта от 26.05.2023 N 203S19230014247 и иных материалов проверок уполномоченным должностным лицом Отделения СФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 06.07.2023 N 203S19230014247 (назначен штраф по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в размере 1 500 руб. за представление Обществом неполных (недостоверных) сведений в отношении 3 застрахованных лиц в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.
Не согласившись с решением Отделения СФР от 06.07.2023 N 203S19230014247, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях страхователя состава финансового правонарушения, а также обстоятельств, смягчающих ответственность, признал оспариваемое решение недействительным в виде штрафа, превышающего 500 руб.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт, решение.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определялось, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.
Как устанавливалось статьей 5 Закона N 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями; указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ определялось, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период, определялось, что страхователь представляет сведения на 10 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения представлялись по форме СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п.
При этом в форме СЗВ-СТАЖ, в которой отражались, в частности, периоды работы по кодам Классификатора, приведенного в Приложении к Порядку, установленному в Приложении 5 к постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п (далее соответственно - Классификатор, Порядок).
В графах 6, 7 формы СЗВ-СТАЖ подлежали отражению периоды работы в пределах отчетного периода, фиксировались дата начала и окончания каждого периода, когда сотрудник работал или не работал (например, был в отпуске, на больничном).
В графе 11 формы СЗВ-СТАЖ "Исчисление страхового стажа: Дополнительные сведения" по указанному в графах 6 - 7 формы СЗВ-СТАЖ периоду работы подлежали указанию дополнительные сведения при их наличии, такие дополнительные сведения отражались в виде соответствующего кода по Классификатору, в частности: - "ВРНЕТРУД" - оплачиваемые периоды больничного; - "ДЕТИ" - отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет; - "ДЛДЕТИ" - отпуск по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет; - "НЕОПЛ" - отпуск без сохранения зарплаты; - "ВОЕНСЛ" - периоды службы, когда за работником сохранялось рабочее место).
Код "ДЛОТПУСК" подлежал указанию только в отношении периодов работы сотрудника в особых условиях труда, за которые не начислялись страховые взносы по дополнительному тарифу (пункты 2.3.13, 6.6.11 Порядка заполнения формы СЗВ-СТАЖ). Если сотрудник оформлен по гражданско-правовому договору предусмотрены коды: - "ДОГОВОР" - если оплата по договору произведена в отчетном периоде; - "НЕОПЛДОГ" или "НЕОПЛАВТ" - если работа по договору не оплачена.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как определено частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), сведения о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона N 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Исходя из пункта 30 Инструкции N 211н индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи); б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; в) через многофункциональный центр (в отношении сведений, указанных в пункте 26 этой Инструкции).
Как определено пунктом 33 Инструкции N 211н, при представлении страхователем индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронном виде, документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ. Датой представления индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При представлении индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
На основании пункта 10 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п (далее также - Порядок N 178п), для представления индивидуальных сведений в электронном виде Страхователь (представитель) подготавливает указанные сведения в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, и отправляет через оператора в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в зашифрованном виде. При представлении индивидуальных сведений Страхователем (представителем) они заверяются подписью этого лица (представителя) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 178п датой представления индивидуальных сведений в электронной форме через оператора считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, о чем оператором делается соответствующая отметка при составлении документа "Опись содержания пакета" и направляется в орган системы ПФР в пакете с подготовленными электронными документами со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Из указанных положений пункта 33 Инструкции N 211н, пункта 11 Порядка N 178п следует, что датой представления страхователем сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации считается не просто дата отправки сведений, а именно дата отправки сведений, в отношении которых имеется подтверждение оператора электронного документооборота либо органа Пенсионного фонда Российской Федерации об их получения адресатом.
Как устанавливалось частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Условия освобождения страхователя от ответственности при исправлении (корректировке) сведений о застрахованных лицах определены в действующей редакции статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Частью 25 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ, предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых территориальным органом Фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В свою очередь частью 26 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ, закреплено, что страхователь при самостоятельном выявлении ошибок в сведениях в отношении зарегистрированного лица, ранее представленных страхователем и принятых территориальным органом Фонда, до момента их обнаружения территориальным органом Фонда вправе представить в территориальный орган Фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются; в таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2023 года, уточненные сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляются в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке и по форме, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, действовавшими до дня вступления в силу этого Федерального закона.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Отделения СФР проведена проверка (сопоставительный анализ) представленных Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетные периоды (месяцы) 2022 года, отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год, сведений о застрахованных лицах за 2022 год, представленных в фонд, по итогам которой в адрес страхователя на основании части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимся у Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 12.04.2023 N 11-07/ДП11-194, с предложением устранить имеющие расхождения данных в отношении указанных Отделением СФР застрахованных лиц.
Отмеченное уведомление Отделения СФР направлено в адрес Общества в электронном виде 12.04.2023 и получено Обществом 13.04.2023.
После истечения срока представления корректирующих сведений о застрахованных лицах на основании указанного уведомления Отделения СФР от 12.04.2023 N 11-07/ДП11-194, а также в связи с непредставлением Обществом в пределах определенного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ срока корректирующих форм отчетности (корректирующие сведения представлены 11.05.2023) должностным лицом Отделения СФР в связи с выводами об имеющихся нарушениях составлен акт от 26.05.2023 N 203S19230014247, фиксирующий нарушения страхователем нормативных требований - пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Так, по факту представления неполных (неактуальных) сведений в отношении 3 застрахованных лиц (Афанасьев Д.С., Грибанов Д.И., Тазикаев Р.Р.) в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год должностным лицом Отделения СФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 26.05.2023 N 203S19230014247.
По результатам рассмотрения указанного акта от 26.05.2023 N 203S19230014247 и иных материалов проверок уполномоченным должностным лицом Отделения СФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 06.07.2023 N 203S19230014247 (назначен штраф по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в размере 1 500 руб. за представление Обществом неполных (недостоверных) сведений в отношении 3 застрахованных лиц в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.
В данном случае из материалов дела, в том числе пояснений заявителя следует, что первоначально представленные им в Отделение СФР сведения об указанных 3 застрахованных лицах в форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год с учетом набора реквизитов этой формы отчетности, порядка заполнения граф 6, 7, 11 формы СЗВ-СТАЖ, кодов Классификатора являлись неполными (не отвечали критерию полноты и актуальности).
С учетом части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, пункта 40 Инструкции N 211н Общество имело правомочие, соблюдая условие освобождения от ответственности, устранить указанные Отделением СПФР нарушения на основании полученного уведомления в срок до 20.04.2023 (пять рабочих дней с даты получения уведомления Отделения СФР).
Вместе с тем, уточненные сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ тип "доп" (дополняющая форма) за 2022 год обществом "Газпром трансгаз Чайковский" до истечения пяти рабочих дней с даты получения (13.04.2023) уведомления Отделения СФР не представлены, а направлены лишь 11.05.2023.
Факт выявленного фондом нарушения в связи с представлением неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 3 застрахованных лиц за отчетный период 2022 года материалами дела подтверждаются, Обществом не оспорен (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 3.1 статьи 70 АПК РФ), в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества события и состава выявленного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, неисполнение в установленный срок полученного уведомления фонда об устранении имеющихся расхождений в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не образует самостоятельный состав правонарушения, а исключает применение установленных пунктом 40 Инструкции N 211н условий для освобождения от предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ публичной ответственности.
При этом при наличии события и состава правонарушения и несоблюдении нормативно предусмотренных условий освобождения от публичной ответственности применение санкции является правомерным (применительно к статье 81 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющей условия для освобождения от налоговой ответственности, соответствующие правовые позиции отражены в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2010 N 1572-О-О, постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 11185/10).
Поскольку исправленные сведения о 3 застрахованных лиц за отмеченный отчетный период 2022 года не представлены до истечения пятидневного срока (20.04.2023) с даты получения (13.04.2023) страхователем требования фонда, предусмотренные пунктом 40 Инструкции N 211н условия для освобождения заявителя от ответственности им не соблюдены.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Закона N 27-ФЗ по представлению актуальных сведений по форме СЗВ-СТАЖ в нормативно предусмотренный срок в силу чрезвычайных, объективных обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от заявителя как страхователя, на которого нормативно возложены соответствующие обязанности и установлена публичная ответственность за их неисполнение, а равно доказательств принятия своевременных и исчерпывающих мер для соблюдения нормативных положений в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Состав выявленного правонарушения, исходя из представленных в материалы дела доказательств и установленных Отделением СФР обстоятельств, подтверждается материалами дела.
Аргументы Общества о том, что им представлены в пределах определенного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в фонд 14.04.2023 письменные пояснения и требовалось обновление программного обеспечения арбитражным судом рассмотрены и не принимаются, поскольку состав нарушения образует первоначальное представление в исходной форме СЗВ-СТАЖ неполных (неактуальных) сведений о застрахованных лицах, а исправление сведений в пределах предусмотренного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ срока является лишь условием освобождения от ответственности; кроме того, корректирующие сведения подлежали представлению с учетом статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" именно по формам СЗВ-КОРР и СЗВ-СТАЖ (дополняющая), утвержденных на основании пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п, а не в виде письменных пояснений страхователя, наряду с этим, Обществом не доказано, что указанные корректирующие сведения о 3 застрахованных лицах по установленным формам представлялись в фонд в пределах определенного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ срока на бумажном носителе.
В любом случае актуализация программного обеспечения, используемого для представления отчетности в фонд, является обязанностью страхователя и относится к сфере его ответственности.
Принимая во внимание доказанность вины страхователя во вмененных ему правонарушениях, Отделением обоснованно сделан вывод о наличии в действиях (бездействии) должника состава правонарушения ответственность за совершение которого установлена пунктом 3 статьи 17 Закон N 27-ФЗ и назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 1 500 руб.
Сумма штрафа соответствует предусмотренной Законом санкции.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что страхователь обоснованно привлечен к ответственности в виде взыскания штрафа на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, частично удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает возможность выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения при вынесении руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующего решения.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 ст. 114 Кодекса).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель несет социальные обязательства перед работниками, не уклонялся от представления сведений в фонд, принял меры к устранению допущенного нарушения, представил в фонд пояснения по допущенному нарушению, принимая во внимание характер совершенного заявителем правонарушения, период просрочки представления сведений в установленной корректирующей отчетности, признает данные обстоятельства смягчающими ответственность Общества за совершение правонарушения и, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении правоприменителями конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям, принимая во внимание обстоятельства нарушения, длительность нарушения срока представления сведений в Отделение СФР, суд правомерно снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 500 руб.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для дальнейшего снижения размера финансовой санкции не находит.
Дальнейшее снижение размера штрафных санкций, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушит принципы соразмерности и справедливости, а также баланс частных и публичных интересов, может нивелировать значение института ответственности, направленного, в том числе на предупреждение новых нарушений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Все обстоятельства, смягчающие ответственность, учтены арбитражным судом при принятии решения, санкция уменьшена в два раза, что соразмерно совершенному правонарушению и оцененным судом в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ имеющимся смягчающим ответственность обстоятельствам.
Иных оснований для дополнительного снижения размера штрафа судом апелляционной инстанции не установлено.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины в сумме 1500 руб. относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная платежным поручением от 10.11.2023 госпошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта, в связи с чем распределение государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 октября 2023 года (резолютивная часть от 29 сентября 2023 года) по делу N А50-19164/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (ОГРН 1025902030780, ИНН 5920000593) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10.11.2023 N 51214 госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19164/2023
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЧАЙКОВСКИЙ"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю