г. Москва |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А40-144665/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей Д.В. Пирожкова, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Солодовниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Эксперт-Консалтинг" на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2023 по делу N А40-144665/23, по иску общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Консалтинг" (ОГРН: 1156454000031, ИНН: 6454098453) к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Яндекс" (ОГРН: 1027700229193, ИНН: 7736207543), о защите деловой репутации,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - извещен, представитель не явился
от ответчика - извещен, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эксперт-Консалтинг" обратилось в суд с иском к ООО "Яндекс" о защите деловой репутации.
Решением суда от 17.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Эксперт-Консалтинг", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что ответчик, распространив не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию Истца, нарушил принадлежащие Истцу неимущественные права. Защита деловой репутации Истца возможна, признанием, не соответствующими действительности распространенных сведений.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда стороны не явились, извещены.
Как усматривается из материалов дела, 11.04.2023 Истцу стало известно, что Ответчик распространил сведения, которые не соответствуют действительности, порочат деловую репутацию Истца.
На странице справочно-информационного сервиса "Яндекс.Бизнес", который является составной частью сервиса "Яндекс.Карты" по адресу: https://yandex.ru/maps/org/ekspert_konsalting/1690125189/7display-text=%D0%AD%D0%BA %D%81%D0%B%D0%B%D1%80%D82%20%D0%9A%D0%BE%D0%D%Dl%81%D0%B0%D0%BB%Dl%82%D0%B8D0%BD%D0%B3&l-45.992649%2C51.536191&mode= search& sctx=ZAAAAAgBEAA'AoSCSVcvCO4%2F0ZAEWQipdk8xEIAEhIJPSEnSddMri8RvINW0%2FVEIz8iBgABAlEBSgKOABAxMOGSAFiK3JIYXJvPXNiaGVtZV9Mb2NhbC9HZW8vRW5hYmxl0mIdXR5RmIsdGVvPTFqAnJInOHNzEw90AEAqAEAvQGBBr006gEA8gEA%2BAEAgg<3OutGBOL%2FQtdGAOYIg0JrQvtC90YHOSNC70YLOuNC9OLOKAgCSAgCaAgxkZTrdG9wLWIhcHM%3D&sIl-45.992649%2C51.536191&sspn=0.092864%2C0.035655 &=°/oD0%AD%D0%BA%Dl%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%94%%BE%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3&=14.35, в разделе отзывы на деятельность Истца 10.04.2023 года пользователем Сергеем К. (Знаток города 14 уровня) опубликованы высказывания об Истце, а именно: "Заказные необъективные экспертизы. Увы".
Размещение указанной информации подтверждено скрин-копиями страниц с указанием даты и имени пользователя.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что анализ этих высказываний позволяет сделать вывод, что они адресованы заявителю, в них содержатся утверждения, создающие негативное отношение к заявителю. Ссылки на доказательства, подтверждающие факты, изложенные в оспариваемых комментариях, отсутствуют. Заявитель утверждал, что эта информация не соответствует действительности, в подтверждение чего представил справку о своей добросовестности и добропорядочности в процессе осуществления своей деятельности как экспертной организации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно положениям статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации деловая репутация является нематериальным благом, защищаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, в случае и порядке, ими предусмотренными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" определено, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: факт распространения сведений; порочащий характер сведений; несоответствие сведений действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств, иск не может быть удовлетворен судом.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 9 указанного Постановления Пленума от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" следует, что при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Оценив представленные доказательства, судом первой инстанции было установлено, что информация, содержащаяся в спорном отзыве, является субъективным мнением неизвестного лица и представляет собой его мнение и оценочное суждение.
Высказывания, носящие оценочный характер (критическое мнение, в том числе, отрицательная оценка), не являются наказуемыми, так как не образуют состава гражданско-правового правонарушения, предположения, гипотезы, вопросы, выводы, выражения мнения, не могут быть признаны недостоверной и порочащей информацией.
Содержание и общий контекст информации, ее размещение на соответствующей целевой Интернет-странице оцениваются судом как указывающие на субъективно-оценочный характер оспариваемых высказываний, являющихся реализацией гарантированного Конституцией Российской Федерации права на свободу слова.
Распространение информации, в том числе содержащей возможно негативную информацию, в которой выражено оценочное мнение/убеждение/предположение, не является предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. N 3), за исключением случаев, если субъективное мнение оно высказано в оскорбительной форме (пункт 20 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 г.), что в данном случае судом не установлено.
При этом категоричность изложенного частным лицом мнения в отзыве не является основанием для признания такого мнения не соответствующим действительности и/или порочащим утверждением о фактах или событиях
Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что ООО "Яндекс" является ненадлежащим ответчиком, так как не является автором отзывов и не размещал их в сети Интернет.
Как указываел сам истец, оспариваемые истцом сведения были опубликованы на странице справочного (информационного) сервиса "Яндекс.Бизнес" (до 23.06.2021 сервис назывался "Яндекс.Справочник"), который является составной частью сервиса "Яндекс.Карты" (https://maps.yandex.ru/).
Сервис "Яндекс.Бизнес" ("Яндекс.Справочник") предоставляется пользователям сети Интернет ООО "Яндекс" в соответствии с правилами "Условия использования сервиса Яндекс.Бизнес", размещенными в открытом доступе.
Так, сервис "Яндекс.Бизнес" предоставляет функциональную возможность размещения, просмотра и поиска информации об организациях, расположенных по адресам, отображаемым в сервисе "Яндекс.Карты", включая сведения об адресе, наименовании, контактных данных, режиме работы, информацию об оказываемых услугах и реализуемых товарах (п. 2.1 "Условий использования сервиса Яндекс.Бизнес"). Указанный сервис предоставляется пользователям (включая организации) бесплатно.
Согласно п. 2.2 "Условий использования сервиса Яндекс.Бизнес", информация, отображаемая в сервисе "Яндекс.Карты", носит справочный характер. Функциональные возможности сервиса и размещенные в нем данные об организации не предназначены для их использования с целью установления юридически значимых фактов, рекламирования товаров и услуг организаций, формирования точной статистики, выражения объективной оценки ООО "Яндекс" относительно деятельности организаций и рекомендаций относительно обращений к их товарам и услугам, заключения сделок на указанных в карточках организаций условиях, и любых других целей помимо справочного информирования пользователей сети Интернет относительно организаций и их деятельности.
При использовании сервиса "Яндекс.Бизнес" пользователь в соответствии с п. 2.4 указанных правил имеет возможность публиковать отзывы на странице соответствующей карточки организации, которые описывают его опыт обращения к услугам и (или) приобретения товаров организации. Текст отзыва составляется и публикуется пользователем самостоятельно. По установленным правилам отзыв должен выражать субъективную оценку пользователя относительно товаров/услуг организации и (или) достоверно изложенные фактические обстоятельства случая обращения в организацию за товарами/услугами. При публикации отзыва на сервисе отображается имя и аватар (изображение) пользователя, указанные им при регистрации или заданные в настройках учетной записи пользователя на сайте "Яндекс", https://yandex.ru. Подробные условия публикации отзывов содержатся в правилах "Управление отзывами" (размещены по адресу https://yandex.ru/support/business-priority/manage/reviews.html).
Ответчик не влияет на содержание отзывов, не проводит обязательной предварительной модерации отзывов. Отзывы пользователей об организациях публикуются и используются "как есть" с сохранением авторской грамматики, орфографии и пунктуации (п. 2.4 "Условий использования сервиса "Яндекс.Бизнес"). Пункты 2.4, 4.3 указанных правил устанавливают ограничение ответственности ООО "Яндекс": пользователь самостоятельно несет ответственность за содержание опубликованной им информации, ее соответствие законодательству, полноту, корректность, актуальность и достоверность.
Учитывая объем пользователей сервиса, количество организаций, внесенных в справочник "Яндекс.Бизнес" и количество ежедневно публикуемых отзывов, ООО "Яндекс" по объективным причинам лишен возможности проверять достоверность информации размещаемой на сервисе третьими лицами: ООО "Яндекс" не может быть осведомлен о содержании каждого отзыва, о характере взаимоотношений, установившихся между пользователем и организацией, о фактических обстоятельствах взаимоотношений организаций и пользователей (потребителей) по договорам купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
ООО "Яндекс" предоставляет владельцам карточек организации возможность опровергать спорные сведения самостоятельно путем добавления/исправления/уточнения данных организаций (п. 2.3 "Условий использования сервиса "Яндекс.Бизнес"). В случае, если лицо полагает, что оставленный пользователем отзыв не соответствует действительности или каким-либо образом нарушает его права, он может пожаловаться на этот отзыв, воспользовавшись соответствующим функционалом сервиса. Подробная процедура подобных обращений, а также список требований к отзывам, за несоблюдение которых отзыв может быть исключен из публикации по жалобе третьих лиц, приводятся в правилах "Управление отзывами".
Таким образом, ООО "Яндекс" не определяет содержание публикуемых пользователями отзывов, не осуществляет их размещение, объективно лишен возможности проводить проверку достоверности публикуемых пользователем сведений.
ООО "Яндекс" является ненадлежащим ответчиком, так как оспариваемые сведения были опубликованы на сайте третьими лицами. Надлежащими ответчиками по иску о признании сведений порочащими и не соответствующими действительности, а также об удалении указанных сведений являются авторы и распространители таких сведений.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежали.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
При вынесении решения суд первой инстанции полно и всесторонне изучил материалы дела. ООО "Яндекс" не является надлежащим ответчиком.
Решение Суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а также содержит в себе исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактических обстоятельств дела.
ООО "Яндекс" не публикует отзывы в интернете от своего имени, авторами отзывов являются пользователи сервиса.
Как пояснял Яндекс в суде первой инстанции, сервис Яндекс.Бизнес (https://yandex.ru/business/companies/, Сервис) является составной частью сервиса Яндекс.Карты (https://maps.yandex.ru/) и представляет собой справочно-информационный сервис, который предоставляется Яндексом в соответствии с Условиями использования сервиса Яндекс.Бизнес, опубликованными по адресу: https://yandex.ru/legal/clients_termsofuse/ (Условия) (имеется в материалах дела).
Сервис предусматривает функциональную возможность размещения, просмотра и поиска информации об организациях, расположенных по адресам, отображаемым в сервисе Яндекс.Карты, включая сведения об адресе, наименовании, контактных данных, режиме работы, информацию об оказываемых услугах/ реализуемых товарах (Организация). Сервис предоставляется пользователям (включая организации) бесплатно.
Сервис предоставляет Организации возможность создания своей карточки -информационного блока, содержащего информацию об Организации в Сервисе (Карточка организации).
Согласно п. 2.1 Условий Сервис предоставляет функциональную возможность размещения, просмотра и поиска информации об организациях (данных организаций), расположенных по адресам, отображаемым в сервисе Яндекс.Карты.
Согласно п. 2.2 Условий, информация, указанная Сервисе, носит справочный характер.
Функциональные возможности Сервиса и размещенные в нем данные организации не предназначены для их использования с целью установления юридически значимых фактов, выражения объективной оценки ООО "Яндекс" относительно деятельности организации и рекомендаций относительно обращений к их товарам и услугам.
В рамках использования Сервиса пользователь сети "Интернет" (Пользователь) имеет возможность публикации отзыва на странице соответствующей карточки организации в Сервисе, который описывает его опыт обращения к услугам и (или) приобретения товаров организации. Данные обстоятельства также подтверждались в аналогичных делах с указанием на то, что Сервис Яндекс.Карты создан по модели интернет-форума, позволяющей пользователям размещать на сайте свои комментарии без предварительной проверки.
Текст отзыва составляется и публикуется Пользователем самостоятельно, при этом Пользователь может опубликовать отзыв как от своего имени (публично отображаемого имени, указанного пользователем при регистрации учетной записи сервисов Яндекса), так и анонимно.
Указанный Истцом отзыв опубликован пользователем под именем "Сергей К.".
Согласно п. 4.2 Условий Пользователь самостоятельно определяет порядок и цели использования Сервиса и несет ответственность за такое использование.
Пользователь самостоятельно несет ответственность, включая ответственность перед клиентами Сервиса и третьими лицами, за действия, совершенные им с использованием функций Сервиса, а также за соответствие содержания любой информации, полученной/направленной с использованием Сервиса, требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 4.3 Условий Пользователь, разместивший отзыв в Сервисе, самостоятельно и всецело несёт все риски и ответственность за содержание предоставленной им информации, ее соответствие законодательству, полноту, корректность и достоверность.
ООО "Яндекс" не несет ответственности за размещение Пользователем (в том числе, в недобросовестных целях) отзывов, не соответствующих действительности, неактуальных, нарушающих права и законные интересы третьих лиц, а также не подтверждает и не опровергает соответствие законодательству, корректность и достоверность таких отзывов.
Таким образом, ООО "Яндекс" не определяет состав размещаемой пользователем информации, не инициирует загрузку, а также не осведомлен о характере взаимоотношений, установившихся между пользователем и организацией.
Учитывая объем пользователей Сервиса и количество ежедневно публикуемых отзывов, ООО "Яндекс" не может быть осведомлен о содержании каждого отзыва, и, тем более, не имеет возможности проводить проверку фактической достоверности текстов.
Истец указывает на то, что пользователь под ником "Сергей К.". якобы высказывается в своем отзыве о незаконной деятельности Истца, однако в данном отзыве не содержатся утверждения о нарушении Истцом каких-либо положений законодательства.
ООО "Яндекс" предоставляет владельцам Карточек Организации в Сервисе возможность опровергать спорные сведения самостоятельно путем добавления/исправления/уточнения данных Организации.
В случае, если лицо полагает, что оставленный пользователем отзыв не соответствует действительности или каким-либо образом нарушает его права, ООО "Яндекс" предоставляет в рамках Сервиса функциональную возможность обращения с жалобой на отзыв. На странице https://yandex.ru/support/sprav/manage/reviews.html (имеется в материалах дела) описана подробная процедура подобных обращений, а также представлен список требований к отзывам, за несоблюдение которых отзыв может быть исключен из публикации по жалобе третьих лиц.
ООО "Яндекс" не является надлежащим ответчиком.
Ввиду того, что ООО "Яндекс" не является автором публикуемых Пользователями отзывов и не несет ответственности за публикуемую пользователями Сервиса информацию, ООО "Яндекс" не является надлежащим ответчиком по делу.
Согласно п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" (Постановление ВС РФ N 3), если лицо, распространившее сведения, установить невозможно, гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением об установлении соответствующего факта в особом порядке.
Истцом в суде первой инстанции не были предъявлены соответствующие требования о признании информации, не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию Истца, в порядке особого производства.
В соответствии с п. 7 Постановления ВС РФ N 3 по делам данной категории необходимо установить:
- факт распространения ответчиком сведений об истце;
- порочащий характер этих сведений и
- несоответствие их действительности.
При отсутствии хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
ООО "Яндекс" не является распространителем сведений об Истце.
Истец в своей апелляционной жалобе ссылается на наличие у ООО "Яндекс" статуса СМИ, данное утверждение не соответствует действительности.
ООО "Яндекс" не является ни автором спорного отзыва, ни лицом, зарегистрированным в качестве СМИ.
Согласно п. 2.4. Условий Сервис предоставляет Пользователям возможность размещения отзывов об организации на условиях, опубликованных по адресу: https://yandex.ru/support/sprav/manage/reviews.html.
ООО "Яндекс" не является автором публикуемых сведений, не инициировал их загрузку и не может повлиять на состав размещаемой пользователями информации. ООО "Яндекс" также не является участником отношений, описываемых в отзывах, так как не состоит в правоотношениях ни с автором сведений, ни с описываемой им организацией. Соответственно, ООО "Яндекс" не является распространителем информации в понимании Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Истцом не приведено доводов, которые свидетельствовали бы о распространении спорной информации ООО "Яндекс".
На основании вышеизложенного ООО "Яндекс" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как не является автором отзывов в отношении Истца, не несет ответственности за опубликование клиентами Истца (Пользователями Сервиса) отзывов об оказанных услугах, не вправе оценивать мнение пользователей, высказанных в отзывах, на соответствие опубликованной информации действительности.
Истцом не доказан порочащий характер информации.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной или предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию юридического лица (п. 7 Постановления ВС РФ N 3).
Как было указано выше, любая информация, указанная Сервисе, носит справочный характер.
ООО "Яндекс" не может самостоятельно провести проверку соответствия действительности указанных Пользователем фактических обстоятельств в рамках оказания услуг, в том числе установить факты, на которые ссылается Истец в Исковом заявлении.
Истец не представил доказательств несоответствия размещенной информации действительности.
Факт несоответствия действительности оспариваемых сведений является обстоятельством, имеющим значение при рассмотрении дела о защите деловой репутации. При отсутствии установленного факта несоответствия действительности оспариваемых сведений, иск о защите деловой репутации не может быть удовлетворен судом.
Игнорирование вопроса о недостоверности информации, указанной Истцом в иске, несет угрозу нарушения прав пользователей, обладающих правом на свободное выражение своего мнения и получения достоверной информации о товарах и услугах Истца.
При подходе, согласно которому лицо может заявить о недостоверности любой информации, невыгодной или нежелательной для него, без какой-либо проверки обоснованности таких заявлений, ставится под угрозу функционирование множества площадок, предназначенных для выражения пользователями своего мнения и описания опыта обращения к услугам и товарам лиц.
Попытки скрыть о себе любую информацию, содержащую негативный подтекст, даже если такая информация отражает субъективное мнение потребителя или является в действительности достоверной, может быть рассмотрена как злоупотребление правом и нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц и владельцев электронных сервисов.
Сервис Ответчика позволяет Пользователям размещать на сайте свои отзывы без предварительной проверки. Такие отзывы могут быть как отрицательными, так и положительными и касаться деятельности организации, при этом такие отзывы носят характер субъективного мнения лиц, выразивших свое мнение о деятельности истца.
Предоставленные Истцом доказательства не подтверждают несоответствие действительности информации, изложенной в спорном отзыве.
Таким образом, Истец не предоставил в суде первой инстанции доказательств, подтверждающих несоответствие действительности сведений, изложенных в отзыве.
Предъявление требований к ООО "Яндекс" об удалении информации, порочащей деловую репутацию, невозможно, так как такая обязанность может возникнуть только на основании вступившего в законную силу решения суда по иску к лицу, которое распространило соответствующие сведения. Соответствующее решение Истец не представил. ООО "Яндекс" спорные сведения не распространял.
Указанный истцом отзыв является выражением субъективного мнения и взглядов пользователя.
Как верно установил суд первой инстанции информация, содержащаяся в спорном отзыве, является субъективным мнением неизвестного лица и представляет собой его мнение и оценочное суждение.
В п. 9 Постановления ВС РФ N 3 разъяснено, что при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
При рассмотрении данной категории дел, суды также учитывают ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на свободу мысли и слова.
В иске Истец просит обязать ООО "Яндекс" удалить отзыв, размещенный в карточке организации в Сервисе, который относится к деятельности Истца.
Однако данные сведения размещены пользователем и отражают его субъективную оценку относительно опыта обращения к услугам Истца.
Пользователь, размещая свой отзыв в Сервисе, реализует свое право на свободу слова и распространения информации, а иные пользователи вправе иметь доступ к таким сведениям, и быть проинформированными о качестве товаров/услуг владельцев карточек организаций в Сервисе.
При этом достоверность данной информации презюмируется, пока иное не будет установлено судом в надлежащем порядке.
Исключение же отзыва по любому обращению лица, несогласного с содержанием публикации, несет угрозу нарушения прав неограниченного круга лиц на доступ к значимой для них информации, а также прав автора на распространение данной информации и выражения своего мнения, и ставит под сомнение саму целесообразность создания сервисов, где пользователи могут свободно донести свою позицию относительно качества работ/услуг организаций.
К настоящему моменту в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие недостоверность информации, указанной в иске, следовательно, отсутствует один из элементов состава, требуемого для удовлетворения требований Истца согласно п. 7 Постановления ВС РФ N 3.
Таким образом, у ООО "Яндекс" отсутствуют какие-либо правовые основания для исключения спорной информации из Сервиса до ее признания недостоверной в надлежащем порядке, ООО "Яндекс" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 октября 2023 года по делу N А40-144665/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-144665/2023
Истец: ООО "ЭКСПЕРТ-КОНСАЛТИНГ"
Ответчик: ООО "ЯНДЕКС"