26 декабря 2023 г. |
Дело N А72-10751/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сафаевой Н.Р., судей Барковской О.В., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой С.С.,
в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Согласие" к Управлению жилищно - коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Фонда модернизации жилищно - коммунального комплекса Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Согласие" обратилось в арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Управлению жилищно- коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, часть помещений в которых является муниципальной собственностью, и пени за соответствующие периоды просрочки в оплате.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска и Фонд модернизации жилищно - коммунального комплекса Ульяновской области.
До завершения рассмотрения дела ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по части предъявленных исковых требований. В этой связи истец уменьшил сумму исковых требований, ограничив ее размером задолженности и пени, предъявленных в пределах срока исковой давности, в частности, истец просил взыскать с ответчика задолженность по взносам в общей сумме 558 854 рубля 60 копеек, а также пени за период просрочки в оплате с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 05.10.2023 в общей сумме 124 342 рубля 54 копейки. Указанные уточнения были приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2023 исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что он не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку полномочия собственника по управлению муниципальным имуществом города Ульяновска возложены на муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие применительно к статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в силу разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены (изменения) судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, в силу нижеследующего.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 12, 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Согласие" на основании договоров управления многоквартирным домом от 01.07.2018, 13.08.2018, 15.08.2018, 15.08.2018, 01.06.2018, 18.06.2018, 28.09.2018, 24.02.2020, 01.06.2018, 22.07.2019, 15.06.2018, 01.06.2018, 12.11.2019 и решений общего собрания собственников помещений многоквартирных домов N 19 по ул. Богдана Хмельницкого, N 17 по ул.Богдана Хмельницкого, N 38 по ул. Полбина, N 36 по ул. Полбина, N 12 по ул. Рябикова, N 5 по ул. Рябикова, N 57 по ул. Октябрьская, N 41 по ул.Октябрьская, N 32 по ул.Октябрьская, N5 по пр-ду Высотный, N21 по ул. Станкостроителей, N1А по ул.Терешковой, N6 по пр-ду Полтавский является управляющей организацией в отношении перечисленных многоквартирных домов.
Общим собранием собственников помещений указанных многоквартирных домов было принято решение о способе формирования фонда капитального строительства путем перечисления взносов на специальных банковский счет, владельцем которого определен Фонд модернизации жилищно - коммунального комплекса Ульяновской области.
Ввиду образования задолженности на стороне публично-правового образования - муниципального образования "город Ульяновск" по взносам на капитальный ремонт помещений, находящихся в названных многоквартирных домах, истцом была направлена ответчику досудебная претензия от 23.01.2023 с требованием о погашении задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Ответчик задолженность не погасил, сославшись на пропуск срока давности и отсутствие у него правомочий собственника в отношении объектов муниципальной собственности, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, определив надлежащего ответчика по иску, руководствуясь статьями 36, 39, 153, 155, 158, 169, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в пункте 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В пункте 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Уставом муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 40 Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом: решение вопросов от имени муниципального образования "город Ульяновск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской Думы.
В силу пункта 4 статьи 51 Устава главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций между территориальными органами и подразделениями администрации на основании положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.4.1. Положения). Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Помимо этого, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положению ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2018 N 189, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска, которое в настоящий момент переименовано в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска.
Аналогичным образом была распределена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" и на последующий спорный период 2022 года, что следует из решения Ульяновской Городской Думы от 09.12.2020 N 57 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
В этой связи апелляционный суд считает утверждения ответчика о его ненадлежащем процессуальном статусе неверными, надлежащим ответчиком по предъявленному иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска.
Размер задолженности, произведенный истцом с учетом тарифов, утвержденных постановлением правительства Ульяновской области от 31.01.2019 N 35-П "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области", а также тарифов, установленных собственниками помещений дома N 32 по ул. Октябрьская и N 1А по ул. Терешковой, подтверждается материалами дела; доказательств его погашения в ответчиком не представлено.
Проверяя законность и обоснованность начисления истцом ответчику пени, рассчитанных по правилам частей 1, 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит каких-либо арифметических ошибок в их расчёте, а также учитывает, что ответчиками контррасчёт финансовых санкций в материалы дела представлен не был.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются ввиду освобождения ответчика от уплаты госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2023 по делу N А72-10751/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10751/2023
Истец: ООО "УК СОГЛАСИЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: УМС Администрации города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация г. Ульяновска