г. Москва |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А41-44957/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "МОСТРАНСАВТО" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.10.2023 по делу N А41-44957/23, принятое судьей Н.А. Чекаловой, по иску Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ИНН 5024105481, ОГРН 1095024003910) к АО "МОСТРАНСАВТО" (ИНН 5047227020, ОГРН 1195081037777) с иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 947187,14 руб. в бюджет Московской области, начисленных на неосновательно полученную субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Минтранс, министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Акционерному обществу "Мострансавто" (далее - АО "Мострансавто", общество, ответчик) с иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 947187,14 руб. в бюджет Московской области, начисленных на неосновательно полученную субсидию.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.10.2023 по делу N А41-44957/23 исковые требования удовлетворены частично: с АО "МОСТРАНСАВТО" в пользу Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 922112,43 руб. в бюджет Московской области.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель АО "МОСТРАНСАВТО" поддержалд доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 05.03.2022 истцом было размещено публичное предложение о согласовании с перевозчиками размера компенсации на 2022 год, согласно Государственной программе Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" на 2017-2026 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 782/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" на 2017-2026 годы".
09.03.2022 между истцом и ответчиком заключено соглашение о согласовании размера компенсации N 2022/1.
По результатам размещения публичного предложения между сторонами заключены:
- Соглашение о предоставлении из бюджета Московской области субсидии на возмещение АО "Мострансавто" недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием установленных законами Московской области мер социальной поддержки по проезду на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам отдельным категориям граждан из числа семьи и детей, имеющим место жительства в Московской области N 22СИ-146 от 25.03.2022.
- Соглашение о предоставлении из бюджета Московской области субсидии на возмещение АО "Мострансавто" недополученных доходов, возникающих при выполнении работ автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, за исключением отдельных категорий граждан из числа семьи и детей, и в период с 1 по 12 мая (включительно) ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Российской Федерации странах СНГ, и лицам их сопровождающим, для которых установлены меры социальной поддержки N 22СИ-147 от 25.03.2022.
Субсидия перечислена платежными поручениями N 807 от 25.03.2022 на сумму 1861219,75 руб., N 1327 от 11.04.2022 на сумму 3067973,17 руб., N 1542 от 14.04.2022 на сумму 4586537,74 руб., N 2278 от 16.05.2022 на сумму 5346300,71 руб., N 2923 от 15.06.2022 на сумму 5296407,86 руб., N 3649 от 15.07.2022 на сумму 5525021,27 руб., N 5517 от 21.09.2022 на сумму 4745169,97 руб., N 6517 от 25.10.2022 на сумму 10513102,55 руб., N 7064 от 23.11.2022 на сумму 7050795,17 руб.
Как указывает истец, по итогам проведенного внепланового аудиторского мероприятия министерством установлено, что размер средней стоимости проезда не соответствует порядку расчета, предусмотренного распоряжением Минтранса от 05.03.2022 N 175-Р.
На основании соглашения между Минтрансом и АО "Мострансавто" о согласовании размера средней стоимости поездки по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, используемой при компенсации из бюджета московской области недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот и скидок при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по указанным маршрутам регулярных перевозок от 18.04.2023 N 22СИ-387 определено, что сумма переплаченной субсидии составляет 19234900,56 руб., которая подлежит возврату в бюджет Московской области.
Как пояснил истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции, на основании указанного соглашения истцом удержана сумма излишне уплаченной субсидии в размере 19234900,56 руб.
Истец полагает, что удержанные денежные средства являлись неосновательным обогащением ответчика, на которое подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами.
Как следует из пояснений истца, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, им произведен расчет процентов в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 25.03.2022 (дата первого перечисления денежных средств) по 18.04.2023 (дата удержания денежных средств).
В претензии к ответчику истец потребовал уплатить проценты, после чего обратился в суд с иском.
Признавая заявленные требования истца правомерными, суд первой инстанции руководствовался тем, что договором, заключенным сторонами, предусмотрена ответственность общества за использование субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что неверный размер субсидии был рассчитан на основании сведений, представленных самим ответчиком (нерегулируемый тариф).
При принятии решения судом первой инстанции принято во внимание, что денежные средства сверх положенных израсходованы обществом не по целевому назначению, что свидетельствует о возникновении на стороне лица получившего субсидию, неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции, пересчитав расчет процентов с учетом моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации N 497, частично удовлетворил исковые требования в размере 922 112,43 руб.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (п. 1 ст. 395 ГК РФ).
Пунктом 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) разъяснено, что в случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму как неосновательное обогащение и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном ст. 395 и 1107 ГК РФ. К отношениям сторон по исполнению условий договора о предоставлении субсидии могут быть применены нормы ГК РФ.
Как было указано выше, 09.03.2022 между истцом и ответчиком заключено соглашение о согласовании размера компенсации N 2022/1.
В соответствии с пунктом 1 указанного соглашения, Министерство обязуется предоставить перевозчику компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот и скидок, указанных в пунктах 2,3 соглашения, за период с 01.01.2022 по 31.11.2022 в виде субсидий из бюджета Московской области, определенных согласно пункту 4 соглашения, в порядке установленном Правительством Московской области.
Мотивируя заявленные требования, истец отмечает, что внеплановым аудиторским мероприятием установлено, что размер средней стоимости проезда не соответствует порядку расчета, предусмотренного распоряжением Минтранса от 05.03.2022 N 175-Р.
Вместе с тем, в материалы дела результаты вышеуказанной проверки не представлены.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств, что размер субсидии был завышен в результате виновных действий ответчика.
Так, в соответствии с пунктом 1 соглашения N 22СИ-38 от 18.04.2023 между истцом и ответчиком стороны договорились установить размер средней стоимости поездки по маршрутам обслуживаемых перевозчиком в 2022 году по нерегулируемым тарифам и согласованных в соглашении от 09.03.2022 N 2022/1.
В соглашении N 22СИ-38 от 18.04.2023 стороны пришли к следующему:
1) с учетом согласованного размера компенсации, Акта сверки взаимных расчетов, сумма средств Субсидии, подлежащая перечислению Перевозчику по Соглашению о предоставлении из бюджета Московской области субсидии на возмещение АО "МОСТРАНСАВТО" недополученных доходов, возникающих при выполнении работ автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, за исключением отдельных категорий граждан из числа семьи и детей, и в период с 1 по 12 мая (включительно) ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Российской Федерации и странах СНГ, и лицам их сопровождающим, для которых установлены меры социальной поддержки, от 25.03.2022 г. N 22СИ-147 (далее - Соглашение о предоставлении Субсидии 1) за период с 01.01.2022 по 30.11.2022 составляет 262 271 344 (двести шестьдесят два миллиона двести семьдесят одна тысяча триста сорок четыре) рубля 97 копеек (далее - Субсидия 1).
2) с учетом фактически перечисленной Перевозчику суммы средств субсидии по Соглашению о предоставлении Субсидии 1 в размере 278 309 147 (двухсот семидесяти восьми миллионов трёхсот девяти тысяч ста сорока семи) рублей 08 копеек, сумма средств Субсидии 1 в размере 16 037 802 (шестнадцати миллионов тридцати семи тысяч восьмисот двух) рублей И копеек подлежит возврату Перевозчиком в бюджет Московской области.
3) с учетом согласованного размера компенсации, Акта сверки взаимных расчетов, сумма средств Субсидии, подлежащая перечислению Перевозчику по Соглашению о предоставлении из бюджета Московской области субсидии на возмещение АО "МОСТРАНСАВТО" недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием установленных законами Московской области мер социальной поддержки по проезду на автомобильном транспорте по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам отдельным категориям граждан из числа семьи и детей, имеющим место жительства в Московской области от 25.03.2022 г. N 22СИ-146 (далее - Соглашение о предоставлении Субсидии 2) за период с 01.01.2022 по 30.11.2022 составляет 52 127 277 (пятьдесят два миллиона сто двадцать семь тысяч двести семьдесят семь) рублей 62 копейки (далее - Субсидия2).
4) с учетом фактически перечисленной Перевозчику суммы средств субсидии по Соглашению о предоставлении Субсидии 2 в размере 55 324 376 (пятидесяти пяти миллионов трёхсот двадцати четырёх тысяч трёхсот семидесяти шести) рублей 07 копеек, сумма средств Субсидии 2 в размере 3 197 098 (трёх миллионов ста девяноста семи тысяч девяноста восьми) рублей 45 копеек подлежит возврату Перевозчиком в бюджет Московской области.
4. Получатель обязуется добровольно вернуть излишне уплаченные по Соглашению о предоставлении Субсидии 1 средства Субсидии 1 в размере 16 037 802 (шестнадцати миллионов тридцати семи тысяч восьмисот двух) рублей 11 копеек и по Соглашению о предоставлении Субсидии 2 средства Субсидии 2 в размере 3 197 098 (трёх миллионов ста девяноста семи тысяч девяноста восьми) рублей 45 копеек на расчетный счет Министерства в срок не позднее 30 дней с момента заключения настоящего Соглашения путем перечисления денежных средств на соответствующие реквизиты.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Исходя из принципа свободы договора (пункт 1 статьи 421 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ) указание в соглашении о том, что стороны добровольно договорились установить размер средней стоимости поездки по маршрутам обслуживаемых перевозчиком в 2022 году по нерегулируемым тарифам, в связи с чем субсидия была пересчитана, исключает возможность образования на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Судом и истцом не учтено, что в соглашении от 18.04.2023 установлен 30-ти дневный срок с момента заключения соглашения на добровольный возврат средств субсидии.
С учетом изложенного, в отсутствие доказательств недобросовестности ответчика, его виновности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у АО "МОСТРАНСАВТО" не могло возникнуть обязательство по возврату денежных средств ранее даты заключения соглашения N 22СИ-38 от 18.04.2023.
Принимая во внимание, что истец на дату обращения с иском произвел удержание переплаченной субсидии, а также с учетом периода взыскания процентов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в настоящем случае отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного суд первой инстанции необоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме. Решение подлежит отмене, в удовлетворении иска суд апелляционной инстанции отказывает.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание удовлетворение апелляционной жалобы, с Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в пользу АО "МОСТРАНСАВТО" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.10.2023 по делу N А41-44957/23 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в пользу АО "МОСТРАНСАВТО" государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44957/2023
Истец: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО
Ответчик: АО "МОСТРАНСАВТО"