г. Пермь |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А60-38105/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Герасименко Т.С., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.
при участии:
от ОАО "ДИНУР" - Фролова И.Б., доверенность от 26.02.2024, диплом; Сафонов А.А., доверенность от 29.04.2024, диплом;
от Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области - Чадова А.О., доверенность от 27.12.2022, диплом; Самарина Е.Н., доверенность от 18.01.2024, Дмитриева М.Е., доверенность от 18.01.2024 (с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел");
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "ДИНУР" и Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 января 2024 года
по делу N А60-38105/2023
по заявлению открытого акционерного общества "Первоуральский динасовый завод" (ИНН 6625004698, ОГРН 1026601501563, сокращенное наименование - ОАО "ДИНУР")
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014, ОГРН 1126625000017)
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 12-04 от 21.02.2023,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ДИНУР"" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N12-04 от 21.02.2023 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в сумме 32 407 113,00 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2024 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части доначисления НДПИ в сумме 9 675 108 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в признании недействительным доначисления НДПИ в сумме 22 732 005 руб., соответствующих пеней и штрафов; в остальной части решение оставить в силе.
В апелляционной жалобе заявитель отмечает, что суд при рассмотрении дела делает вывод о соответствии полезного ископаемого, полученного в карьере после первичной обработки требованиям ГОСТ 9854-81 "Кварциты кристаллические для производства динасовых изделий" и требованиям ТУ-1511-027-59284560- 2004 "Кварцит кристаллический Первоуральский". Однако данный вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела, так как полезное ископаемое в карьере после первичной обработки соответствует по своим показателям ТУ 1511-004-00188162-2013 "Кварцит сырой (добычной)", ТУ 08.99.29-182- 00187085-2020 "Кварцит добычной" и подлежит дальнейшей переработке. Требования ГОСТ 9854-81 "Кварциты кристаллические для производства динасовых изделий" определены совершенно другими параметрами и ограничивает нижнее содержание в кварците SiО2 девяносто семью процентами (97%). Товарной продукцией общества является кварцит, полученный в результате переработки (обогащения) кварцита добычного, соответствующий требованиям ГОСТ 9854-81 и ТУ 1511-027-59284560-2004, которые регламентируют требование к кварциту, который используется в других отраслях промышленности. Этап добычи кварцита ОАО "ДИНУР" заканчивается первичной обработкой добытого полезного ископаемого в карьере и погрузкой его на автомобильный транспорт для вывоза его из карьера. Процесс переработки не относится к процессу добычи кварцита, является самостоятельным процессом, в результате которого вырабатывается продукция высокой степени передела, которая соответствует требованиям ТУ 1511-027-59284560-2004, ГОСТ 9854-81 и может быть использована для производства динасовых изделий, ферросплавов, кремния кристаллического. Данный факт подтверждается предоставленными документами, письмами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 17.10.2019 N 12-82/1770, Федерального агентства по недропользованию N 63 от 24.01.2023, протоколом заседания центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию. Поэтому вывод суда о необходимости исчисления налоговой базы НДПИ исходя из цены реализации противоречит фактическим обстоятельствам и требованиям норм действующего законодательства.
В судебном заседании представители заявителя на доводах жалобы настаивали.
Дополнения к апелляционной жалобе расценены апелляционным судом в качестве письменных пояснений по делу и приобщены к материалам дела на основании статьи 81 АПК РФ.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда, также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части признания недействительным доначисления НДПИ в сумме 9 675 108 руб., соответствующих сумм налоговых санкций и пени.
В жалобе налоговый орган ссылается на то, что в соответствии с положениями статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не являются объектом налогообложения НДПИ только те полезные ископаемые, которые перечислены в пункте 2 указанной статьи. Добываемые вскрышные породы в исключающий перечень не входят. Налогообложение вскрышных пород предусмотрено пунктом 3 статьи 337 Кодекса, где полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения). Положениями статьи 340 НК РФ для налогообложения вскрышных пород предусмотрена налоговая ставка 0%, но в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, который определен Правительством Российской Федерации. Поскольку по заявлению общества такие нормативы не утверждены, доначисление НДПИ в сумме 9 675 108 руб. является правомерным.
В судебном заседании представители налогового органа доводы своей жалобы поддержали.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу налогового органа, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции отказать.
От налогового органа поступили возражения на апелляционную жалобу заявителя, а также дополнения к отзыву, которые приобщены к делу на основании статьи 81 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт от 24.08.2022, дополнения к акту от 20.01.2023 N 12-04 и вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.02.2023 N 12-04.
Указанным решением в оспариваемой его части налогоплательщику доначислен НДПИ за налоговые периоды 2018-2020 гг. в сумме 32 407 113 руб., соответствующий штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Основанием для доначисления НДПИ в сумме 22 732 005 руб. явился вывод налогового органа о занижении обществом налоговой базы в отношении добываемых кварцитов в связи с их оценкой исходя из расчетной стоимости (пункт 4 статьи 340 НК РФ), а не сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации кварцитов (пункт 3 статьи 340).
Основанием для доначисления НДПИ в сумме 9 675 108 руб. явился вывод налогового органа о занижении обществом налоговой базы на стоимость вскрышных пород, образовавшихся в результате деятельности по добыче кварцитов и соответствующих по своим показателям продукции "Смесь щебня кварцитового", используемой обществом как в своем производстве, так и реализуемой на сторону.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в УФНС России по Свердловской области с апелляционной жалобой.
Решением вышестоящего налогового органа от 21.04.2023 N 13-06/11484@, решение инспекции отменено в части начисленных штрафных санкций.
Не согласившись с решением инспекции в части начисленного НДПИ в сумме 32 407 113,00 руб., соответствующих сумм пени, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзывах на них, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 337 НК РФ одним из видов добытого полезного ископаемого является горнорудное неметаллическое сырье, в том числе карбонатные породы для металлургии (абразивные породы, жильный кварц, кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы) (подпункт 7).
В целях определения полезного ископаемого для целей обложения НДПИ Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25.06.2019 N 1517-О разъяснил, что в силу пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых - по общему правилу и при наличии иных юридически значимых оговорок - признаются полезные ископаемые, добытые из недр. При этом правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости", данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке. При этом вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
В соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Комплекс технологических операций (процессов) может включать: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
К процессу добычи полезного ископаемого относятся те операции, которые не изменяют основной характер продукта, но связаны с доведением его до состояния, соответствующего утвержденному стандарту.
По смыслу вышеуказанных норм налогового законодательства во взаимосвязи с положениями Закона о недрах, возникновение объекта обложения НДПИ в определенных случаях связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения технологических операций, включенных в технический проект разработки месторождения полезных (горнодобывающая промышленность) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 N 375-О).
В условиях же переработки добытого полезного ископаемого возникает продукция обрабатывающей промышленности, не признаваемая объектом обложения НДПИ в силу вышеуказанных положений статьи 337 НК РФ.
При этом основополагающим критерием разграничения технологических операций, входящих в технологический комплекс по добыче конкретного полезного ископаемого и закрепленных в техническом проекте (горнодобывающая промышленность), от технологических операций, составляющих суть перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, является неизменность основного характера продукта.
Результатом переработки полезного ископаемого, как комплекса сложных механических, физических и химических процессов с применением особых технологий и специального оборудования, выступает качественно новый продукт с иным минеральным, химическим составом и физико-механическими свойствами (постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.03.2005 N 12742/04, от 22.01.2008 N 4822/07, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2021 N 309-ЭС21-1456).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого добытого полезного ископаемого (ДПИ) как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 340 НК РФ предусмотрено, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации ДПИ (подпункт 2 пункта 1);
- исходя из расчетной стоимости ДПИ (подпункт 3 пункта 1).
При этом второй из указанных способов применяется только в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого (пункт 4 статьи 340).
Не соглашаясь с доначислением НДПИ в размере 22 732 005 руб., общество настаивает, что реализует кварциты, соответствующие ГОСТ 9854-81 "Кварциты кристаллические для производства динасовых изделий" и требованиям ТУ-1511-027-59284560-2004 "Кварцит кристаллический Первоуральский", однако добываемые обществом кварциты не соответствуют данным требованиям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ДИНУР" осуществляет добычу кварцитов на месторождении участка недр - гора Караульная, расположенного в 5 км к юго-западу от г. Первоуральск Свердловской области, на основании лицензии на право пользования недрами СВЕ N 02068 ТЭ, выданной Департаментом по недропользованию по Уральскому Федеральному округу. Срок действия лицензии до 01.08.2028.
Согласно условиям недропользования (приложение N 1 к Лицензии СВЕ N 02068 ТЭ) добыча кварцитов на месторождении осуществляется с целью получения товарной продукции, соответствующей требованиям ГОСТ и технических условий, для огнеупорной промышленности, металлургической промышленности и для получения кристаллического кремния.
Оценка запасов кварцитов месторождения "гора Караульная" утверждена протоколом заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР N 7207 от 28.08.1974 о рассмотрении материалов отчета "Месторождение кварцитов "Гора Караульная" в Первоуральском районе на Среднем Урале. Протоколом заседания ТКЗ при комитете природных ресурсов по Свердловской области N 14 от 23.06.2000 утверждены переоцененные запасы месторождения кварцитов по состоянию на 01.01.1998.
Вышеуказанными протоколами запасы кварцитов месторождения "Гора Караульная" оценены на соответствие их качественных характеристик требованиям ГОСТ 9854-81 "Кварциты кристаллические для производства динасовых изделий" и ТУ-1511-027-59284560-2004 "Кварцит кристаллический Первоуральский" (взамен ТУ 14-8-99-90 для металлургической промышленности).
На добычу кварцитов недропользователем разработан технический проект, в соответствии с разделом 2.5 которого "Характеристика полезного ископаемого" кварциты месторождения "Гора Караульная" представляют собой полиминеральную крупно-, средне-, мелкокристаллическую породу; по минералогическому составу состоят из кварца (SiО2) при доле содержания этого минерала - 92-99,5%.
Кварциты с характеристиками, соответствующими требованиям ГОСТ 9854-81 "Кварциты кристаллические для производства динасовых изделий" и ТУ-1511-027-59284560-2004 "Кварцит кристаллический Первоуральский", получаются при исполнении комплекса добычных работ в соответствии с технологическими инструкциями, включающими процессы дробления, сортировки, промывки, подачи кварцитов огнеупорному цеху.
Кварцит, соответствующий требованиям ТУ-1511-027-59284560-2004 "Кварцит кристаллический Первоуральский", предназначен для использования в качестве основного сырья для производства огнеупоров, при производстве ферросплавов, кристаллического кремния, в качестве флюсов в медеплавильной промышленности и других целей.
Аналогичные требования и характеристики кварцитов утверждены вышеуказанными протоколами комиссий (N 7207 от 28.08.1974, протокол N 14 от 23.06.2000). В пункте 2.8 протокола N 14 от 23.06.2000 отмечено высокое качество кварцитов Южного участка месторождения; 93% запасов кварцитов отнесено к динасовым сортам К98 и К97. Флюсовые кварциты составляют 5,3%, некондиционные - 1,7% (стр.14-15 решения инспекции).
Оценка запасов кварцитов по химическому минеральному составу и оценка качественных характеристик на соответствие требованиям ГОСТ 9854-81 и ТУ-1511-027-59284560-2004 позволяют в целях налогообложения НДПИ отнести кварциты месторождения "Гора Караульная" к горнорудному неметаллическому сырью.
При этом общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОК 032-2002) относит кварцит к полезным ископаемым с кодом 145029235, то есть к продукции добывающей промышленности.
Также к продукции добывающей промышленности общероссийский классификатор ОК 032-2002 относит кварцит флюсовый (код 1450292351), кварцит динасовый (код 1450292352), кварцит для производства карбида кремния и кристаллического кремния (код 1450292353), кварцит для производства ферросплавов (код 1450292354), кварцит прочий (код 1450292359).
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2014) в качестве дополнительных видов деятельности с целью подготовки сырья к реализации относит к добычным работам такие виды деятельности как дробление, измельчение, очистка, просушка, сортировка, обогащение руды, обогащение угля, сжижение природного газа и агломерация твердого топлива. Перечисленные виды работ обычно выполняются хозяйствующими субъектами, которые расположены в районе добычи полезных ископаемых.
С учетом изложенных норм добытым полезным ископаемым на месторождении "Гора Караульная" являются кварциты, качественные характеристики которых соответствуют требованиям ГОСТ 9854-81 и ТУ-1511-027-59284560-2004.
Эти кварциты и реализуются обществом сторонним покупателям (ООО "Братский завод ферросплавов", ОАО "Суал-Кремний-Урал", ООО "МЕТАЛЕКС", ОАО "Уралэлектромедь", ООО "Святогор", ПАО "НЛМК", ООО "ТФЗ", прочие потребители).
Дробление, измельчение, очистка, просушка, сортировка и обогащение обществом кварцитов (ОК 029-2014) не приводит к принципиальным изменениям их качественных характеристик, которые бы позволили бы сделать вывод, что налогоплательщиком реализуется продукция не добывающей, а перерабатывающей промышленности.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, налоговым органом доказано, что видом добытого полезного ископаемого и реализованной товарной продукции является одно и то же полезное ископаемое - кварцит, соответствующее одним и тем же качественным характеристикам и одним стандартам, в связи с чем оценка стоимости полезного ископаемого должна производиться исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и сложившейся судебной практике (например, дело N А60-11461/2020).
С учетом изложенного в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения инспекции в части доначисления НДПИ в размере 22 732 005 рублей отказано правомерно. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Признавая недействительным доначисление НДПИ в сумме 9 675 108 руб. (по эпизоду обложения НДПИ вскрышных пород, образовавшихся в результате деятельности общества по добыче кварцитов и соответствующих по своим показателям продукции "Смесь щебня кварцитового"), суд первой инстанции исходил из того, что данная продукция, полученная в процессе добычи кварцитов (в том числе их дробления, измельчения, очистки, просушки, сортировки), уже была учтена при определении налоговой базы по НДПИ.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для переоценки этих выводов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого ДПИ (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
То есть объектом обложения НДПИ рассматриваются в том числе полезные ископаемые, попутно извлеченные из недр в процессе осуществления добычи основного полезного ископаемого.
Строительный камень как вид полезного ископаемого согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ относится к неметаллическому сырью, используемому в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 НК РФ налоговая ставка для этого вида полезного ископаемого установлена 5,5%.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, налоговая ставка 0 процентов применяется при добыче полезных ископаемых в отношении объемов, которые остаются во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, при наличии у налогоплательщика нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, которые утверждаются в составе проектной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 "Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства" этот порядок определен, в связи с чем применение налоговой ставки 0% напрямую связано с согласованием вышеуказанных нормативов содержания с Федеральным агентством по недропользованию.
Как установлено налоговым органом из справок маркшейдера, в проверяемом периоде осуществлена добыча полезного ископаемого - строительного камня из вскрышных пород. Согласно рабочему проекту на разработку месторождения "Гора Караульная" скальная вскрыша (сланцы) складируется в отвал пустых пород, который представляет собой смесь глинисто-сланцевых пород с обломками некондиционного кварцита. Породы вскрыши представлены перемятыми метаморфическими сланцами, некондиционными кварцитами и в меньшей степени глинистыми покровными образованиями с обломками и глыбами коренных пород. Кварциты и вмещающие породы охарактеризованы физико-механическими показателями.
В соответствии с ТУ 5711-029-00187085-2003 установленные качественные характеристики распространяются на смеси фракций щебня из кварцита месторождения "Гора Караульная", применяемых в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ. Смеси присваивается марка: СКВ-1 смесь щебня кварцитового фракции от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 20 мм; св. 20 до 40 мм.
Согласно "Ведомости движения готовой продукции N 16/1" за 2018-2020 годы по номенклатуре "Смесь щебня кварцитового" себестоимость этого вида продукции составила 65,56 рублей.
Согласно счетам-фактурам за 2018-2020 годы на отгрузку покупателям продукции по номенклатуре "Смесь щебня кварцитового" цена реализации строительного камня (щебня) составила 91 руб. (без НДС).
Несмотря на то, что продукция "Смесь щебня кварцитового" соответствует качественным характеристикам ТУ 5711-029-00187085-2003 и общество осуществляет количественный учет данного вида продукции (производит расчет ее себестоимости и осуществляет ее реализацию), при определении налоговой базы по НДПИ ее количество не учитывается налогоплательщиком.
На основании изложенного налоговый орган пришел к выводу, что, в нарушение ОАО "ДИНУР" не полностью учитывается количество добытого полезного ископаемого на месторождении "Гора Караульная" в целях налогообложения НДПИ.
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно установил, что балансовые запасы по месторождению "Гора Караульная" утверждены ГКЗ СССР 28.08.1974 (протокол N 7207). Из указанного протокола следует, что в балансовых запасах числится полезное ископаемое - кварцит. Вскрышные породы в балансовых запасах не числятся и не учитываются.
В спорный период разработка месторождения "Гора Караульная" велась на основании проекта "Реконструкция 1-й очереди Южного карьера месторождения кварцитов "Гора Караульная" для поддержания мощности за счет глубоких горизонтов", г. Екатеринбург, 2005 год, заключения экспертизы промышленной безопасности N 54-ПД-09145-2006 от 04.12.2006, утв. Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу N 04-15/9493 от 08.12.2006.
Проект "Техническое перевооружение опасного производственного объекта "Рудник кварцитовый с открытым способом разработки", per. N А54-00518-0002, III класс опасности. ОАО "ДИНУР", разработчик: ОАО Институт "Уралгипроруда", 2017 год, внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера 54-ТП-10919-2017 от 17.08.2017 Уральским управлением Ростехнадзора.
Из приведенных документов следует, что попутные полезные ископаемые и полезные компоненты на Южном участке месторождения "Гора Караульная", утвержденные и поставленные на государственный баланс, отсутствуют (пункт 2.6 проекта "Техническое перевооружение опасного производственного объекта "Рудник кварцитовый с открытым способом разработки").
В рабочем проекте 1993 года, раздел 7 "Мероприятия по комплексному использованию минерального сырья при добыче и переработке", на основании итогов лабораторных исследований ПГО "Уралгеология" и треста "Свердловскавтодор" содержатся следующие выводы:
- некондиционные кварциты по своим физико-механическим показателям отвечают требованиям, предъявляемым ТУ 43-57 "Камень бутовый";
- кроме этого, из кварцитов возможно получение строительного щебня марки 1200, пригодного для балластного слоя железнодорожного пути (ГОСТ 8267- 82 и ГОСТ 7302-70);
- скальная вскрыша, представленная метаморфическими сланцами, применения не находит, вследствие низких прочностных показателей, не может быть использована для производства строительных материалов.
Таким образом, исследование на пригодность вскрыши для производства строительных материалов проведены на стадии геологических работ.
Налоговым органом не подтверждена фактическая полезность и наличие качественных характеристик вскрышной породы.
Довод инспекции о том, что ОАО "ДИНУР" из вскрышных пород добывается строительный камень, который соответствует ТУ 5711-10029-00187085-2003 "Смеси фракций щебня из плотных горных пород для строительных работ" опровергается документами, имеющимися в материалах дела.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ОАО "ДИНУР" реализует продукцию "Смесь фракций щебня", который получен из отходов при переработке кварцита.
Приведенные обстоятельства подтверждаются актами маркшейдерского замера, производственными отчетами Рудника, налоговыми декларациями. Щебень кварцитовый, который образовался в процессе основного цикла переработки кварцита на УДСиО (отходы при переработке), уже был включен в налоговую базу по НДПИ.
Из предоставленных на проверку документов, а именно:
- актов маркшейдерского замера объемов горной массы, добытой на кварцитовом Руднике, помесячно за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
- производственных отчетов по Руднику помесячно за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
- ведомостей N 16/1 движения готовой продукции за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
- налоговых деклараций по НДПИ помесячно за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 следует, что щебень кварцитовый получен из кварцита добычного, который включен в налоговую базу.
Например, из производственного отчета по руднику за апрель 2018 года следует, что в апреле 2018 года всего добыто кварцита в количестве 21686 тонн, данный объем добытого кварцита включен в налоговую базу по НДПИ, что подтверждает налоговая декларация.
На УДСиО в процессе переработки добытого кварцита получено товарного кварцита в количестве 18 510,65 тонн, кроме того в процессе переработки получены отходы дробления в количестве 2 626,18 тонн,
На основании извещений службе технического контроля было предъявлено структурным подразделением-кварцитовым рудником для выдачи заключения на следующие виды продукции:
- от 02.04.2018 в количестве 463 тн смеси фракций щебня из отходов дробления кварцита на соответствие ТУ 5711-029-0087085-2003, наименование продукции - СКВ-ТНП, акт от 02.04.2018;
- от 09.04.2018 в количестве 500 тн кварцитовый заполнитель из отходов дробления кварцитов на соответствие ТУ 14-202-46-95, наименование продукции ЗКПЦ, акт от 09.04.2018;
- от 11.04.2018 в количестве 500 тн кварцитовый заполнитель из отходов дробления кварцита W на соответствие ТУ 14-202-46-95, акт от 11.04.2018 наименование продукции ЗКПЦ;
- от 11.04.2018 в количестве 500 тн кварцитовый заполнитель из отходов дробления кварцита на соответствие ТУ 14-202-46-95, акт от 11.04.2018 наименование продукции ЗКПЦ;
- от 23.04.2018 в количестве 489,180 тн кварцитовый заполнитель из отходов дробления кварцита на соответствие ТУ 14-202-46-95, акт от 23.04.2018 наименование продукции ЗКПЦ;
- от 02.04.2018 в количестве 174 тн шламовый отсев из отходов дробления кварцита, акт от 02.04.2018 наименование продукции шламовый отсев-ТНП.
Далее из сводки на продукцию, принятую ОТК и сданную на склад рудника за период с 01.04.2018 по 30.04.2018, следует, что вышеперечисленная продукция прошла контроль качества. Ведомость N 16/1 движения готовой продукции также подтверждает, что потребителям была отгружена продукция в том же количестве 2626,18 тонн (ЗКПЦ - 1989,18 тонн, шламовый отсев - 174 тонны, смеси фракций щебня СКВ - 463 тонны), которая получена в процессе переработки кварцита на УДСиО (отходы дробления), которая прошла контроль качества.
Оценив все доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что продукция, реализованная покупателям, не является продукцией, добытой из вскрыши, так как это отходы, полученные при дроблении кварцита, который уже был включен в налоговую базу при расчете НДПИ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе инспекции, сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2024 года по делу N А60-38105/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-38105/2023
Истец: ОАО "ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ДИНАСОВЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 30 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ