город Воронеж |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А14-14048/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от Администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области: Авдошина Н.И. представитель по доверенности от 01.08.2022 на 3 года удостоверение адвоката;
от Прокуратуры Семилукского района Воронежской области: Жаркова В.Н. представитель по доверенности N 8-18/67-2023 от 30.08.2023, сроком действия на 1 год, предъявлено служебное удостоверение;
от УФАС по Воронежской области: Субботин С.Г. - представитель по доверенности N ДЧ/8662/23 от 07.11.2023, сроком действия до 08.11.2024, предъявлено служебное удостоверение;
от Администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Семилукский сельский потребительский кооператив "Чаша": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2023 по делу N А14-14048/2022, по заявлению администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023601313812, ИНН 3628002904) о признании незаконным и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) от 27.05.2022,
третьи лица: Семилукский сельский потребительский кооператив "Чаша" (ОГРН 1193668047748, ИНН 3628020607), Прокуратура Семилукского района Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области (далее - администрация Семилукского СП) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, антимонопольный орган) от 20.05.2022 по делу N 036/01/17.1-207/2022 и предписания от 27.05.2022 по делу N 036/01/17.1-207/2022.
Дело рассматривалось с привлечением третьих лиц: Семилукского сельскьского потребительского кооператива "Чаша" (далее - потребительский кооператив), Прокуратура Семилукского района Воронежской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход положения Закона о защите конкуренции, на которые ссылается Управление, не применяется.
К материалам дела приобщены дополнения к апелляционной жалобе, поступившие от Администрации, а также отзыв и дополнение к отзыву, поступившие от УФАС по Воронежской области.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "12" часов "40" минут "20" декабря 2023 года.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Прокуратуры и УФАС по Воронежской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
09.01.2020 между Администрацией и ССПК "Чаша" заключен договор о передаче в аренду, согласно приложению N 1 имущества, принадлежащего Администрации на праве собственности.
Согласно приложению N 1 передаче подлежат водопроводы, водонапорные башни, скважины, колодца, буровые, т.е. имущество, используемое для водоснабжения. Датами ввода в эксплуатацию предаваемых в аренду объектов являются 1956, 1960, 1982, 1989, 2005 года.
По условиям договора, они пролонгируется на тех же условиях на каждый последующий год, если ни одна из сторон письменно не заявит о желании расторгнуть договор за 30 дней до даты окончания срока его действия.
Прокуратуры Семилукского района Воронежской области обратилось с заявлением в УФАС по Воронежской области о проверке законности передачи муниципального имущества СПК "Чаша" без проведения конкурентных процедур.
Воронежским УФАС России в рамках рассмотрения обращения прокуратуры Семилукского района Воронежской области и полученных от администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, по мотивированному запросу, материалов было выявлено, что ССПК "Чаша" - это некоммерческая организация, которая представлена в виде добровольного объединения граждан, основанного на членстве и обладающего целью удовлетворить материальные и иные потребности, которые бы осуществлялись благодаря объединению взносов имущественных паев его членов. ССПК "Чаша" не является коммерческой организацией, деятельность ССПК "Чаша" не является предпринимательской и приносящей доход.
ССПК "Чаша" относится к социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", таким образом, по мнению администрации, заключение договора с ССПК "Чаша" возможно на основании п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закон о защите конкуренции.
Сведения об ССПК "Чаша" включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что прямо свидетельствует об осуществлении ССПК "Чаша" предпринимательской деятельности.
Кроме того, Воронежским УФАС России получены материалы дела об административном правонарушении N 50-01/21, возбужденного Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в отношении ССПК "Чаша" Согласно материалам указанного дела ССПК "Чаша" производилось начисление платы за коммунальные услуги "холодное водоснабжение".
Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27.01.2022 N 4/2 установлен и введён в действие тариф на питьевое водоснабжение для ССПК "Чаша" осуществляющего холодное водоснабжение потребителей в границах Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области.
В этой связи антимонопольный орган полагает, что ССПК "Чаша" осуществляет деятельность, приносящую доход, в связи, с чем является хозяйствующим субъектом в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Исходя из изложенного УФАС по Воронежской области пришел к выводу о том, что договор аренды в нарушение закона заключён без проведения обязательных конкурентных процедур и действия администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области по передаче в аренду ССПК "Чаша" имущества в соответствии с договором поставили данное ССПК "Чаша" в более выгодные условия осуществления им предпринимательской деятельности и образуют состав нарушения ч. 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения антимонопольным органом 27.05.2022 решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 036/01/17.1-207/2022, согласно которому в действиях Администрации выявлено нарушение ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении с ССПК "Чаша" договора N 1 о передаче имущества, принадлежащего Администрации на праве собственности, в аренду, без проведения конкурентных процедур.
Кроме того, Администрации выдано предписание от 27.05.2022 об устранении допущенных нарушений, а именно осуществлении действий, направленных на расторжение договора N 1 от 09.01.2021 о передаче имущества, принадлежащего администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области на праве собственности, в аренду ССПК "Чаша" и изъятии указанного имущества из незаконного владения ССПК "Чаша".
Полагая данные решение и предписание незаконными, администрация Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водо-снабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды объектов водоснабжения и (или) водоотведения или по концессионным соглашениям, заключенным и соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Частью 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения, который введен в эксплуатацию более чем за 5 лет до даты опубликования извещения о проведении конкурса, осуществляется только по концессионным соглашениям, за исключением предоставления указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
По правилам статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 АПК РФ).
Как следует из перечня муниципального имущества (приложение N 1 к договору), содержащее в себе год ввода в эксплуатацию объектов водоотведения, переданные в аренду объекты имущества введены в эксплуатацию в период с 1956 года по 2005 год.
Следовательно, разница между датой ввода в эксплуатацию объектов (1956, 1960, 1982, 1989, 2005 годы) и датой заключения 09.01.2020 договора аренды муниципального имущества превышает пять лет.
В силу части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ для передачи подобных объектов законом установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования такими объектами - по концессионным соглашениям.
Вместе с тем установленный законом порядок передачи объектов коммунальной инфраструктуры соблюден не был, конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанного имущества не проводился, объекты были переданы в пользование не на основании концессионного соглашения, а на основании договора аренды.
Целями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (статья 1).
Из положений пункта 6 статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
Согласно пункту 3 статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В пункте 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" указано, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно части 1.1. статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 9, 14 и 15 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.
Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать один месяц с даты ввода данного объекта в эксплуатацию. Ответственность концессионера за нарушение этого срока определяется концессионным соглашением.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", концессионное соглашение заключается путём проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Как установлено из материалов дел Семилукский сельский потребительский кооператив "Чаша", зарегистрированная как некоммерческая организация, получала прибыль, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 50-01/21, Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27.01.2022 N 4/2 установлен и введён в действие тариф на питьевое водоснабжение для ССПК "Чаша" осуществляющего холодное водоснабжение потребителей в границах Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, доводы апеллянта о некоммерческом характере деятельности Семилукского сельского потребительского кооператива "Чаша" отклоняются судом апелляционной инстанции.
Следовательно, оснований для передачи имущество в обход конкурентных процедур не имелось.
Кроме того, судом установлено, что в настоящее время завершается исполнение государственного контракта на создание новой системы водоснабжения, а кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания не приостанавливается, и он истек.
В связи с чем, решение и предписание Управления не противоречат Закону, направлено на устранение выявленных нарушений Федерального закона N 135-ФЗ и не нарушает права и законные интересы администрации.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не могут явиться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2023 по делу N А14-14048/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14048/2022
Истец: Администрация Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
Третье лицо: Прокуратура Семилукского р-на, СЕМИЛУКСКИЙ СЕЛЬСКИЙ "ЧАША", Прокуратура Воронежской области