г. Москва |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А40-116461/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Левиной Т.Ю., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 октября 2023 года
по делу N А40-116461/23, принятое судьей А.В. Мищенко,
по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
(ИНН: 7705596339, ОГРН: 1047796323123)
к обществу с ограниченной ответственностью "Русские игрушки"
(ИНН: 3906345779, ОГРН: 1163926087929)
о взыскании субсидии, штрафа
при участии в судебном заседании:
от истца Берулин А.Н. по доверенности от 21.12.2022,
от ответчика Захарова К.В. по доверенности от 30.06.2023.
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг РФ, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Русские игрушки" (далее - ООО "Русские игрушки", ответчик) о взыскании субсидии, предоставленной по соглашению от 22.12.2017 N 020-11-856 в размере 63 127 839 рублей 55 копеек, а также о взыскании 13 528 885 рублей 21 копейки штрафа.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 19.12.2023 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 22.12.2017 Минпромторг России (далее - Министерство) и ООО "Русские игрушки" (далее - получатель, организация) в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2014 N 1162 (далее - Правила) заключили соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов индустрии детских товаров от 22.12.2017 N 020-11-856 (далее - Соглашение).
Согласно п. 1.1 соглашения, субсидия предоставляется из федерального бюджета в целях возмещения фактически осуществленных в период с 01 января 2017 года по 2019-й год включительно и документально подтвержденных затрат получателя в соответствии с планом-графиком реализации проекта, являющимся приложением N 1.1 к соглашению, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту "Организация промышленного производства миниатюрных коллекционных игрушек из цветных металлов, развивающих навыки конструирования, с использованием метода литья по выплавляемым моделям" (далее - проект).
В соответствии с п. 2.1 соглашения истцом была перечислена ответчику субсидия в размере 63 127 839 рублей 55 копеек.
Согласно п. 4.3.2 соглашения получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами или Министерством в соответствии с п. 4.1.4 соглашения.
В соответствии с п. 4.1.4 соглашения (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 16.12.2018) значения показателей результативности установлены в приложении N 3 к соглашению.
По итогам 2021 года отчеты по пунктам 4.3.3.1 - 4.3.3.4 к оглашению не были представлены в адрес истца в установленные сроки.
Письмом от 05.05.2022 N 42212/25 истец направил запрос в организацию о необходимости предоставления отчетов, предусмотренных п. 4.3.3 соглашения. Указанное письмо 15.06.2022 было возвращено в связи с отсутствием адресата по указанному в соглашении адресу.
Письмами от 21.06.2022 N 58956/25 и от 31.08.2022 N 84726/25 истец направил повторные запросы в организацию о необходимости предоставления отчетов, предусмотренных п. 4.3.3. соглашения по двум адресам, в том числе по найденному в интернете.
Письмом от 14.09.2022 N 0133 Организация представила отчеты в Минпромторг России, однако отчет о выполнении плана-графика реализации проекта и отчет о реализации плана-графика финансового обеспечения расходов (бюджетных и внебюджетных средств) в рамках реализации проекта представлены не по форме, установленной в приложениях N 6 и N 7 к соглашению.
Письмом от 27.10.2022 N 109345/25 истец направил требование об устранении замечаний и предоставлении отчетных документов по форме согласно приложениям к соглашению в срок до 15.11.2022.
В связи с непредставлением информации об устранении замечаний в соответствии с приказом Минпромторга России от 06.03.2023 N 719 принято решение о проведении внеплановой камеральной проверки.
Письмом от 09.03.2023 N 22359/25 истец направил уведомление о начале проведения внеплановой проверки, а также запросил отчеты с приложением документов и материалов, подтверждающих выполнение организацией целей и условий, предусмотренных соглашением и достижение организацией значений показателей результативности и контрольных событий реализации проекта со сроком предоставления до 27.03.2023.
В указанные сроки запрашиваемые отчеты и документы не представлены.
Завершение реализации проекта в соответствии с соглашением - IV квартал 2022 года. По итогам 2022-го года отчеты по пунктам 4.3.3.1-4.3.3.5 также не были представлены в адрес Минпромторга России в установленные сроки.
В соответствии с актом внеплановой камеральной проверки соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии от 04.04.2023 N 1-ИДТ установить факт достижения показателей результативности реализации проекта, а также итогов реализации проекта невозможно.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства, взятые на себя сторонами, должны исполняться надлежащим образом.
В соответствии с п. 7.5 соглашения расторжение соглашения в одностороннем порядке возможно в случае не достижения организацией в ходе реализации проекта в течение 12 месяцев подряд ключевых событий, указанных в плане-графике реализации проекта с условием возврата предоставленных организации сумм субсидии со штрафными санкциями в размере, рассчитанном согласно приложению N 9 к соглашению.
Письмом от 11.04.2023 N 36659/25 ответчику было направлено требование о возврате субсидии в размере 63 127 839 рублей 55 копеек в доход федерального бюджета в связи с невозможностью установления факта достижения организацией по итогам реализации проекта показателей результативности реализации проекта, а также об уплате штрафных санкций в размере 13 528 885 рублей 21 копейки, которое оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд города Москвы с настоящими исковыми требованиями.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец не опроверг нижеследующие обстоятельства, повлекшие за собой основания для отказа в удовлетворении иска.
Так, из акта внеплановой камеральной проверки Минпромторга России N 1-ИДТ от 04.04.2023, ответчиком не представлены отчеты, предусмотренные пунктом 4.3.3 соглашения N 020-11-856 от 22.12.2017.
При этом, в акте указано, что установить факт достижения показателей результативности реализации проекта, а также итогов реализации проекта невозможно.
При этом, позиция истца по апелляционной жалобе противоречит условиям пункта 5.2.1 соглашения N 020-11-856 от 22.12.2017, согласно которым, средства субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в случае недостижения предельных значений показателей результативности реализации проекта, соответствующих критериям, определенным подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 11 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2014 N 1162.
Вместе с тем, непредставление получателем субсидии отчетной документации при недоказанности не достижения предельных значений показателей результативности реализации проекта не является безусловным основанием для возврата субсидии.
Факт недобросовестности в действиях ответчика представленными истцом в материалы дела документами не подтвержден.
При этом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что соглашение N 020-11-856 от 22.12.2017 является действующим, в установленном законом порядке не расторгнуто, все средства освоены, в связи с чем, требования истца о возврате средств субсидии, перечисленных по действующему соглашению, права и обязанности сторон по которым не прекратились, являются необоснованными.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2023 года по делу N А40-116461/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116461/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "РУССКИЕ ИГРУШКИ"