г. Челябинск |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А34-6254/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бардина Сергея Викторовича на решение Арбитражного суда Курганской области от 15 сентября 2023 года по делу N А34-6254/2021.
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Бардина Сергея Викторовича - Пережегин А.Ю. (удостоверение адвоката, доверенность от 05.04.2021, диплом); Бардин Д.В. (паспорт, доверенность от 01.06.2023);
Администрации города Кургана - Борисова Ю.С. (паспорт, доверенность от 25.05.2022, диплом);
Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана - Борисова Ю.С. (паспорт, доверенность от 10.06.2021, диплом).
Индивидуальный предприниматель Бардин Сергей Викторович (далее - заявитель, ИП Бардин С.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Администрации города Кургана (далее также - заинтересованное лицо, Администрация) в период времени с 10.03.2020 по 23.07.2020, выразившегося в не направлении перевозчику уведомления об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок в случае несоответствия данного маршрута требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и не внесении в свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок серии 45 N 0000217 сроком действия с 9.09.2019 по 8.09.2024 (регистрационный номер в реестре 39, порядковый номер 327) и карты маршрутов регулярных перевозок измененных требований к характеристикам транспортных средств на основании постановления Администрации города Кургана от 6.03.2020 N 1313 "О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 13.04.2016 N 2291 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок".
К участию в деле в качестве третьих лиц, незаявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение "Транспортное управление" (далее - третье лицо, МКУ "Транспортное управление"), Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 15.09.2023 (резолютивная часть решения объявлена 13.09.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Бардин С.В. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что Администрация города Кургана, являясь инициатором изменений муниципального маршрута регулярных перевозок в случае несоответствия данного маршрута требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортном, обязана проинформировать о принятом решении перевозчика путем направления соответствующего уведомления.
В данном случае инициатором переоформления свидетельств и карт маршрутов выступала Администрация в соответствии с возложенными на нее функциями и обязанностями по ведению реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, путем направления в адрес перевозчика уведомлений, однако после вынесения постановления от 06.03.2020 N 1313 свою обязанность не исполнила.
Выводы суда о том, что ИП Бардин С.В. должен был самостоятельно обратиться с заявлением о переоформлении свидетельств и карт маршрутов в случае изменения требований к характеристикам транспортных средств, являются необоснованными и не подтвержденными нормами права. Предприниматель не имеет правовых оснований для подачи заявления о внесении изменений к требованиям, предъявляемым законодателем характеристикам транспортных средств.
По ходатайству Администрации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда курганской области (часть 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. Представители третьего лица - МКУ "Транспортное управление" в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей неявившегося третьего лица.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Администрации и Департамента против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации города Кургана от 13.04.2016 N 2291 утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок. В данный реестр включен маршрут N 327, регистрационный номер 39, перевозки по которому осуществляет индивидуальный предприниматель Бардин Сергей Викторович.
Указанным постановлением Администрацией утверждены характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок согласно приложению 2 к настоящему Постановлению.
В частности, к таким характеристикам, в том числе, отнесены: оборудование для инвалидов в коляске; видеонаблюдение в салоне; наличие системы аудиооповещения; электронно-информационное табло оповещения об остановках; система безналичной оплаты проезда.
10.12.2019 ИП Бардину С.В. выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 45 N 0000217 на маршрут N 327, регистрационный номер в реестре 39 со сроком действия с 09.09.2019 по 08.09.2024.
В строке 9 свидетельства "Характеристики транспортных средств (ТС)" указаны: ТС оборудованы в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; ТС оборудованы электронно-информационным табло оповещения об остановках; ТС оборудованы системой видеонаблюдения в салоне; ТС оборудованы системой аудиооповещения.
17.09.2019 на данный маршрут ИП Бардину С.В. выдана карта маршрута серии 45 N 000958 со сроком действия с 18.09.2019 по 31.12.2020. В карте указаны аналогичные характеристики транспортных средств.
В дальнейшем, Постановлением Администрации города Кургана от 06.03.2020 N 1313 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Кургана от 13.04.2016 N 2291 "Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок" приложение 2 "Характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок" исключено.
Постановлением Администрации города Кургана от 27.04.2020 N 2459 "Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Кургана и внесении сведений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок" внесены изменения на маршрутах, в том числе N 327, а именно в наименовании промежуточных остановочных пунктов добавлена остановка "Художественный музей им. Германа Травникова".
15.05.2020 письмом N 317 МКУ "Транспортное управление" уведомило ИП Бардина С.В. о необходимости замены свидетельства и карты маршрута в связи с внесенными изменениями в маршрут. Уведомление получено ИП Бардиным С.В. лично.
24.07.2020 ИП Бардин С.В. явился к заинтересованному лицу и ему было выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 45 N 0000251 на маршрут N 327, регистрационный номер в реестре 39 со сроком действия с 09.09.2019 по 08.09.2024 взамен ранее выданного серии 45 N 0000217.
Во вновь выданном свидетельстве 45 N 0000251 характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, отсутствовали. 24.07.2020 ИП Бардину С.В. также выдана карта маршрута серии 45 N 0002286 также с отсутствующими характеристиками транспортных средств, влияющими на качество перевозок.
Таким образом, Администрацией были приведены в соответствие с измененным Постановлением Администрации города Кургана от 13.04.2016 N 2291 "Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок" свидетельство и карты названного маршрута.
Заявитель, считая, что в период с 10.03.2020 (даты вступления в силу Постановления Администрации города Кургана от 06.03.2020 N 1313 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Кургана от 13.04.2016 N 2291 "Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок") по 23.07.2020 Администрацией допущено незаконное бездействие по неуведомлению заявителя о необходимости замены свидетельства и карты маршрута, а также по невнесению изменений в действующие свидетельство и карту маршрута относительно исключенных характеристик транспортных средств, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией не допущено незаконное бездействие.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Федерального закона N 220-ФЗ).
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
На основании части 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В рассматриваемом случае таким органом является Администрация города Кургана.
На основании пункта 13 части 4 статьи 27, пункта 10 части 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и в карте маршрута регулярных перевозок (кроме карты международного маршрута регулярных перевозок) указываются, в том числе, характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В силу пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ в реестры муниципальных, межмуниципальных, смежных межрегиональных, межрегиональных маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе, характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок).
Таким образом, в свидетельстве об осуществлении перевозок и в карте маршрута регулярных перевозок указываются характеристики транспортных средств, которые установлены в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В рассматриваемом случае таким органом является Администрация города Кургана.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Из названных норм права следует, что муниципальный маршрут регулярных перевозок считается измененным со дня включения, в том числе, сведений о характеристиках транспортных средств (далее также - ТС) в реестр соответствующих маршрутов регулярных перевозок, либо со дня изменения сведений о характеристиках ТС в этих реестрах.
Таким образом, в рассматриваемом случае маршрут N 327, в связи с изданием Постановления Администрации города Кургана от 06.03.2020 N1313 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Кургана от 13.04.2016 N2291 "Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок" является измененным в части отсутствия требований к характеристикам ТС.
Главой 5 Федерального закона N 220-ФЗ установлены положения об оформлении, переоформлении свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок, прекращение и приостановление действий свидетельства.
Конкретно в статье 27 Федерального закона N 220-ФЗ установлен порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В силу части 7 статьи 27 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданное индивидуальному предпринимателю подлежит переоформлению в случае изменения в установленном порядке маршрута регулярных перевозок.
Поскольку в рассматриваемом случае маршрут N 327, в связи с изданием Постановления Администрации города Кургана от 06.03.2020 N1313 считается измененным в части отсутствия требований к характеристикам ТС, свидетельство серии 45 N 0000217 подлежало переоформлению.
Порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок и карты международного маршрута регулярных перевозок установлен статьей 28 Федерального закона N 220-ФЗ.
В силу части 6 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок, выданная индивидуальному предпринимателю, подлежит переоформлению в случае изменения в установленном порядке класса или характеристик транспортного средства.
Поскольку в рассматриваемом случае характеристики ТС по маршруту N 327, в связи с изданием Постановления Администрации города Кургана от 06.03.2020 N 1313 считаются измененными, карта маршрута серии 45 N 000958 подлежала переоформлению.
В соответствии с частью 8 статьи 27, частью 7 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок осуществляется выдавшим такие свидетельство и карты уполномоченным органом местного самоуправления в течение пяти дней со дня обращения с соответствующим заявлением индивидуального предпринимателя.
Таким образом, переоформление свидетельства и карты маршрута в связи с изменением маршрута (изменением характеристик ТС) производится уполномоченным органом местного самоуправления по заявлению индивидуального предпринимателя в течение пяти дней со дня обращения с таким заявлением ИП, без какого-либо дополнительного уведомления ИП со стороны органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, заявитель не обращался в адрес Администрации с заявлением о переоформлении свидетельства и карт рассматриваемого маршрута N 327.
При этом, Администрация 15.05.2020 письмом N 317 уведомила ИП Бардина С.В. о необходимости замены свидетельства и карт спорного маршрута, а в дальнейшем 24.07.2020 самостоятельно (без заявления ИП) выдала заявителю взамен свидетельства и карты маршрута от 10.12.2019 и от 17.09.2019 соответственно, новые свидетельство серии 45 N 0000251 и карту маршрута серии 45 N 0002286, приведенные в соответствии с действующим реестром маршрутов.
Указанное уведомление от 15.05.2020 N 317 действительно не относится к изменению маршрута на основании Постановления Администрации города Кургана от 06.03.2020 N 1313, между тем оно является доказательством отсутствия бездействия со стороны Администрации в соответствии с действующим законодательством при изменении маршрута.
В соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ решением Курганской городской Думы от 22.06.2016 N 136 утверждено Положение о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории города Кургана (далее - Положение N 136). Статьей 5 указанного Положения N 136 определен порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, изменение вида регулярных перевозок на территории города Кургана.
Ссылки предпринимателя на действующие требования указанного Положения N 136 не принимаются апелляционной инстанцией в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 5 Положения N 136 инициаторами установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов могут быть Администрация города Кургана, уполномоченный орган в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области, юридические лица, индивидуальные предприниматели или уполномоченные участников договора простого товарищества, физические лица.
Согласно пункту 20 указанной статьи 5 о принятом решении об установлении, изменении, отмене муниципального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении, изменении, отмене данного маршрута Администрация города Кургана в течение трех дней со дня принятия указанного решения уведомляет в письменной форме инициатора, направившего предложение.
В уведомлении об отказе в установлении, изменении, отмене муниципального маршрута регулярных перевозок указывается мотивированное обоснование причин отказа.
Согласно пункту 22 статьи 5 Положения 3136 Администрация города Кургана обязана уведомить в письменной форме о принятом решении об изменении, отмене муниципального маршрута юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих перевозки по соответствующему маршруту регулярных перевозок, в течение трех дней со дня принятия указанного решения.
Между тем в данных пунктах речь идет о том, что Администрация города Кургана обязана проинформировать инициатора, направившего предложение об изменении муниципального маршрута и, следовательно, данные положения не регулируют спорную ситуацию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае какого-либо незаконного бездействия со стороны Администрации города Кургана не допущено.
При изложенных обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о недоказанности незаконного бездействия Администрации (в рамках заявленного предмета спора) и нарушение прав предпринимателя вследствие указанного бездействия, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт является правильным, нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе по рассмотренной категории дел для индивидуальных предпринимателей составляет 150 руб., в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2850 руб. подлежит возврату предпринимателю.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 15 сентября 2023 года по делу N А34-6254/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бардина Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Бардину Сергею Викторовичу (ОГРНИП 304450116300028) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2850 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 12 октября 2023 года N 155.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-6254/2021
Истец: ИП Бардин Сергей Викторович, ИП Пережогина Е.К.- представитель Бардина С.В.
Ответчик: Администрация города Кургана
Третье лицо: Арбитражный суд Курганской области, Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана, муниципального казенного учреждения "Транспортное управление"