город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2023 г. |
дело N А32-63913/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Д.В. Емельянова, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросьян Н.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.10.2023 по делу N А32-63913/2022
по иску акционерного общества "Крайжилкомресурс"
к обществу с ограниченной ответственностью "Город Солнца"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Крайжилкомресурс" (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Город Солнца" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности в размере 237359,42 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 7747 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2023 исковые требования удовлетворены. С общества в пользу компании взыскан основной долг 237359,42 руб., а также 7747 руб. в возмещение расходов истца по оплате государственной пошлины.
Установив, что ответчик не представил доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию твердых коммунальных расходов (далее - ТКО) способами, не нарушающими санитарного законодательства; заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался услугой по обращению с ТКО, предоставляемой региональным оператором в спорный период, суд признал исковые требования обоснованными.
Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о заключении сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
- стороны не согласовали существенные условия договора, место накопления ТКО ответчика не включено в спорный период в реестр площадок (мест) накопления ТКО и в территориальную схему Краснодарского края;
- фактическое оказание услуг в пользу ответчика в спорный период не доказано;
- региональный оператор, являясь в силу профессионального статуса сильной стороной договора, не обеспечил определенности в отношениях с потребителем, что подтверждается соответствующей судебной практикой
В отзыве на апелляционные жалобы компания жалобу не признала, просила решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, указав, подписанный в редакции протокола разногласий проект договора обществом не направлен.
В возражениях на отзыв истца на апелляционную жалобу ответчик настаивал на изложенных в жалобе доводах.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения конкурсных процедур 14.01.2019 заключено соглашение между Министерством топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО "Крайжилкомресурс". Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 N 6 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне, в которую входят Апшеронский, Белореченский, Туапсинский районы, города Горячий ключ и Сочи, присвоен АО "Крайжилкомресурс" (далее - Региональный оператор) и начало осуществлять свою деятельность с 01.01.2020.
Согласно статье 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 3 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В порядке пункта 8.17 Правил N 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор известил потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО посредством опубликования предложения заключения договора в газете "Новости Сочи" N 5(3391) - N 6 (3392) от 18.01.2020, путем опубликования информации на официальном интернет-сайте АО "Крайжилкомресурс" и официальном интернет-сайте администрации города Сочи.
Общество обратилось к региональному оператору с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО предоставив документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
Региональным оператором на основании поданных документов на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО составлен проект типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ответчику направлен проект типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО в 2-х экземплярах, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
До настоящего времени подписанный экземпляр договора в адрес регионального оператора возвращен не был.
В соответствии с пунктом 8(12) Правил N 1156 установлено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Истец указывает, что в силу названной нормы между АО "Крайжилкомресурс" и ООО "Город Солнца" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЮЛ22-13365 от 19.01.2022 (далее - договор), по условиям которого истец (региональный оператор) обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а ответчик (потребитель) обязуется оплачивать услуги истца в порядке и сроки, предусмотренные договором (пункт 2.1. договора).
На основании нормативов накопления ТКО в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 года N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае", с учетом единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 и 2021 годы компанией осуществлен ежемесячный расчет стоимости услуг по обращению с ТКО.
Региональный оператор принятые обязательства по договору исполнил в полном объеме и оказал потребителю услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 года по 30.11.2022 года на общую сумму 268906,38 руб.
В свою очередь, потребитель ненадлежащим образом выполнил свои обязательства по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО (пункт 3.3. договора). Потребителем оплата за оказанные услуги по обращению с ТКО произведена в размере 31546,96 руб.
По состоянию на 13.12.2022 задолженность ответчика по оказанным услугам по обращению с ТКО по договору составляет 237359,42 руб.
Региональный оператор обратился к потребителю с предложением в досудебном порядке погасить сумму долга по договору, направив в его адрес досудебную претензию о погашении задолженности. Потребителем задолженность не оплачена.
Изложенное послужило основанием предъявления настоящего иска.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с нормой части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу нормы части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Вместе с тем, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156.
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
-
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пунктов 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Из пунктов 3 и 4 Правил N 1039 следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции признал определенный истцом в приложении N 1 к договору порядок учета объема ТКО за период с 01.01.2020 по 31.01.2022 расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, так как в адрес компании не поступал подписанный со стороны общества договор, протокол разногласий составлен с учетом февраля 2022 года, так как на момент урегулирования разногласий по договору являлся март 2022 года.
Судом первой инстанции принято во внимание, что физические и юридические лица являются потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО, в силу закона потребитель лишён возможности утилизировать твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению.
Согласно представленной ответчиком выписки Единого государственного реестра недвижимости на нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Курортный проспект, дом N 92/5, строение 1, с назначением автономный энергоблок дата государственной регистрации права собственности с 25.01.2017.
Ответчик не представил доказательства, подтверждающие создание им площадки для накопления ТКО по адресу объекта оказания услуг по договору, а также доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявкой о включении места накопления в реестр либо в Территориальную схему обращения с отходами; такая контейнерная площадка в соответствующий реестр не внесена.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При расчете стоимости услуг по договору компания исходила из того, что учет ТКО осуществлялся на основании утвержденных нормативов накопления ТКО и документов, представленных обществом.
Ввиду изложенного расчет стоимости услуг, оказываемых собственникам ТКО не заключившим с региональным оператором договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, произведен компанией исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".
Доводы стороны ответчика о том, что в спорный период с 01.01.2020 по 31.01.2022 услуги по обращению с ТКО оказывались специализированной организацией ООО "Эко-Сервис", отклонены судом первой инстанции ввиду того, что с момента утверждения тарифа на услугу регионального оператора в части оказания услуг по обращению с ТКО по Белореченской зоне ни одна сторонняя организация не обладает правом принимать, транспортировать и размещать ТКО; деятельность по оказанию услуг по обращению ТКО подлежит обязательному лицензированию.
Само по себе указание в апелляционной жалобе на отсутствие в расчете компании данных, на основании которых начислена спорная задолженность, не опровергает правильности расчета.
Так как в материалы дела не представлено доказательств ненадлежащего оказания истцом обязательств по договору и оплаты обществом оказанных компанией услуг, суд обоснованно удовлетворил иск в части взыскания задолженности.
Отклоняя иные изложенные в жалобе доводы, апелляционная коллегия принимает во внимание, что презумпцию образования ТКО как естественного результата жизнедеятельности работников торгового центра и его посетителей общество не оспаривало, а представленные обществом доказательства не опровергают факт оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
С 01.01.2020 АО "Крайжилкомресурс" начало осуществлять свою деятельность как Региональный оператор. С момента начала осуществления Региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующей зоне обслуживания презюмируется факт оказания услуг по вывозу всем лицам, в результате деятельности которых образуются ТКО на объектах, расположенных в данной зоне. Обязанность опровержения факта оказания и надлежащего характера услуг возлагается на собственника ТКО. Ответчик не был лишен возможности воспользоваться любыми общедоступными контейнерными площадками на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, имел реальную возможность пользоваться данной коммунальной услугой по обращению с ТКО.
Следовательно, с 01.01.2020 истец обеспечивает и осуществляет прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории Белореченского района, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, каким именно иным способом, предусмотренным действующим законодательством, утилизировались ТКО с объектов, указанных в договоре, что в течение спорного периода, ему ТКО вывозило иное лицо, не истец, а также, что ответчику услуги оказывались не в полном объеме, поскольку при наличии таких претензий ни одного из условий договора по фиксации нарушений ответчик не использовал, никаких претензий истцу не направлял.
Поскольку в заявленном ко взысканию периоде количество и объем контейнеров, предназначенных для накопления ТКО с объекта ответчика, сторонами согласовано не было, за взыскиваемый период объем услуг по обращению с ТКО обоснованно рассчитан ответчику исходя из норматива.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при вынесении настоящего постановления и признаны не опровергающими установленные судом обстоятельства, не влияющими на существо принятого судебного акта, основанными на ином толковании правовых норм, направленными на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2023 по делу N А32-63913/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-63913/2022
Истец: АО "Крайжилкомресурс", АО "Крайжилкомресурс" "Сочинский"
Ответчик: ООО Город Солнца