город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2023 г. |
дело N А53-18694/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России: представитель Мещерякова О.В. по доверенности от 09.01.2023, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.08.2023 по делу N А53-18694/2023
по заявлению ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (ОГРН: 1026103739892, ИНН: 6165035060)
к Межрайонному отделу N 1 Административной инспекции Ростовской области
о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене представления Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области от 13.04.2023 N РП-200-Р-00969-23.
Решением суда от 23.08.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить представление, ссылаясь на то, что фактически требование о приведении территории в надлежащее состояние является предписанием.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что должностной инструкцией не установлена обязанность начальника учреждения по содержанию имущества Минобороны России в надлежащем санитарном состоянии, виды деятельности учреждения не включают работы по сбору и утилизации отходов, очистке от мусора, покосу сорной растительности.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонный отдел просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области поступило дополнение к отзыву.
Суд протокольным определением приобщил представленное дополнение к отзыву к материалам дела.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Межрайонный отдел N 1 Административной инспекции Ростовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, главным специалистом Административной инспекции Ростовской области, 16.03.2023 в 11 час. 00 мин. обнаружены признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 закона N 273-ЗС "Об административных правонарушениях". Так, в 11 час. 00 мин. 16.03.2023, по адресам: Ростовская область, г. Батайск, ЗУ КН 61:46:0012201:4090 (ориентир Авиагородок в/ч 42079), было установлено, что начальник ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России" Зозуля В.Н., не осуществил надлежащий контроль, не организовал, не обеспечил, не осуществил надлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, требований правил благоустройства территории города Батайска, а именно: не проведены работы по благоустройству, содержанию, уборке и санитарной очистке отведенной (используемой) территории от твердых коммунальных, строительных и органических отходов, не произведен покос сорной растительности, удаление поросли. Данные факты приводят к образованию свалочных очагов и как следствие к загрязнению территории и территории общего пользования путем разлетания и разноса отходов; фасады зданий сооружений содержатся в ненадлежащем состоянии, а именно: имеются разрушения штукатурного и окрашенных слоев, нанесенные посторонние рисунки, надписи (граффити) что является нарушением п. 1.1 п. 1.2 Разд. I, п.12.1 п. 12.2 п. 12.2.1 п.12.4 Разд. XII, п.1.1 п. 1.2 п. 1.3 п.1.16 Прил. "Ж" п. 12.1 Разд. XII Правил благоустройства территории муниципального образования "город Батайск", утверждённых решением Батайской городской Думы от 25.10.2017 N217.
03.04.2023 главным специалистом межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области Украинским А.И. составлен протокол об административном правонарушении N Р-00969-23 в присутствии представителя по доверенности - Мещеряковой Ольги Васильевны, копия протокола вручена.
Постановлением начальника Административного органа от 13.04.2023 N Р-00969-23 (далее - Постановление) начальник ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России" Зозуля В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
13.04.2023 начальником Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области Осипяном А.А. вынесено представление N РП-200-Р-00969-23 ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (далее - учреждение), согласно которого предлагается:
- безотлагательно рассмотреть настоящее представление и незамедлительно принять меры к устранению нарушений, а также причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
- провести мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения норм и правил по соблюдению чистоты и порядка на территории города, по адресному ориентиру: Ростовская область, г. Батайск, ЗУ КН 61:46:0012201:4090 (ориентир Авиагородок в/ч 42079), привести территорию в надлежащее состояние (уборка свалочных очагов, навалов мусора), в соответствии с действующими нормами.
- провести профилактические беседы с работниками ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России" с целью недопущения нарушении Областного закона от 25.10.2002 ФЗ N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
- рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
- о принятых мерах сообщить в письменном виде в межрайонный отдел N 1 Ростадминспекции, расположенный по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, проспект Чехова, д. 37/29. каб. 1. в месячный срок с момента получения настоящего представления (с приложением копии документов о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности).
Данное представление оспорено Учреждением, в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону предъявлено административное исковое заявление N 141/3/9-4886 от 27.04.2023 о признании незаконным и отмене указанного Представления.
Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10.05.2023, со ссылкой на п. 20 Постановления Пленум ВС РФ от 02.06.22 N 10 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел об административных правонарушениях", сделан вывод о том, что представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ, в связи с чем дело направлено для рассмотрения в Арбитражный суд Ростовской области.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, уполномочено вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.
Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из анализа содержания статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что основанием для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
При этом под причинами понимаются факторы, по сути своей порождающие правонарушение, под условиями - факторы, облегчающие его совершение.
Действия по выяснению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, направлены на предупреждение совершения новых правонарушений, и поэтому являются обязанностью должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
В данном случае оспариваемое представление выдано руководителю ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России" Зозуле В.Н. по результатам рассмотрения дела о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 5.1 Закона от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Факт нарушение Правил благоустройства города, а также наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.1 Закона N 273-ФЗ в действиях должностного лица учреждения установлен вступившим в законную силу судебным актом.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 08.08.2023 по делу N 12-137/2023 постановление от 13.04.2023 N Р-00969-23 оставлено без изменения.
Ростовским областным судом 03.10.2023 вынесено решение N 11-1023/2023, которым решение судьи Батайского городского суда Ростовской области от 08.08.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях", в отношении начальника Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Зозуля Виктора Николаевича, отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 29.11.2023 при новом рассмотрении постановление оставлено без изменения, жалоба Зозуля В.Н. - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку в действиях должностного лица учреждения инспекцией установлен факт нарушения действующего законодательства, образующего признаки административного правонарушения, действия должностного лица, вынесшего представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Оспариваемое представление вынесено уполномоченным лицом и отвечает критерию исполнимости, содержит формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить лицу, в отношении которого представление вынесено, и которые должны быть направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; иных выводов существо и содержание оспариваемого представления, предписания выданного административным органом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, сделать не позволяет.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя относительно того, что обязанность по содержанию в надлежащем санитарном состоянии имущества Минобороны России не возлагается на Минобороны России.
Доводы апелляционной жалобы о том, что должностной инструкцией не установлена обязанность начальника учреждения по содержанию имущества Минобороны России в надлежащем санитарном состоянии, виды деятельности учреждения не включают работы по сбору и утилизации отходов, очистке от мусора, покосу сорной растительности, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России является учреждением.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 296 ГК РФ закрепляет, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно Уставу, утвержденному приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29.12.2020 N 3133, основной целью деятельности Учреждения является управление и распоряжение имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения указанных целей п. 13 Устава предусмотрены виды деятельности, которые вправе осуществлять Управление.
В соответствии с п. 29 Устава Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
Факт нахождения земельного участка в оперативном управлении общества подтвержден выпиской из ЕГРН.
Согласно информации полученной из выписок ЕГРН здания с кадастровыми номерами: 61:46:0012201:4052,61:46:0012201:3671, 61:46:0012201 являются бесхозяйными объектам, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером 61:46:0012201:4090 правообладателем которого является заявитель, что позволяет сделать однозначный вывод о виновности привлекаемого лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с разделом XII п. 12.2.1. Правил благоустройства территории муниципального образования "город Батайск", утверждённых решением Батайской городской Думы от 25.10.2017 N 217 Обязанности по организации и производству работ по содержанию и эксплуатации объектов благоустройства возлагаются:
а) по содержанию мест производства земляных, строительных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту инженерных сетей и коммуникаций, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установки средств размещения информации, рекламных конструкций, а также в случае наличия соглашений об уборке прилегающей территории и определении ее границ, прилегающей территории - на заказчиков и производителей работ;
б) по содержанию и эксплуатации объектов капитального строительства и объектов инфраструктуры - на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов, а по бесхозяйным объектам - на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых они расположены.
Таким образом, субъектом правонарушения является ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, поскольку является лицом, которому на праве оперативного владения принадлежат объекты, загрязнение которых отходами подтверждено документально.
Факт принадлежности иных объектов недвижимости физическому лицу Тарашевскому А.В. не свидетельствует о незаконности представления, которым на учреждение возложена обязанность по содержанию строений, находящихся на участке и являющихся бесхозными. Поскольку в отношении указанных объектов государственной регистрации прав собственности не произведено, доводы об их принадлежности иным лицам судом отклонены.
Доказательства того, что оспариваемое представление не соответствует закону, муниципальным нормативно-правовым актам и т.д., а так же нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создает какие-либо препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, заявителем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.08.2023 по делу N А53-18694/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18694/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Административная инспекция Ростовской области Межрайонный отдел N1, Межрайонный отдел N 1 Административной инспекции при Администрации Ростовской области