г. Хабаровск |
|
28 декабря 2023 г. |
А73-9755/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от АО "ХПОГАТ" - Вязов А.Л., представитель по доверенности от 01.08.2023, Юнгус Г.А., представитель по доверенности N 1 от 11.01.2023;
от ООО "Хабавтотранс ДВ" - Анафрийчук А.Э., представитель по доверенности N 60 от 15.03.2023, Гужин К.В., представитель по доверенности N 59 от 15.03.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 20.10.2023
по делу N А73-9755/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "ХПОГАТ"
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ХПОГАТ" (ОГРН 1022700926126, ИНН 2721000233, далее - истец, АО "ХПОГАТ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548, далее - ответчик, региональный оператор, ООО "Хабавтотранс ДВ") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-1884/ЮЛ от 25.02.2023, принятии спорных условий в следующей редакции:
"пункт 9.1: "Потребитель обязан принять УПД от Регионального оператора и в течение 5 рабочих дней с момента получения УПД обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью (при наличии) экземпляр УПД региональному оператору. Экземпляр УПД, полученный Потребителем от РО на бумажном носителе, возвращается потребителем РО по адресу: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, пом. III (1-72) N 43,44,45,46, ООО "Хабавтотранс";
пункт 10 из текста договора - исключить;
пункт 12.1: "Принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к настоящему договору - по графику, согласованному сторонами. Потребитель вправе изменить график вывоза в одностороннем порядке в связи с изменением объема ТКО, предупредив регионального оператора за две недели любым доступным способом";
пункт 16: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов";
пункты 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 из текста договора - исключить;
по пункту 28 : "Договор считается заключенным с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда по 31.12.2023 года".
Решением от 20.10.2023 суд урегулировал разногласия, в редакции, изложенной в решении.
ООО "Хабавтотранс ДВ", полагая решение суда незаконным и необоснованным, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы приводит следующие доводы:
- изложение пункта 9.1 в редакции потребителя нарушает порядок действия сторон в ситуации невозвращения УПД и создает сложности в ведении бухгалтерского учёта, неподписанные УПД не могут являться подтверждением объема оказанных услуг, необходимого для предоставления сведений об объеме и (или) массе ТКО, принятых в зоне деятельности регионального оператора, использоваться для ведения бухгалтерской отчетности, что создает для регионального оператора сложности в ведении хозяйственной деятельности. Кроме того, невозвращение в адрес регионального оператора УПД является немотивированным отказом от приемки услуг, что является недобросовестным поведением со стороны потребителя и нарушает права и законные интересы регионального оператора;
- исключение пункта 10 из текста договора ущемляет права регионального оператора, при отсутствии механизма и сроков направления возражений, создается возможность для злоупотребления потребителем своими правами (например, направлять акты, составленные в порядке раздела 6 договора, спустя продолжительное время после факта ненадлежащего оказания услуг региональным оператором, не оплачивать услуги регионального оператора ссылаясь на некачественное оказание услуг без предоставления подтверждающих документов);
- суд первой инстанции, принимая пункт 16 договора в редакции истца, не указал, что для применения коммерческого учета ТКО исходя из количества и объемов накопителей для ТКО, установленных на площадке потребителя, необходима совокупность факторов: региональный оператор извещен о наличии у заявителя собственной контейнерной площадки, такая контейнерная площадка внесена в реестр органами местного самоуправления, и заявителем прямо выражена воля на вывоз ТКО с такой контейнерной площадки;
- исключение пунктов 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 из текста договора ущемляет интересы регионального оператора, поскольку порядок фиксации нарушений региональным оператором прописан, порядок фиксации нарушений потребителем в тексте договора отсутствует.
- Приложения N N 1, 1.1 к договору в редакции истца противоречат требованиям законодательства, поскольку способ коммерческого учета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО применен к потребителю в связи с отсутствием у регионального оператора сведений о зарегистрированной контейнерной площадке потребителя, а также в связи с отсутствием волеизъявления на выбор способа коммерческого учета ТКО.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В возражениях на апелляционную жалобу АО "ХПОГАТ" и его представители в судебном заседании не согласились с доводами жалобы, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность, обоснованность принятого судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражения на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 19.10.2021, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Соглашение), ООО "Хабавтотранс ДВ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск" и территории муниципального района имени Лазо.
05.07.2022 АО "ХПОГАТ" (вх. N 4295 от 12.07.2022) направило в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" заявку на заключение договора по обращению с ТКО.
Уведомлением от 04.08.2022 N 9.1-19/4511 о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" Управление ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда Администрации города Хабаровска подтвердило внесение в Реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" сведений о месте (площадке) накопления ТКО с УИН места (площадок) накопления ТКО: N 005313. Место (площадка) накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, 6 было ранее включено в договор N 1582 на оказание услуг по вывозу ТКО от 22.12.2021, заключенному между АО "ХПОГАТ" и прежней обслуживающей организацией - АО "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Хабаровска". Место (площадка) накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, 6 (4 контейнера по 0,75 кубических метров) зарегистрирована в установленном законодательством порядке с уникальным идентификационным номером 005313. Контейнерная площадка по адресу: ул. Павловича, д. 6, ЛИТ. 3, 31, 32 не регистрировалась, так как указанный адрес (приложение уведомление об исправлении технической ошибки, выписка из ЕГРН от 08.08.2023) отсутствует.
10.04.2023 региональный оператор передал нарочно представителю АО "ХПОГАТ" два экземпляра проекта договора N ТКО-1884/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 25.02.2023 с приложениями 1-4 (далее - договор N ТКО-1884/ЮЛ).
27.04.2023 потребитель, рассмотрев полученный договор N ТКО-1884/ЮЛ, направил региональному оператору мотивированный отказ от подписания договора N ТКО-1884/ЮЛ с приложением к нему предложения о внесении изменений.
АО "ХПОГАТ" (почтовым отправлением N 68092383871296, получено 23.05.2023) от регионального оператора направлен "Протокол рассмотрения разногласий к договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами N ТКО-1884/ЮЛ от 25.02.2023", в соответствии с которым редакция условий договора, изложенная АО "ХПОГАТ" в протоколе разногласий к проекту договора N ТКО - 1884/ЮЛ от 25.02.2023 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональным оператором полностью отклонена.
Письмом от 05.06.2023 (по штампу 06.06.2023) АО "ХПОГАТ" сообщило региональному оператору, что разногласия, возникшие при заключении договора N ТКО - 1884/ЮЛ от 25.02.2023 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, будут переданы на рассмотрение Арбитражного суда Хабаровского края.
В связи с наличием разногласий в части содержания условий пунктов 9.1, 12, 16, 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5, Приложений N N 1, 1.1, а также возможности включения в договор предложенного региональным оператором пункта 10, АО "ХПОГАТ" (потребитель) обратилось в суд с иском об урегулировании разногласий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В пунктах 2, 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Суд установил, что ответчик является региональным оператором и осуществляет деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, в том числе и на территории городского округа "Город Хабаровск".
Таким образом, обязанность ответчика заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ содержит указание на то, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
При этом, договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется разделом I(1) Правил N 1156, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), согласно пункту 8(4) которых основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8(8) Правил N 1156).
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ (пункт 8(10) Правил N 1156).
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (пункт 8(11) Правил N 1156).
Согласно положениям пункта 8(12) Правил N 1156, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пункт 9.1 в редакции регионального оператора: "Потребитель обязан принять УПД от Регионального оператора и в течение 5 рабочих дней с момента получения УПД обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью (при наличии) экземпляр УПД Региональному оператору. Экземпляр УПД, полученный Потребителем от Регионального оператора на бумажном носителе, возвращается Потребителем Региональному оператору по адресу: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, пом. III (1-72) N 43,44,45,46, ООО "Хабавтотранс". Если в указанный срок УПД не будет возвращен Региональному оператору, УПД будет считаться подписанным Потребителем без разногласий".
Вместе с тем, как правильно отмечено судом, типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО не содержит аналогичных по смыслу или содержанию приведенным ответчиком в пункте 9.1 договора условий, учитывая, что при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами условия типового договора могут быть дополнены иными, не противоречащими условиями только по взаимному добровольному соглашению, пункт 9.1 договора правомерно принят судом первой инстанции в следующей редакции: "Потребитель обязан принять УПД от Регионального оператора и в течение 5 рабочих дней с момента получения УПД обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью (при наличии) экземпляр УПД региональному оператору. Экземпляр УПД, полученный Потребителем от РО на бумажном носителе, возвращается потребителем РО по адресу: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, пом. III (1-72) N 43,44,45,46, ООО "Хабавтотранс".
Региональным оператором в договор N ТКО - 1884/ЮЛ включен пункт 10, в силу которого в случае отсутствия со стороны потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений, заявленных в порядке раздела VI настоящего договора относительно исполнения обязательств по настоящему договору, в том числе объема и качества оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО по настоящему договору, услуги считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Истец просил пункт 10 исключить.
Разрешая разногласия сторон в данной части, суд отметил, что в силу прямого указания пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Условий, аналогичных по смыслу или содержанию пункту 10, в редакции регионального оператора условия типового договора не содержат, в связи с чем суд первой инстанции согласился с позицией истца и исключил пункт 10 договора.
Региональным оператором в договор включен пункт 16, в соответствии с которым:
"Стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в порядке, предусмотренном Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору и далее по тексту договора".
Пункт 16 в редакции АО "ХПОГАТ": "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 5 Правил N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 8(17) Постановления N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
До дня заключения договора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил N 1156).
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением N 1156, также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник твердых коммунальных отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом расчетный способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, может быть выбран, если контейнеры собственника твердых коммунальных отходов и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Пункт 16 договора правомерно принят судом первой инстанции в редакции регионального оператора.
Довод апелляционной жалобы об обратном, не основан на материалах дела.
Далее, проанализировав условия пунктов 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 в редакции регионального оператора, в случае выявления региональным оператором факта предоставления потребителем недостоверной информации (тип, объем, количество накопителей и иных данных), необходимой для учета объема и массы ТКО, а также сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, используемых для расчета платы за услуги по настоящему договору, Региональный оператор вправе осуществить изменения платы услуг по настоящему договору исходя из выявленных региональным оператором данных. Указанные изменения отражаются в УПД за соответствующий расчетный период (периоды). Произведенные изменения являются изменениями к настоящему договору, которые считаются действующими без оформления в письменном виде без подписания дополнительного соглашения; факт выявления региональным оператором предоставления потребителем недостоверной информации, указанной в пункте 25 настоящего договора может быть подтвержден общедоступными сведениями, а также актом о нарушении обязательств по настоящему договору, форма которого указана в Приложении N 2 к настоящему договору; в случае выявления региональным оператором факта предоставления потребителем недостоверной информации региональный оператор с участием представителя потребителя составляет акт и вручает его представителю потребителя. При неявке представителя потребителя региональный оператор составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 (двух) незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 (трех) рабочих дней направляет акт потребителю. Потребитель в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет региональному оператору. В случае несогласия с содержанием акта потребитель вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение региональному оператору в течение 3 (тех) рабочих дней со дня получения акта; в случае если потребитель не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным потребителем; в случае получения возражений от потребителя региональный оператор обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт; акт должен содержать: сведения о потребителе (наименование, местонахождение, адрес); сведения об объекте (объектах), на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объектах) которым обладает сторона, направившая акт); сведения о нарушении пунктов настоящего договора; другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные пункты подлежат исключению, поскольку законодательство в сфере обращения ТКО положений о порядке фиксации недостоверной информации в отношении оказываемых услуг не содержит, фактически являются основанием для одностороннего изменения условий договора, что противоречит положениям статей 450, 451, 452, 453 ГК РФ.
Оценив предложенные сторонами условия спорных пунктов договора, представленные в материалы дела доказательства, в том числе обстоятельства создания и эксплуатации асфальтированной контейнерной площадки на четыре контейнера по 0,75 куб.м по адресу: г. Хабаровск, Павловича, 6, включенной в реестр с присвоением уникального идентификационного номера накопления ТКО N 005313, правильно применив нормы гражданского законодательства, положения правил обращения с ТКО, их коммерческого учета и порядка накопления, суд урегулировал возникшие у сторон разногласия при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции, соответствующей действующим нормативным правовым актам и поскольку разногласия урегулированы в судебном порядке, пункт 28 договора, Приложение N 1 и приложение N 1.1 принял в редакции истца.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы повторно проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что урегулирование разногласий, возникших при заключении договора, в том числе по пунктам 9.1, 10, 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5, с июля 2022 года по март 2023 года не способствовало достижению взаимных интересов, более того, условия названных пунктов оспаривались потребителями и признаны несоответствующими действующим нормативным правовым актам (N N А73-17246/2022, А73-18591/2022).
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.10.2023 по делу N А73-9755/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9755/2023
Истец: АО "ХПОГАТ"
Ответчик: ООО "Хабавтотранс ДВ"