г. Хабаровск |
|
18 марта 2024 г. |
А73-14456/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Мангер Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Восточная стивидорная компания": представителя Меркучева В.В., по доверенности от 14.07.2022;
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представителя Балошиной Т.Н., по доверенности от 14.07.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 28.12.2023
по делу N А73-14456/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Восточная стивидорная компания"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 1 168 305,81 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восточная стивидорная компания" (далее - ООО "ВСК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, с учетом принятых в порядке статьи 49 АПК уточнений, к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 1 139 521,20 руб. неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.06.2023 по 26.09.2023, а также процентов, начиная с 25.08.2023 по день фактической оплаты.
Решением суда от 28.12.2023 с ответчика в пользу истца взысканы: 1 139 521,20 руб. неосновательного обогащения, 28 784,61 руб. процентов за период с 03.05.2023 по 24.08.2023, всего 1 168 305,81 руб., проценты, начиная с 25.08.2023 по день фактической оплаты, исходя из суммы долга по ключевой ставке ЦБ РФ, действующей в соответствующие периоды, а также 24 683 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" заявило в Шестой арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просило его отменить и принять новое решение, указав на неполное выяснение всех обстоятельств спора.
Позиция апеллянта поддержана его представителем в судебном заседании.
Ответчик в отзыве на жалобу и в заседании суда выразил несогласие с изложенными в ней доводами.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 12.03.2009 между ООО "ВСК" (клиент) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключен договор N НЮ-808 на организацию расчетов, которым регулируются взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 1.2 договора ООО "ВСК" присвоен код плательщика N 1001758767 и открыт лицевой счет Клиента (далее ЕЛС Клиента), ведение которого осуществляется Дорожным центром фирменного транспортного обслуживания Дальневосточной железной дороги, именуемый в настоящее время Дальневосточный территориальный центр Фирменного транспортного обслуживания (далее - ДТЦФТО ДВЖД).
В мае 2023 года ДТЦФТО ДВЖД на основании корректировочного акта на изменение стоимости оказанных услуг N В/1001758767/202304/202304 от 30.04.2023 г. с приложенными к нему корректировочными счетами-фактурами N 0000690/04009957, N 0000690/04009958, N 0000690/04009963, N 0000690/04009964, N 0000690/04009959, N 0000690/04009988, N 0000690/04009989 осуществило списание с ЕЛС Клиента суммы в размере 1 139 521 руб. 20 коп., являющуюся доначислением провозных платежей за перевозку грузов и сборов за охрану и сопровождение грузов.
Также 27.12.2021 между сторонами ООО "ВСК" (клиент) и ОАО "РЖД" заключен договор N ТЦ-1227 об оказании услуги по организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда при формировании поезда на путях общего пользования станции Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги, которым регулируются взаимоотношения Сторон при организации перевозок груженых и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда (далее - КП) со станции Находка - Восточная (далее - услуга) в соответствии с телеграммами ОАО "РЖД".
Договор заключен сроком до 10.12.2022 и распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2022 (пункты 9.1, 9.2). Дополнительным соглашением соглашения N ТЦ-972 от 13.10.2022 срок действия договора продлен по 31.12.2022.
Для формирования контейнерного поезда клиент согласно пункту 2.2.1 Приложения N 1 к Договору направляет в ОАО "РЖД" обращение на формирование КП с указанием, в том числе, длины формируемого КП.
В пункте 2.2.2 Приложения N 1 (с учетом дополнительного соглашения N ТЦ-972 от 13.10.2022) указано, что клиент обязуется обеспечивать при перевозке груженых и порожних контейнеров на вагонах в составе КП количество контейнеров (далее - вместимость) не менее 92% от максимально возможного для конкретного КП количества двадцатифутовых контейнеров (далее - ДФЭ).
Вместимость КП определяется исходя из нижеследующих положений.
Максимальное количество ДФЭ для: вагона длиной по осям сцепления до 19 м - 2 ДФЭ; вагона длиной по осям сцепления свыше 19 м, но не более 25 м -ЗДФЭ; вагона длиной по осям сцепления свыше 25 м - 4ДФЭ. При размещении контейнеров на вагонах: 40-футовый контейнер считать равным 2 ДФЭ.
При размещении на вагонах длиной по осям сцепления более 19 м, но менее 25 м: 20-футового контейнера массой брутто свыше 24 тонн - один контейнер считать равным 1,5 ДФЭ; 45-футового контейнера - один контейнер считать равным 3 ДФЭ. При размещении на вагонах длиной по осям сцепления более 25 м: 20-футового контейнера массой брутто свыше 24 тонн - один контейнер считать равным 2 ДФЭ; 45-футового контейнера - один контейнер считать равным 3 ДФЭ.
При перевозке на расстояние до 2300 км по инфраструктуре ОАО "РЖД", за исключением перевозок назначением на станции Забайкальской железной дороги, а также через пограничные передаточные станции Забайкальской железной дороги, допускается перевозка КП вместимостью менее 92%.
При перевозке на расстояние более 6000 км по инфраструктуре ОАО "РЖД" допускается перевозка КП длиной 57-71 условных вагонов: вместимостью более 80% от максимально возможного для конкретного КП количества ДФЭ при количестве крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров (далее - КРК) в составе КП не менее 30%; вместимостью 75-80% от максимально возможного для конкретного КП количества ДФЭ при количестве КРК в составе КП не менее 40%; вместимостью 70-74% от максимально возможного для конкретного КП количества ДФЭ при количестве КРК в составе КП не менее 60%.
Расчеты по настоящему договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 12 марта 2009 г. N НЮ - 808, код плательщика 1001758767, заключенного между клиентом и ОАО "РЖД" в лице Дальневосточного ТЦФТО (пункт 3.2 договора).
В соответствии с пунктом 3.1.договора клиент оплачивает ОАО "РЖД" платежи за оказанные услуги по организации перевозок груженых и порожних контейнеров в составе КП на условиях, приведенных в Приложении N 1 и Приложении N 2, а также возмещает иные затраты ОАО "РЖД", возникающие при оказании данной услуги и подтвержденные документально.
В случае неисполнения условий, предусмотренных пунктом 2.2.2 Приложения N 1 к настоящему договору, клиент оплачивает компенсацию в размере 2000 рублей за каждую единицу недогруженного ДФЭ (пункт 3.3. договора).
В пункте 2.1.3 Приложения N 1 указано, что ОАО "РЖД" обязуется проставлять после вывода на пути общего пользования последней группы вагонов с контейнерами, обеспечивающей формирование КП длиной согласно пункту 2.2.3 настоящих Условий, и окончания коммерческого и технического осмотра вагонов и контейнеров во всех перевозочных документах на перевозку контейнеров в составе КП штемпель "Контейнерный поезд" в случае, если Клиентом соблюдены положения пункта 2.2.2 настоящих Условий или оплачена компенсационная плата, предусмотренная пунктом 3.3 настоящего Договора.
В рамках исполнения Договора N ТЦ-1227 на путях общего пользования станции Находка-Восточная 24.03.2023 железной дорогой сформирован и принят к перевозке контейнерный поезд ТОЛЬЯТТИ 23-7 с оформлением ж/д накладных (ЭД141994, ЭД152865, ЭД152893, ЭД154386, ЭД214175, ЭД248645, ЭД248657, ЭД248708, ЭД248715, ЭД248717, ЭД248719, ЭД248849, ЭД248850, ЭД248854, ЭД248856, ЭД439631, ЭД439642, ЭД503370, ЭД607012, ЭД609180, ЭД609250, ЭД609312, ЭД609372, ЭД609398, ЭД609419, ЭД609457, ЭД609504, ЭД609535, ЭД609570, ЭД613038, ЭД646658, ЭД750085, ЭД795615, ЭД796413, ЭД804275, ЭД814839). В накладных перевозчиком проставлена отметка "Контейнерный поезд" (05), на основании которых в соответствии с пунктом 2.35 Постановления ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 применен понижающий коэффициент, в связи с чем стоимость перевозки снижена на 370 774,80 руб.
28.03.2023 на путях общего пользования станции Находка-Восточная ОАО "РЖД" сформирован и принят к перевозке Контейнерный поезд БАЗАИХА 23-12, с оформлением ж/д накладных (ЭД860873, ЭД795744, ЭД854011, ЭД346040, ЭД345816, ЭД796023, ЭД850899, ЭД803403, ЭД803382, ЭД345911, ЭД346001, ЭД345953, ЭД346200, ЭД692548, ЭД978823, ЭД564915, ЭЕ013847, ЭД850840, ЭД854030, ЭД854047, ЭД498439, ЭД851080, ЭД510044, ЭД509926, ЭД511259, ЭД510074, ЭД510106, ЭД510192, ЭД691667, ЭД757036, ЭД756943, ЭД756879, ЭД756826, ЭД756751, ЭД756688, ЭД756621, ЭД757129, ЭД860933, ЭД850910, ЭД436526, ЭД511294, ЭД510167, ЭД095215, ЭД346149, ЭД345863, ЭД451428, ЭД510213, ЭД346092, ЭД734397, ЭД850875, ЭД854069, ЭД854056, ЭД852383, ЭД790203, ЭД746907). В накладных перевозчиком проставлена отметка "Контейнерный поезд" (05), на основании которой в соответствии применен понижающий коэффициент, стоимость перевозки снижена на 708 866,40 руб.
01.04.2023 на путях общего пользования указанной выше станции ОАО "РЖД" сформирован и принят к перевозке Контейнерный поезд РОСТОВ-ТОВАРНЫЙ 23-5, с оформлением накладных (ЭД795530, ЭД649657, ЭД649581, ЭД649671), в которых перевозчиком проставлена отметка "Контейнерный поезд" (05), на основании которой применен понижающий коэффициент, стоимость перевозки снижена на 59 880 руб.
По прибытии КП ТОЛЬЯТТИ 23-7, БАЗАИХА 23-12, РОСТОВ-ТОВАРНЫЙ 23-5 на станции назначения перевозчиком из ж/д накладных исключена отметка "Контейнерный поезд" (05), что привело к отмене понижающего коэффициента и последующему доначислению провозных платежей за перевозку грузов и сборов за охрану и сопровождение грузов, осуществленных на основании корректировочных актов на изменение стоимости оказанных услуг от 30.04.2023 в общем размере 1 139 521,20 руб.
Не согласившись с исключением из вышеуказанных накладных отметки "Контейнерный поезд" (05), повлекшим доначисление провозных платежей, истец обратился с претензиями. N 448/ВСК/ЭП от 22.06.2023, 466/ВСК/ЭП от 28.06.2023,.N 467/ВСК/ЭП от 28.06.2023 с предложением в добровольном порядке восстановить на ЕЛС клиента денежные средства в общей сумме 1 139 521,20 руб., но письмами N1476 от 04.07.2023, N587 от 26.07.2023, N1516 от 26.07.2023 перевозчик отклонил указанные претензии, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
На основании пункта 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 ГК РФ).
В соответствии со статьей 30 УЖТ РФ плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.
Статьей 10 УЖТ РФ предусмотрено, что в договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объемы перевозок грузов. Сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иных условий.
Согласно положений Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утверждённым Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N47-т/5 (далее Прейскурант N 10-01), при осуществлении контейнерных грузоперевозок прямыми отправительскими маршрутами (контейнерными поездами), в соответствии с приложением 4 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 к размеру провозной платы применяются уменьшающие поправочные коэффициенты (дифференцированные по расстоянию перевозки).
В силу положений пункта 24 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.12.2019 N 405 (далее - Правила N 405) контейнерный поезд может быть сформирован на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
Формирование контейнерного поезда на железнодорожных путях общего пользования, расположенных на станциях и на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется по соглашению между перевозчиком и организатором контейнерного поезда на организацию контейнерного поезда.
Организатор контейнерного поезда взаимодействует с перевозчиком, владельцами железнодорожного подвижного состава, владельцами железнодорожных путей необщего пользования при организации перевозки груженых и (или) порожних контейнеров в составе контейнерного поезда.
Условия формирования контейнерного поезда на железнодорожных путях общего пользования устанавливаются перевозчиком с учетом технических и технологических возможностей станций отправления, назначения, а также маршрута следования контейнерного поезда.
Согласно пункту 27 Правил N 405 количество контейнеров в составе контейнерного поезда (далее - вместимость контейнерного поезда) должно быть не менее 92% от максимально возможного для конкретного контейнерного поезда количества двадцатифутовых контейнеров (далее - ДФЭ).
Перевозчик вправе установить вместимость контейнерного поезда менее 92% с уведомлением организатора контейнерного поезда (грузоотправителя) в согласованном ими порядке.
Условиями договора N ТЦ-1227 предусмотрена возможность формирования КП вместимостью менее 92 % в указанных в договоре случаях.
Из условий договора (пункт 2.2.2 Приложения N 1) также следует, что клиент получает право на внесение провозной платы по льготному тарифу только в случае соблюдения им порядка формирования КП по количеству контейнеров не менее 92% от максимально возможного для конкретного КП количества двадцатифутовых контейнеров.
Пунктом 3.3. договора N ТЦ-1227 установлено, что клиент в случае неисполнения условий, предусмотренных пунктом 2.2.2 Приложения N 1 к договору, оплачивает компенсацию в размере 2 000 руб. за каждую единицу недогруженного ДФЭ.
Также положениями пункта 2.1.3 Приложения N 1 предписано, что ОАО "РЖД" обязуется проставлять после вывода на пути общего пользования последней группы вагонов с контейнерами, обеспечивающей формирование КП длиной согласно пункту 2.2.3 настоящих условий, и окончания коммерческого и технического осмотра вагонов и контейнеров во всех перевозочных документах на перевозку контейнеров в составе КП штемпель "Контейнерный поезд" в случае, если клиентом соблюдены положения пункта 2.2.2 настоящих условий или оплачена компенсационная плата, предусмотренная пунктом 3.3 настоящего договора.
Основанием для доначисления провозных платежей в заявленной сумме явилось снятие перевозчиком после проверки на станции назначения отметки "Контейнерный поезд" с учетом того, что не соблюдены условия формования КП - менее 92 % от максимально возможного.
Факт того, что контейнерные поезда ТОЛЬЯТТИ 23-7, БАЗАИХА 23-12, РОСТОВТОВАРНЫЙ 23-5 БАЗАИХА 23-12 были сформированы вместимостью менее 92 %, истцом не оспаривается. Вместе с тем, из материалов дела следует, что ООО "ВСК" выполнены условия, предусмотренных пунктом 2.1.3 Приложения N 1 к договору N ТЦ-1227, при которых ОАО "РЖД" проставляет после принятия поезда отметку "Контейнерный поезд", а именно ООО "ВСК" оплачена предусмотренная пунктом 3.3 договора компенсационная выплата в сумме 2 000 руб. за каждый недогруженный ДФЭ, что подтверждается представленными в материалы дела накопительными ведомостями, и ответчиком не оспаривается.
Доводы перевозчика о том, что оплаченные истцом 2 000 руб. за каждый недогруженный ДФЭ является штрафной санкцией, оплачены за факт нарушения условия о вместимости КП, правомерно отклонены арбитражным судом, как противоречащие условия договора, которым эти выплаты обозначены как компенсационные, а их оплата является условиям проставления соответствующей отметки в перевозочном документе.
Следовательно, основания у ОАО "РЖД" для снятия отметки "Контейнерный поезд" и, соответственно, добора тарифа в общем размере 1 139 521,20 руб. отсутствовали.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
При рассмотрении требования о взыскании неосновательного обогащения доказыванию подлежат: факт приобретения или сбережения денежных средств за счет другого лица, отсутствие к этому оснований, установленных сделкой, законом или иными правовыми актами, размер неосновательного обогащения.
Поскольку суд пришел к выводу о необоснованности списания ответчиком денежных средств с лицевого счета истца, требования о взыскании 1 139 521,20 руб. неосновательного обогащения заявлены обосновано.
Согласно пункту 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В силу статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истцом начислены проценты в сумме 33 233,43 руб. за период с 07.06.2023 по 26.09.2023 согласно уточненного расчета.
Поскольку наличие неосновательного обогащение на стороне ответчика подтверждено материалами дела, истец имеет право на взыскание процентов.
В силу положений пункт 3 статьи 395 ГК РФ истец вправе требовать взыскания процентов, начисляемых по день исполнения денежного обязательства, в связи с чем, требование о взыскании процентов, начиная с 27.09.2023 по день фактической оплаты, заявлено обосновано и подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, приведенные в первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении настоящего спора. Новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, апеллянтом не приведено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2023 по делу N А73-14456/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14456/2023
Истец: ООО "ВОСТОЧНАЯ СТИВИДОРНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"