г. Вологда |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А13-8136/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 декабря 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ригиной Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" Диевой О.Н. по доверенности от 17.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 сентября 2023 года по делу N А13-8136/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" (ОГРН 1187746695916, ИНН 7736317095; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 49; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция) от 25.05.2023 N 15-23/1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Круглов Александр Николаевич (адрес:162608, Вологодская область, город Череповец).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 сентября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат положениям приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28.08.2012 N 288 (далее - Приказ N 288).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Инспекция и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в связи с поступлением обращения Круглова А.Н. по вопросу правомерности расчета размера платы за коммунальные услугу по электроснабжению инспекцией на основании решения от 19.05.2023 N 15 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, о чем составлен акт от 24.05.2023 N 15.
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество является гарантирующим поставщиком. Обществом с жильцом квартиры 46 в многоквартирном жилом доме по улице Комсомольской города Череповца Вологодской области (далее - МКД) заключен договор энергоснабжения путем совершения конклюдентных действий. Названная квартира - двухкомнатная, коммунальная. Круглов А.Н. проживает в комнате N 2.
В соответствии с представленной обществом информацией по лицевому счету N 47885-674-38 (Круглов А.Н.) в платежном документе за февраль 2023 года произведен перерасчет (доначисление) на сумму 13 204 руб. 10 коп. за период с февраля 2020 года по январь 2023 года на основании акта о непроживании потребителя в комнате N 1, составленного обществом. Также с февраля 2023 года при расчете платы изменен норматив потребления электроэнергии исходя из 1 проживающего и 2 комнат - 174 кВт·ч вместо ранее применявшегося норматива исходя из 3 проживающих и 2 комнат - 83 кВт·ч.
По итогам проверки инспекция заключила о нарушении обществом положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 42, 50, 56 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившемся в проведении не предусмотренного данными Правилами перерасчета и неправильного определения объема электроэнергии исходя их норматива потребления электроэнергии.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления инспекцией обществу предписания от 25.05.2023 N 15-23/1 об устранении выявленных нарушений и представлении подтверждающих документов в срок до 05.07.2023.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене ввиду следующего.
На основании статей 2, 20 ЖК РФ, статей 64, 72, 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктов 1, 3 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пунктов 1.2, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.24 Положения о государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592, суд первой инстанции верно признал, что проверка проведена и оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных инспекции полномочий.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из объема потребленного за расчетный период в i-й коммунальной квартире коммунального ресурса, определенного в соответствии с пунктом 42 Правил:
*,
где: Vi - объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной квартире коммунального ресурса, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил;
nj.i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире;
Tкр - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Приказом N 288 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета исходя из количества комнат и проживающих в квартире.
Собственниками помещений в МКД выбран способ управления - управляющая организация муниципальное унитарное предприятие города Череповца "Теплоэнергия".
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 общество для жильцов МКД является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.
По полученной обществом от управляющей организации информации в квартире 46 количество зарегистрированных и проживающих граждан составляло 3 человека. По комнате N 1 (Потапова С.А.) названной квартиры обществом открыт лицевой счет N 477885-673-39, по комнате N 2 (Круглов А.Н.) - лицевой счет N 47885-674-38.
Сторонами не опровергается, что в квартире 46 отсутствует техническая возможность установки общеквартирного прибора учета электроэнергии.
Согласно Приказу N 288 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении исходя из 2 комнат и 3 проживающих составляет 83 кВт·ч.
До спорного периода расчет платы за электроэнергию по комнате N 2 (лицевой счет N 47885-674-38) производился исходя из указанного норматива.
В дальнейшем 13.01.2023 обществом составлен акт об установлении факта непроживания граждан в жилом помещении. Согласно данному акту в жилом помещении квартиры 46 в МКД (лицевой счет N 477885-673-39) по информации, полученной от соседей, никто не проживает с января 2019 года.
На основании указанной информации об отсутствии проживающих в комнате N 1 общество заключило, что при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению с января 2019 года необходимо применять норматив в размере 174 кВт·ч, установленный Приказом N 288, исходя из 2 комнат и 1 проживающего.
В связи с изложенным по лицевому счету N 47885-674-38 (Круглов А.Н.) в платежном документе за февраль 2023 года произведен перерасчет (доначисление) на сумму 13 204 руб. 10 коп. за период с февраля 2020 года по январь 2023 года, а также с февраля 2023 года при расчете платы применяется норматив потребления электроэнергии в размере 174 кВт·ч.
В платежном документе за февраль 2023 года по комнате N 1 (лицевой счет N 477885-673-39) задолженность в размере 42 771 руб. 91 коп. уменьшилась на сумму перерасчета 24 086 руб. 90 коп., в последующие месяцы начисление платы не производится.
Проанализировав положения Правил N 354, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами инспекции о применении обществом не предусмотренного данными Правилами порядка перерасчета, а также о неверном применении норматива потребления электроэнергии.
Так, согласно пункту 56 (2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Подпункт "е (1)" пункта 32 Правил N 354 предусматривает право исполнителя устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, составлять акт об установлении количества таких граждан.
В пункте 56 (1) Правил N 354 также указано, что в случае, если жилое помещение не оборудовано общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 57 (1) Правил N 354 дата начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении для применения при расчете платы за коммунальные услуги и проведения в случае необходимости перерасчетов за прошлые периоды указывается в заявлении собственника (постоянно проживающего потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями. При отсутствии такого заявления или при отсутствии в таком заявлении даты начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении такой датой считается 1-е число месяца даты составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт составляется в порядке, определенном пунктом 56 (1) настоящих Правил.
Пунктом 56 Правил N 354 определено, что если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 86 Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в соответствии с пунктом 91 Правил N 354 в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
При этом по смыслу пунктов 92, 93 тех же Правил перерасчет производится при наличии документов, подтверждающих факт и продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В числе таких документов пояснения соседей и акты исполнителя не поименованы.
Таким образом, Правилами N 354 предусмотрено право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении, и расчет платы за объем коммунальной услуги, потребленный временно проживающим (пункт 56), а также право потребителя на перерасчет платы в связи с его временным отсутствием (пункт 91).
В данном случае заявлений на перерасчет платы от потребителей квартиры 46 в связи с их временным отсутствием не поступало. Доказательств иного в материалах дела не имеется.
Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в жилом помещении (комнате в коммунальной квартире), не оборудованном общеквартирным прибором учета электроэнергии, в связи с выявлением исполнителем факта отсутствия проживания потребителей в другой комнате коммунальной квартиры Правилами N 354 не предусмотрен.
Таким образом, в платежном документе за февраль 2023 года по лицевому счету N 47885-674-38 обществом произведен перерасчет, не предусмотренный Правилами N 354, а при расчете платы за электроснабжение за февраль, март, апрель 2023 года необоснованно применен объем электроэнергии, определенный исходя из норматива потребления электроэнергии, предусмотренного для 2 комнат и 1 проживающего.
Ввиду изложенного суд первой инстанции верно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 сентября 2023 года по делу N А13-8136/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8136/2023
Истец: ООО "Северная сбытовая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области
Третье лицо: Круглов Александр Николаевич