г. Челябинск |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А47-957/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Гайского городского округа Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.08.2023 по делу N А47-957/2023.
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление-3 на Декабристов" (далее - заявитель, ООО "Домоуправление-3 на Декабристов", Общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Администрации Гайского городского округа Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) N 22-пА от 13.01.2023 "Об определении управляющих организаций по управлению многоквартирными домами" в части указания общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-3 на Декабристов" как организации для осуществления управления многоквартирными домами по адресам: г. Гай, пер. Центральный д. 9 "А", г. Гай, ул. Строителей д. 4, с. Новопетропавловка, ул. Школьная д.14, д.16, д.18, д.20, с. Новопетропавловка, пер. Торговый, д. 7 (далее - спорные МКД).
Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, Прокуратура Оренбургской области.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, постановление Администрации Гайского городского округа Оренбургской области N 22-пА от 13.01.2023 "Об определении управляющих организаций по управлению многоквартирными домами" в части возложения на ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" обязанности по управлению многоквартирными домами по адресам по адресам: г. Гай, пер. Центральный д. 9 "А", г. Гай, ул. Строителей д.4, с. Новопетропавловка, ул. Школьная д.14, д.16, д.18, д.20, с. Новопетропавловка, пер. Торговый, д. 7, признано недействительным. Суд обязал Администрацию Гайского городского округа Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Распределены расходы по уплате в федеральный бюджет государственной пошлины.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решением Гайского городского суда Оренбургской области от 27.06.2022 по делу N 2-535/2022, вступившего в законную силу 01.11.2022, на Администрацию возложена обязанность по определению управляющей организации для МКД, оставшихся без управления. Доводы об отсутствии соответствующих требованиям управляющих компаний неоднократно приводился Администрацией, однако отклонен судом общей юрисдикции.
В представленном отзыве прокуратура ссылалась на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Определением суда апелляционной инстанции от 11.10.2023 производство по апелляционной жалобе Администрации приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2023 по делу Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11668/2022.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2023 N 309-ЭС23-16766 отказано Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением суда апелляционной инстанции от 27.12.2023 производство по апелляционной жалобе Администрации возобновлено, поскольку отпали основания для приостановления производства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в многоквартирных домах в г. Гае и Гайском городском округе Оренбургской области по адресам: ул. Советская, 13, 22, 15, 26, 26 "А", 28, 28"А", ул. Ленина, 5,5"А", 23"А", ул. Октябрьская, 32,48"А", ул. Строителей, 4, ул. Орская, 98, пер. Больничный 9, 9"А", пер. Пионерский, 10"А", пер. Центральный, 9 "А", ул. Пионерская, 11; п. Халилово, ул. Магнезитовая,3, 5, 7, ул. Ленина, 29; п. Лылово, ул. Новостройка,16, 22, 24, 26; п. Нововоронежский: ул. Степная, 7; п. Ириклинский: ул. Советская, 6, ул. Ленина, 16, 18, 24, ул. Чапаева, 4, ул. Пушкина, 8; с. Камейкино: пер. Северный, 5, 7, ул. Школьная, 3; с. Поповка: ул. Школьная, 2,4,6,8,10; п. Репино: ул. Школьная, 5, 7; с. Новониколаевка: Квартал 1, 1, 2, 3; с. Колпакское: ул. Школьная, 44 ул. Октябрьская, 22, 24,26; с. Новопетропавловка: ул. Школьная, 14, 16, 18, 20, пер. Торговый, 7, не выбран способ управления, либо выбранный способ не реализован до настоящего времени.
Гайский межрайонный прокурор, ссылаясь на нарушение требований ч.ч.1, 4.1, 5, 8, 17 статьи 161, ч. 5 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" обратился в Гайский городской суд с заявлением к администрации Гайского городского округа Оренбургской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа о возложении обязанности принятия решения об определении управляющей организации.
Решением от 27.06.2022 по делу N 2-535/2022 Гайский городской суд Оренбургской области обязал администрацию Гайского городского округа Оренбургской области принять решение об определении управляющей организации, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, для управления домами, расположенными в г. Гае и Гайском городском округе Оренбургской области по адресам: в г. Гае: ул. Советская, 13, 15, 26, 26 "А", 28, 28"А", ул. Ленина, 5, 23"А", ул. Октябрьская, 32, 48"А", ул. Строителей, 4, ул. Орская, 98, пер. Центральный, 9 "А"; п. Халилово, ул. Магнезитовая 5, 7, ул. Ленина, 29; п. Лылово: ул. Новостройка 16, 22, 24, 26; п. Нововоронежский: ул. Степная, 7; п. Ириклинский: ул. Советская, б, ул. Ленина, 16, 18, 24, ул. Чапаева, 4, ул. Пушкина, 8; с. Камейкино: пер. Северный, 5, 7, ул. Школьная, 3; с. Поповка: ул. Школьная, 2,4,6,8,10; п. Репино: ул. Школьная, 5, 7; с. Новониколаевка: Квартал 1, 1, 2, 3; с. Колпакское: ул. Школьная, 44, ул. Октябрьская, 22, 24, 26; с. Ново Петропавловка: ул. Школьная, 14, 16, 18, 20, пер. Торговый, 7, со дня вступления настоящего решения в законную силу и до заключения собственниками помещении в указанных многоквартирных домах договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, или до выбора собственниками помещений в указанном многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом (л.д. 42-44, 45-47).
Во исполнение решения от 27.06.2022 по делу N 2-535/2022 Гайского городского суда Оренбургской области Администрацией, поскольку ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" являлось одной из управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Гае и Гайском городском округе Оренбургской области, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и получающих доход от этой деятельности, издано постановление N 22-пА от 13.01.2023 "Об определении управляющих организаций по управлению многоквартирными домами", в котором общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление-3 на Декбаристов" указано как организация для осуществления управления многоквартирными домами по адресам: г. Гай, пер. Центральный д. 9 "А", г. Гай, ул. Строителей д. 4, с. Новопетропавловка, ул. Школьная д.14, д.16, д.18, д.20, с. Новопетропавловка, пер. Торговый, д. 7.
Полагая, что указанное постановление не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятие оспариваемого постановления на основании решения суда общей юрисдикции истолковано Администрацией произвольно, без учета применения иных административных процедур, которые входят в полномочия органа местного самоуправления.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Частью 17 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 1616).
В силу пункта 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
На основании пункта 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организацией формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно пунктам 6 и 7 Правил N 1616 управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке). Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже, чем один раз в пять лет.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1616 при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций. Если две и более управляющие организации управляют на основании решения об определении управляющей организации равным количеством многоквартирных домов, уполномоченный орган определяет для управления многоквартирным домом управляющую организацию в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций. Управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций.
Из анализа указанных норм следует, что перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом, формируется органом местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. При этом включение управляющей организации в указанный перечень является для управляющих организаций добровольным, осуществляется на основании заявления о включении их перечень организаций или участия в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто Администрацией, ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" соответствующего заявления о включении в перечень не подавало.
Как верно указано судом первой инстанции, принятие оспариваемого постановления на основании решения от 27.06.2022 по делу N 2-535/2022 Гайского городского суда Оренбургской области истолковано Администрацией произвольно, без учета применения иных административных процедур, которые входят в полномочия органа местного самоуправления.
Следовательно, у Администрации в принудительном порядке отсутствовали основания для определения ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация.
С учетом изложенного, постановление Администрации N 22-пА от 13.01.2023 "Об определении управляющих организаций по управлению многоквартирными домами" в части указания общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-3 на Декабристов" как организации для осуществления управления многоквартирными домами по адресам: г. Гай, пер. Центральный д. 9"А", г. Гай, ул. Строителей д.4, с. Новопетропавловка, ул. Школьная д.14, д.16, д.18, д.20, с. Новопетропавловка, пер. Торговый, д. 7 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с этим подлежит признанию недействительным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.08.2023 по делу N А47-957/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Гайского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-957/2023
Истец: ООО "Домоуправление-3 на Декабристов"
Ответчик: Администрация Гайского городского округа
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "домоуправление -6 на войченко", ООО "Домоуправление-6 на Войченко", Прокуратура Оренбургской области, ширяев александр