город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2023 г. |
дело N А53-11314/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца: представителей не направил, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Рулев И.В. по доверенности от 30.01.2023; представитель Важинская Е.В. по доверенности от 09.01.2023;
от третьего лица посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представителей не направил, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабенко Ирины Анатольевны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.09.2023 по делу N А53-11314/2023
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабенко Ирины Анатольевны (ОГРНИП 313236201600054 ИНН 232800402275)
к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1096164000019 ИНН 6164287579)
при участии третьего лица: Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
(ОГРН 1022301205926 ИНН 2308030019)
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабенко Ирина Анатольевна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Азово-черноморскому Территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 26.01.2023 N 897.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2023 по делу N А53-11314/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабенко Ирина Анатольевна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что непереоформление договора N 23/13 от 26.04.2013 о предоставлении в пользование рыбоводного участка не является основанием для отказа в заключении нового договора пользования рыбоводным участком. Судом первой инстанции не принято во внимание, что из закона об аквакультуре не следует, что рыбоводное хозяйство утратит преимущественное перед другими лицами право на заключение такого договора на новый срок без проведения торгов, в случае непереоформления договора, либо непереоформление влечет отказ в заключении договора на новый срок. Возможность заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов, на основании ранее заключенного договора в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2510-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства" подтверждена вступившим в законную силу судебным актом. Границы спорного рыбоводного участка определены и включены в Перечень рыбоводных участков Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 11.01.2013 N 2.
В связи с нахождением в отпуске судьи Чотчаева Б.Т в составе суда произведена замена судьи Чотчаева Б.Т на судью Новик В.Л., в порядке, установленном статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с заменой судьи в составе суда рассмотрение апелляционной жалобы производится с самого начала.
В судебное заседание не явился истец, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассмотрел дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца и третьего лица, поступили ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Представители ответчика возражали против удовлетворения ходатайств об отложении.
Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы судом рассмотрено и отклонено по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из содержания данной нормы следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки, а также обстоятельств, связанных с необходимостью предоставления доказательств, совершения иных процессуальных действий, способных повлиять на разрешение спора. Кроме того, даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что приведенное ответчиком обстоятельство не является препятствием для рассмотрения настоящего спора по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Краснодарского края от 04.06.2012 N 2510-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства" (далее - Закон N 2510-КЗ) между Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и Бабенко И.А. заключен договор N 23//13 от 26.04.2013 о предоставлении в пользование рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства.
Согласно пункту 5.1. договора он вступает в силу со дня его подписания сторонами и действуют до 26 апреля 2023 года.
Закон N 2510-КЗ признан утратившим силу Законом Краснодарского края от 6 декабря 2017 года N 3705-КЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) на территории Краснодарского края".
Бабенко И.А. 23.01.2023 обратилась в адрес Азово-черноморского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству с просьбой заключить договор пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов в отношении вышеуказанного участка.
Управление, рассмотрев заявление, письмом от 26.01.2023 отказало заявителю в заключении указанного договора, указав следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и ИП Бабенко И.А. заключили договор о предоставлении в пользование рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства от 26.04.2013 N 23/13, предоставляющий право на выращивание и вылов объектов сельскохозяйственного товарного рыбоводства, на "рыбоводном участке N 2.2 в границах участка реки Бейсуг, расположенного западнее населенного пункта с. Первомайское на территории Выселковского района, площадью 232,2 га".
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре), береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса; Российской Федерации, Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183 (далее - Порядок).
Так в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Порядка, определение границ рыбоводного участка осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской: Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории Краснодарского края определение границ рыбоводного участка осуществляет министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Ввиду того, что индивидуальным предпринимателем Бабенко Ириной Анатольевной заключен договор от 26.04.2013 N 23/13 (далее - договор) с министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2510-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства" до вступления в силу Порядка, границы рыбоводного участка не утверждены в рамках данного Порядка и не внесены в перечень рыбоводных участков, и, по сути, акватория водного объекта указанная в договоре рыбоводным участком не является.
Более того под реестровым N 2.2 приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 279 (в редакции от 17.12.2015 г. N 582) были утверждены границы рыбоводного участка - участок реки Рассыпная на территории Белоглинского района Краснодарского края, площадью 9,04 га, а не "рыбоводный участок N 2.2 в границах участка реки Бейсуг, расположенного западнее населенного пункта с. Первомайское на территории Выселковского района, площадью 232,2 га", как указано в договоре о предоставлении в пользование рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства от 26.04.2013 N 23/13, заключенном с министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Кроме того, границы рыбоводного участка N 2.2 - участок реки Рассыпная на территории Белоглинского района Краснодарского края, площадью 9,04 га, отменены приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 04.07.2017 N 164.
Приказом Росрыболовства от 17.09.2013 N 690 "Об утверждении Положения об Азово-Черноморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству" Управление наделено полномочиями организатора торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком.
В соответствии со статьей 12 Закона об аквакультуре на рыбоводном участке может осуществляется только пастбищная и (или) индустриальная аквакультура. Пастбищная аквакультура осуществляется на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы.
Кроме того, согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 56696-2015 "Возобновляемые источники сырья. Аквакультура. Термины и определения", пастбищная аквакультура - вид аквакультуры, предусматривающий выпуск объектов аквакультуры на рыбоводные участки, где они обитают в состоянии естественной свободы с использованием кормовых ресурсов водного объекта без дополнительного кормления живыми и искусственными кормами, а также без использования садков и (или) других средств.
Вместе с тем, предусмотренные пунктом 2.2. договора, обязанности пользователя имеют все признаки интенсивного прудового рыбоводства (кормление рыбы, мелиорация и удобрение прудов).
Управление действующим законодательством Российской Федерации не наделено полномочиями по заключению подобного рода договоров, так как договор о предоставлении в пользование рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства заключался ранее в рамках предшествующего Закона Краснодарского края, который регулировал порядок подготовки и заключения данного договора, что подтверждается решением суда Каневского района Краснодарского края по делу от 20.11.2017 N 2а-1822/2017 г.
Предоставление права пользования водным объектом, находящимся в федеральной собственности, с целью осуществления прудовой аквакультуры, регламентировано частью 3 статьи 11 Водного Кодекса Российской Федерации и осуществляется путем оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование, на оснований заявления, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 N 18 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование".
Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2017 г. N 415 "Об утверждении Правил заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с рыбоводным хозяйством, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, и изменения условий такого договора" (далее - Правила) распространяется на договоры, которые заключены после вступления в силу Закона об аквакультуре.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона об аквакультуре, рыбоводное хозяйство, надлежащим образом исполнившее свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, по истечении срока его действия имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение такого договора на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии внесения платы, предусмотренной частью 1 статьи 9 Закона об аквакультуре.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 6 Правил, при заключении договора пользования рыбоводным участком по соглашению сторон могут быть изменены следующие условия ранее заключенного договора пользования рыбоводным участком:
а) минимальный объем объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка, предусмотренный пунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона;
б) видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка;
в) реквизиты сторон (место нахождения и адрес, место жительства, место фактического осуществления деятельности, банковские реквизиты);
г) сведения об объектах рыбоводной инфраструктуры;
д) местоположение и площадь рыбоводного участка в соответствии с местоположением береговой линии (границ водного объекта), если такая береговая линия (граница водного объекта) была определена после дня заключения договора пользования рыбоводным участком. При этом увеличение площади рыбоводного участка по отношению к площади, предусмотренной в ранее заключенном догоцоре пользования рыбоводным участком, не допускается.
Изменение иных условий договора пользования рыбоводным участком, не предусмотренных пунктом 6 Правил, не допускается.
Учитывая вышеизложенное, Управлением не могут заключаться договоры пользования рыбоводным участком для осуществления пастбищной аквакультуры на основании договоров о предоставлении в пользование рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства (фактически прудовой аквакультуры).
Таким образом, порядок переоформления без проведения торгов путем заключения договора пользования рыбоводным участком не распространяется на договор от 26.04.2013 г. N 23/13 о предоставлении в пользование рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства, поскольку заключен в рамках действующего на тот момент Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2510-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства".
Не согласившись с указанным решением, глава хозяйства Бабенко И.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования.
Поскольку законодательство не ограничивает возможность применения различных способов для защиты субъектом хозяйственной деятельности предполагаемого нарушенного права, суд полагает подлежащим рассмотрению по существу заявленного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Оценивая отказ в заключении договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов, выраженный в письме от 26.01.2023 N 897, на предмет соответствия его действующему законодательству, суд исходит из следующего.
Заявителем в обоснование требований приложен договор N 23//13 от 26.04.2013 о предоставлении в пользование рыбоводного участка, для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства, заключенный между Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - Минсельхоз КК) и Бабенко И.А. в соответствии с Законом Краснодарского края от 04.06.2012 N 2510-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства" (далее - Закон N 2510-КЗ).
Согласно пункту 5.1. договора от 26.04.2013 он вступает в силу со дня его подписания сторонами и действуют до 26 апреля 2023 года.
Закон N 2510-КЗ признан утратившим силу Законом Краснодарского края от 6 декабря 2017 года N 3705-КЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) на территории Краснодарского края".
При этом договор от 26.04.2013 не расторгнут.
Бабенко И.А. уведомлением от 23.01.2023 обратилась в адрес Азово-черноморского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству с просьбой заключить договор пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов в отношении вышеуказанного участка.
Управление письмом от 26.01.2023 отказало заявителю в заключении указанного договора.
Порядок определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183 (далее - Постановление N 1183).
Таким образом, понятие рыбоводного участка в федеральное законодательство введено вступившим в силу 01.01.2014 Федеральным законом от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона об аквакультуре рыбоводный участок это водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны РФ, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Ввиду того, что заявителем заключен договор от 26.04.2013 на основании Закона N 2510-КЗ, до вступления в силу Постановления N 1183, границы спорного участка утверждены были не в рамках данного Постановления.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона об аквакультуре рыбоводное хозяйство, надлежащим образом исполнившее свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, по истечении срока его действия имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение такого договора на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии внесения платы, предусмотренной частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 349-ФЗ).
При этом согласно пунктам 6, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2017 N 415 "Об утверждении Правил заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с рыбоводным хозяйством, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, и изменения условий такого договора" (далее - Постановление N 415) при заключении договора пользования рыбоводным участком по соглашению сторон могут быть изменены следующие условия ранее заключенного договора пользования рыбоводным участком:
а) минимальный объем объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка, предусмотренный пунктом 4 части 2 статьи 9 Закона об аквакультуре. Указанный минимальный объем определяется согласно методике, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с подпунктом "л" пункта 82 Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 г. N 450"Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком";
б) видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка;
в) реквизиты сторон (место нахождения и адрес, место жительства, место фактического осуществления деятельности, банковские реквизиты);
г) сведения об объектах рыбоводной инфраструктуры;
д) местоположение и площадь рыбоводного участка в соответствии с местоположением береговой линии (границ водного объекта), если такая береговая линия (граница водного объекта) была определена после дня заключения договора пользования рыбоводным участком. При этом увеличение площади рыбоводного участка по отношению к площади, предусмотренной в ранее заключенном договоре пользования рыбоводным участком, не допускается.
Изменение иных условий договора пользования рыбоводным участком, не предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, не допускается. Следовательно, в связи с тем, что договор от 26.04.2013 содержит условия, не предусмотренные Федеральным законодательством, их изменение приведет к нарушению требований Правил.
Договор от 23.04.2013 содержит условия, не предусмотренные и не соответствующие требованиям законодательства, которым необходимо руководствоваться управлению при заключении договора пользования рыбоводным участком.
Так, например п. 2.2.12. договора от 26.04.2013 содержит обязанность производить зарыбление с составлением акта, по форме, утвержденной Минсельхозом КК, в соответствии с рыбоводно-биологическим обоснованием и требований ветеринарного законодательства (аналогичные условия содержатся в форме типового договора о предоставлении в пользование рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства, утвержденной распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.10.2012 N 891-р).
При этом процедуру предоставления рыбоводными хозяйствами, имеющими в пользовании рыбоводные участки в территориальный орган Федерального агентства по рыболовству, на территории осуществления полномочий. которого находится водный объект, сведений и документов об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов объектов аквакультуры, а также сроки и условия их предоставления определяет порядок, утвержденный приказом Минсельхоза России от 06.10.2021 N 691.
Пункт 2.2.3. договора от 26.04.2013 содержит обязанность представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в Краснодарском крае сведения о зарыблении, вылове рыбоводной продукции, внесении минеральных и органических удобрений, других химических веществ и кормов для рыб.
Однако в соответствии с п. 2.5.1.6. ГОСТ Р 56696-2015 "Возобновляемы источники сырья. Аквакультура. Термины и определения" аквакультура пастбищная: Вид аквакультуры, предусматривающий выпуск объектов аквакультуры на рыбоводные участки, где они обитают в состоянии естественной свободы с использованием кормовых ресурсов водного объекта без дополнительного кормления живыми и искусственными кормами, а также без использования садков и (или) других технических средств.
Пункт 2.2.17. договора от 26.04.2013 содержит обязанность ежегодно, до 1 октября, вносить плату в размере 69 660 рублей за пользование рыбоводным участком.
Из пункта 2 статьи 26 Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2510- КЗ "О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства" следует, что перечисление платы за пользование рыбоводным участком подлежит в бюджет Краснодарского края.
При этом согласно пункту 18 Постановления N 415 размер платы определяется согласно правилам расчета и взимания платы за пользование рыбоводными участками, устанавливаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 83 Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 г. N 450 "Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком".
Приказом Минсельхоза России от 02.02.2015 N 30 утверждены Правила расчета и взимания платы за пользование рыбоводными участками.
Согласно пункту 21 Постановления N 415 плата, внесенная рыбоводным хозяйством, подлежит перечислению уполномоченным органом в соответствующий бюджет в соответствии с нормативами распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом (решением) о бюджете, в полном объеме в течение 3 рабочих дней со дня подписания договора пользования рыбоводным участком.
Таким образом, плата за рыбоводный участок в соответствии с Постановлением N 415 подлежит перечислению в Федеральный бюджет.
Следовательно, в связи с тем, что представленный договор содержит ряд условий, не предусмотренных Федеральным законодательством, их изменение приведет к нарушению требований Правил.
Таким образом, порядок заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с рыбоводным хозяйством, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком и изменения условий такого договора, утвержденный Постановлением N 415, распространяется на договорные отношения, возникшие в рамках Закона об аквакультуре.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, управление действующим законодательством Российской Федерации не наделено полномочиями по заключению договоров пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов, на основании ранее заключенных договоров в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2510-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства".
Изложенное позволяет констатировать отсутствие установленной статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, являющихся основанием для признания оспариваемого отказа незаконным.
При указанных обстоятельствах, доводы заявителя, изложенные им в заявлении, признаются судом необоснованными, а требования не подлежащими удовлетворению и в силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного в удовлетворении требований, заявленных главой хозяйства, необходимо отказать в полном объеме.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2023 по делу N А53-11314/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11314/2023
Истец: Бабенко Ирина Анатольевна, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабенко Ирина Анатольевна
Ответчик: АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышлености Краснодарского края