г. Москва |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А40-110866/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Лялина Т.А. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика ООО "Денталдиагностик"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2023 по делу N А40-110866/23, рассмотренному в порядке упрощенного судопроизводства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Экопромсервис" (ОГРН: 1025006171299) к Обществу с ограниченной ответственностью "Денталдиагностик" (ОГРН: 1117746343186) о взыскании долга, неустойки
без извещения сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Экопромсервис" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ООО "Денталдиагностик" задолженности в размере 10 629 руб. 33 коп., неустойки, начисленной за период с 11.11.2022 по 26.04.2023 в размере 824 руб. 43 коп., неустойки, начисленной за период с 27.04.2023, по день фактической оплаты задолженности из расчета 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы основного долга за каждый день просрочки, ссылаясь на то, что:
- между ООО "Экопромсервис" ООО "Денталдиагностик" был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 0300-001812-2022/ТКО от 17.10.2022 г. согласно которому Региональный оператор обязывался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем Договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязывался оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора;
- указанный договор заключен на условиях типового договора и вступил с момента фактического оказания услуги на основании ст. 435 ГК РФ и п. 8.17 Постановления Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016 г. "Об обращении с твердыми коммунальными отходами", в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- истец в заявленный исковой период с 01.01.2022 по 31.03.2023 оказал ответчику согласованные услуги, что подтверждается предоставленными в материалы дела универсальными передаточными документами и счетами на оплату;
- истец оплату услуг не произвел, сумма задолженности ответчика составила 10 629,33 руб.;
- в соответствии с п. 22 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора, региональный оператор вправе требовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы основного долга за каждый день просрочки;
- истец начислил ответчику неустойку за период с 11.11.2022 по 26.04.2023 в размере 824 рубля 43 копейки, а также неустойку за период с 27.04.2023, по день фактической оплаты задолженности из расчета 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы основного долга за каждый день просрочки;
- поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия была оставлена последним без удовлетворения, то истец обратился с настоящим иском в суд.
В суд первой инстанции ответчик представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, ссылался на то, что договор между истцом и ответчиком не заключен, у ответчика заключен договор с иной организацией, а также, то, что ответчик является медицинской организацией, а на медицинские отходы класса А не распространяется действие Закона N 89-ФЗ.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст. ст. 307, 309, 330, 779, 781 ГК РФ, решением от 22.09.2023 г. суд первой инстанции иск удовлетворил, исходя из следующего:
- требования обоснованы, документально подтверждены;
- доказательств погашения задолженности ответчиком не представлено;
- расчет неустойки проверил, признал верным;
- ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" подготовило типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0300-001812-2022/ТКО от 17.10.2022 Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации;
- истцом в адрес ответчика направлена оферта и 2 экземпляра подписанного со стороны ООО "Экопромсервис" договора N 0300-001812-2022/ТКО от 17.10.2022;
- согласно п. 8.12. Правил 1156, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором;
- в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил, Истец направил в адрес Ответчика оферту от 17.10.2022 г. N 174/22Исх и подписанный проект Договора в двух экземплярах;
- по истечении 15 рабочих дней Региональный оператор не получил от Потребителя подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО, либо, мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора, следовательно, на основании Правил 1156, договор между Истцом и Ответчиком считается заключенным;
- приложением к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0300-001812-2022/ТКО от 17.10.2022 способ учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" установлен расчетным путем исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, место (площадка) накопления ТКО - муниципальная площадка, расположенная по адресу: 141506, Московская обл., г. Солнечногорск, ул. Банковская, д.15. (ID 2364);
- отклонил довод ответчика о заключении договора на вывоз медицинских отходов с ООО "Трансмед", поскольку в представленном ответчиком договоре не указан адрес и ID контейнерной площадки, а также не содержится информации о сборе, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. ООО "Трансмед", не является региональным оператором ТКО, не имеет утвержденного тарифа на оказание услуг по обращению ТКО, в то время как договор, заключенный между истцом и ответчиком имеет иной предмет - оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО);
- ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие у него собственной контейнерной площадки с доступом ограниченного круга лиц, отвечающей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включенном в территориальную схему обращения с отходами в Московской области;
- отклонил ссылку ответчика на не подписанный договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, т.к. хозяйственная деятельность юридического лица, в данном случае ООО "Денталдиагностик", безусловно приводит к образованию твердых коммунальных отходов и данный факт является основанием для возникновения на стороне Ответчика императивной обязанности по оплате услуг по обращению со своими ТКО региональному оператору, который эти услуги оказывает и данные услуги носят абонентский характер.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в иске отказать, поскольку действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется, и несмотря на то, что медицинские отходы класса А по составу близки к ТКО, из норм законодательства не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО.
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с частью 1 статьи 2721 АПК РФ единолично без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Определение медицинских отходов изложено в пункте 1 статьи 49 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В данной норме заложен широкий, комплексный подход к определению медицинских отходов.
По смыслу пункта 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления не только собственно медицинской, но и фармацевтической, генно-инженерной и иных смежных видов деятельности.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Д", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (пункт 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены Санитарными правилами.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами выведена из сферы действия законодательства об отходах производства и потребления.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 49 Законе N 323-ФЗ любые отходы медицинского учреждения являются медицинскими и подлежат утилизации в соответствии со СанПиН 2.1.7.2790-10. Других видов отходов, которые могли бы вывозить без соблюдения указанных правил, у медицинского учреждения быть не может.
В Законе N 323-ФЗ учтена потенциальная опасность воздействия медицинских отходов. Согласно пункту 3 статьи 49 данного Закона медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения.
Анализ Санитарных правил (в частности, пункты 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244 СанПиН 2.1.3684-21) показывает, что положениями правил установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования; оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами; дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров; порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
При этом как в приведенных пунктах, так и в иных пунктах СанПиН 2.1.3684-21, касающихся обращения с медицинскими отходами в целом и непосредственно с медицинскими отходами класса "А", нет ни одной отсылки к нормам законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в отличие от положений, определяющих, например, правила обращения с отходами производства (пункт 218 СанПиН 2.1.3684-21).
Таким образом, действующие Санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса "А" и с ТКО.
В пункте 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 закреплен прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Несмотря на то, что медицинские отходы класса "А" приближены по составу к ТКО, из приведенных норм и правил не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2023 N 309-ЭС22-25180.
В этой связи любые отходы, образующиеся в процессе осуществления истцом видов медицинской деятельности, являются медицинскими отходами со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями и необходимостью соблюдения обязательных требований СанПиН 2.1.3684-21 к сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов (п.158 - 211 СанПиН).
Таким образом, собственники медицинских отходов класса "А" не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором как с единственным поставщиком услуги. Реализуя соответствующие правомочия, истец вправе был заключить в соответствии с требованиями норм действующего законодательства договор по обращению с медицинскими отходами с третьими лицами.
Однако, суд первой инстанции, при рассмотрении спора, принял во внимание отсутствие доказательств заключения ответчиком договора на вывоз медицинских отходов класса "А" с третьими лицами, с указанием адреса и ID контейнерной площадки, информации о сборе, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживанию медицинских отходов класса "А", схема обращения с медицинскими отходами классов "А", акты оказанных услуг, а так же доказательств оплаты данных услуг, в адрес истца протокол разногласий, касающийся осуществления обращения с медицинскими отходами класса "А" ответчик не направил, доказательств обратного так же не представил.
В отсутствие надлежащих доказательств заключения ответчиком договора на вывоз медицинских отходов класса "А" с третьими лицами, доводы жалобы о том, что договор с региональным оператором не заключался, действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется, носят формальный характер.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не усматривается, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2023 по делу N А40-110866/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, установленным в ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110866/2023
Истец: ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС"
Ответчик: ООО "ДЕНТАЛДИАГНОСТИК"