город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2023 г. |
дело N А01-3258/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Гаврилова Дмитрия Владимировича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 19.10.2023 по делу N А01-3258/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Гаврилова Дмитрия Владимировича (ОГРНИП 318237500324435 ИНН 236506591804)
к Администрации муниципального образования "Майкопский район"
(ОГРН 1030100534463 ИНН 0104005758)
при участии третьих лиц: акционерного общества "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (ОГРН 1027707000441 ИНН 7707308480); Бородиной Галины Константиновны
о признании незаконным решения.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гаврилов Дмитрий Владимирович (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Администрации муниципального образования "Майкопский район" (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решений Администрации муниципального образования "Майкопский район".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.10.2023 по делу N А01-3258/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Гаврилов Дмитрий Владимирович обжаловал определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что решения организатора торгов о недопуске его к участию в аукционах является незаконным и повлекли за собой существенное нарушение прав и законных его интересов; в результате нарушения процедуры организации и проведения аукционов Гаврилов Д.В. необоснованно лишен возможности участия в них.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Гаврилов Дмитрий Владимирович обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования "Майкопский район" о недопуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 01:04:0100003:196 и 01:04:0100003:17 и о признании недействительным аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 01:04:0100003:196 и 01:04:0100003:17.
Из материалов дела усматривается, с распоряжением администрации муниципального образования "Майкопский район" (далее - организатор торгов) от 23.05.2023 г. 464-p в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" опубликованы извещения N 22000013480000000049 и N 22000013480000000050 о проведении 26.07.2023 г. открытых аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 01:04:0100003:196 и 01:04:0100003:17, находящихся в государственной собственности, в электронной форме с использованием электронной площадки http://utp.sberbank-ast.ru (оператор электронной площадки: акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"). Срок подачи заявок - с 24.05.2023 по 20.06.2023, рассмотрение заявок - 22.06.2023. Размер задатка определен организатором торгов по извещению N 22000013480000000049 в сумме 22 636 рублей 00 копеек, по извещению N 22000013480000000050 в сумме 17 203 рублей 36 копеек.
Гаврилов Д.В. выполнив необходимые действия, предусмотренные регламентом универсальной торговой площадки "Сбербанк-АСТ" utp.sberbank-ast.ru, при наличии суммы денежных средств на специальном лицевом счете универсальной торговой площадки, необходимой для внесения задатка в целях участия в указанных аукционах, 19.06.2023 подал заявки на участие в указанных аукционах с приложением необходимых документов.
В связи с подачей заявок на участие в аукционах денежные средства в размере задатка были заблокированы на специальном лицевом счете Гаврилова Д.В. в соответствии с регламентом универсальной торговой площадки "Сбербанк-ACT" utp.sberbank-ast.ru.
Организатор торгов 22.06.2023 разместил на официальном сайте "torgi.gow.ru" и на сайте http://utp.sberbank-ast.ru протокол N 353 заседания Комиссии по рассмотрению заявок, поступивших на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номерам 01:04:0100003:196 (расположенного по адресу (местоположение) Республика Адыгея, Майкопский район, п. Каменномостстский, с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", площадь 2 000 кв. м, срок аренды 20 лет) и протокол N 355 заседания Комиссии по рассмотрению заявок, поступивших на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номерам 01:04:0100003:17, (расположенного по адресу (местоположение) Республика Адыгея, Майкопский район, п. Каменномостстский, ул. Куйбышева, 18, с видом разрешенного использования "индивидуального жилищного строительство", площадь 1 520 кв. м, срок аренды 20 лет.
Согласно данным протоколам Гаврилов Д.В., не допущен к участию в аукционе, причина отказа "непредставление необходимых для участия в аукционе документов, а именно документы подтверждающие внесение задатка (ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ).
При указанных обстоятельствах заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным решений Администрации муниципального образования.
В силу статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, исследовав и оценив материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу об обоснованности принятого Администрацией муниципального образования "Майкопский район" решения.
Согласно статье 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме.
Требования Земельного кодекса, регулирующие проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются императивными и содержат конкретный перечень документов, необходимых для участия в торгах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Из изложенного следует, что Земельного кодекса РФ возложена обязанность на организатора торгов по формированию извещения с указанием в нем сведений о размере задатка, порядке его внесения, возврата задатка и банковских реквизитах счета для перечисления задатка. При этом Земельный кодекс РФ возложена безусловная обязанность на участника торгов по представлению документов в составе заявки, исчерпывающий перечень которых определен в пункте 1 статьи 39.12. Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях
1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;
4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
На основании пункта 6 статьи 39.13 Земельного Кодекса РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Извещения "О проведении аукциона в электронной форме по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности" (далее - Извещение) установлен конкретный перечень документов, необходимых для участия в торгах, подаваемых путем прикрепления их электронных образов в личном кабинете на электронной площадке, требования к их оформлению, который включает в себя, в том числе документы, подтверждающие внесение задатка.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, подтверждающие внесение задатка.
Пунктом 5 Извещения определено, что денежные средства перечисляются на расчетный счет оператора электронной площадки. Образец платежного поручения приведен на электронной площадке по адресу: http://utp.sberbank-ast.ru/AP/Notice/653/Requisites.
Требования Земельного кодекса, регулирующие проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются императивными и содержат конкретный перечень документов, необходимых для участия в торгах.
Судом установлено, что в размещенных Администрации муниципального образования "Майкопский район" информационных сообщениях содержатся требуемые сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении заявки на участие в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Бланк заявки на участие в торгах был размещен на сайте www.torgi.gov.ru в сети интернет и на сайте электронной площадке http://utp.sberbank-ast.ru.
Заявки на торги принимались с 09 час. 00 мин. 24.05.2023 до 16 час. 00 мин. 20.06.2023.
Рассмотрение заявок (определение участников): 22.06.2023 с 09 час. 00 мин.
22.06.2023 аукционной комиссией были рассмотрены поступившие заявки на участие в открытом аукционе, в том числе заявка Гаврилова Д.В.
Пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к содержанию извещения о проведении торгов, среди которых: сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Среди перечня требуемых для участия в аукционе документов и требований к их оформлению, поименованных в извещениях N 22000013480000000049, N 22000013480000000050 содержались такие требования как: документы, подтверждающие внесение задатка.
Между тем, несмотря на внесение денежных средств на расчетный счет оператора электронной площадки, Заявителем не представлен в составе заявки сам документ, подтверждающий внесение задатка.
Земельный кодекс не предусматривает возможности изменения указанного перечня документов.
Таким образом, требования Земельного кодекса, регулирующего проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной ли муниципальной собственности, является императивной нормой и содержит конкретный перечень документов, необходимых для участия в торгах.
В соответствии с подпунктом 1 ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений.
Непредставление документов, предусмотренных 3К РФ, является безусловным основанием для отклонения заявки участника.
Таким образом, соблюдение положений ст. 39.12 ЗК РФ является обязательными для участника торгов.
Установлено, что заявки на участие в аукционе Гаврилова Д.В. выполнены на установленном Бланке заявки, однако, заявителем не приложены документы, подтверждающие внесение задатка.
Из содержания протокола об определении участником торгов от 22.06.2023 в отношении заявки Гаврилова Д.В. следовало: "непредставление необходимых для участия в аукционе документов, а именно документы подтверждающие внесение задатка (ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ)".
Следовательно, при рассмотрении заявок Гаврилова Д.В. аукционной комиссией обоснованно установлено, что данные заявки поданы с нарушением требований извещения и пп. 1 п. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, действия Администрации муниципального образования "Майкопский район" являлись законными и обоснованными нарушений процедуры аукциона не допущено, нарушений прав и законным интересов Гаврилова Дмитрия Владимировича судом не установлено.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.10.2023 по делу N А01-3258/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-3258/2023
Истец: Гаврилов Дмитрий Владимирович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МО "МАЙКОПСКИЙ РАЙОН", Администрация муниципального образования "Майкопский район"
Третье лицо: АО "Сбербанк-автоматизированная система торгов", АО "Сбербанк-АСТ", Бородина Галина Константиновна