город Омск |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А75-8758/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.
судей Воронова Т.А., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11990/2023) индивидуального предпринимателя Свичкарева Романа Владимировича на решение от 20.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-8758/2022 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Свичкарева Романа Владимировича (ОГРНИП 308860308500120, ИНН 860314544080) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600513061, ИНН 8601001187) о прекращении права собственности и снятии объектов с кадастрового учета, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице регионального отделения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре филиала по Уральскому федеральному округу, Администрация Нижневартовского района (ОГРН 1028601870967, ИНН 8620008290), акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" (ОГРН 1078603011321, ИНН 8620018330), общество с ограниченной ответственностью "Нефть-Рем-Сервис" (ОГРН 10686030669732, ИНН 8603137962),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Свичкарев Роман Владимирович (далее - истец, предприниматель, ИП Свичкарев Р.В.) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Нижневартовского района (далее - Администрация) в котором просил:
1. признать идентичность объектов недвижимости "нежилого помещения" с кадастровым номером 86:04:0000018:9367 Лабораторно-бытовой корпус N 2, общая площадь 1270,1 кв.м, по адресу: Тюменская область ХМАО-Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС и "нежилого здания" с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 Лабораторно-бытовой корпус, общая площадь 3536,9 кв.м, по адресу: Тюменская область ХМАО-Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС;
2. прекратить право собственности ИП Свичкарева Р.В. на объект недвижимости назначением "нежилое помещение" с кадастровым номером 86:04:0000018:9367, общая площадь 1 270,1 кв.м, по адресу: Тюменская область ХМАО-Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС;
3. снять с кадастрового учета "нежилое помещение" с кадастровым номером 86:04:0000018:9367, общая площадь 1270,1 кв.м, по адресу: Тюменская область ХМАОЮгра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС;
4. снять с кадастрового учета "нежилое здание" с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 Лабораторно-бытовой корпус, общая площадь 3536,9 кв.м, по адресу: Тюменская область ХМАО-Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра), акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" (далее - АО "Нижневартовская ГРЭС"), Администрация городского поселения Излучинск, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице регионального отделения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре филиала по Уральскому федеральному округу, общество с ограниченной ответственностью "Нефть-Рем-Сервис" (далее - ООО "Нефть-Рем-Сервис").
Определением от 22.09.2022 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры произвел замену ненадлежащего ответчика Администрации на надлежащего АО "Нижневартовская ГРЭС", Администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 06.12.2022 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры произвел замену ненадлежащего ответчика АО "Нижневартовская ГРЭС" на надлежащего ООО "Нефть-Рем-Сервис", АО "Нижневартовская ГРЭС" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 16.03.2023 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры произвел замену ненадлежащего ответчика ООО "Нефть-Рем-Сервис" на надлежащих - Администрацию городского поселения Излучинск и Управление Росреестра, ООО "Нефть-Рем-Сервис" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе рассмотрения спора ИП Свичкарев Р.В. отказался от исковых требований к Администрации городского поселения Излучинск, производство по делу в данной части прекращено.
Решением от 20.09.2023 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Свичкарев Р.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просили отменить решение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указаны следующие доводы: требования предъявлены к надлежащему ответчику; приложить к заявлениям технический план, изготовленный в связи с реконструкцией здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576, невозможно, поскольку в указанном здании имеется только одно помещение, которое принадлежит истцу на праве собственности; ООО "НефтьРем-Сервис" отказалось принять меры к внесению изменений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) совместно с истцом, поскольку его права не нарушены и не затрагиваются исключением из ЕГРН нежилого здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 и нежилого помещения с кадастровым номером 86:04:0000018:9367; Управление Росреестра не представило документы, подтверждающие законность сохранения объекта кадастровым номером 86:04:0000018:1576, не имеющего собственника и фактически разделенного на два объекта, индивидуализированных кадастровыми номерами и разными собственниками, при этом один из них, объект истца сохранив в качестве помещения и части здания, а другой в качестве отдельного объекта не входящего в состав здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576; учитывая отсутствие нежилого помещения с кадастровым номером 86:04:0000018:9367 как единственного помещения в здании с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 и невозможность проведения в этом случае каких-либо кадастровых работ по реконструкции здания, кроме возведения нового здания на месте снесенного здания-помещения истца, только решением суда возможно приведение в соответствие числящихся кадастровых номеров в Управлении Росреестра, так как единственным собственником этих объектов является истец.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца, ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что 10.09.2019 между АО "Нижневартовская ГРЭС" (продавец) и ИП Свичкаревым Р.В. (покупатель) подписан договор купли-продажи недвижимого имущества от N 1/КП-16-19/0014 (далее - договор), согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателю имущество согласно приложению N 1 к договору (далее - имущество) в месте его передачи, указанном в пункте 3.1.1 договора, а покупатель обязуется принять в собственность указанное имущество и оплатить его в установленные договором сроки (пункт 1.1).
В силу пункта 1.2. договора здания и сооружения из состава имущества расположены в границах земельных участков, сведения о которых приведены в приложении N 1 к договору.
Истец указал, что предметом купли-продажи стало следующее здание/имущество/помещение - Лабораторно-бытовой корпус N 2, инвентарный номер 0511000022000, общая площадь 1 270,1 кв.м, кадастровый номер 86:04:0000018:9367, по адресу: Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС, который принадлежал акционерному обществу "Нижневартовская ГРЭС" на основании свидетельства о государственной регистрации права 72 НК 831178 от 26.12.2007, располагался на земельном участке площадью 6 525 кв.м с кадастровым номером 86:04:0000018:9130, вид разрешенного использования - здания ЛБК N 1 и ЛБК N 2 и прилегающая территория, арендованном истцом на основании договора аренды N 2505-119/08 от 29.05.2008 зарегистрированному в Управлении Росреестра 07.07.2008 за N 86-72-16/026/2005-087.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 10.03.2020 N 522, истцом выкуплен указанный земельный участок, в пределах которого имеется объект недвижимости с кадастровым номером 86:04:0000018:1577.
24.06.2021 истец обратился с уведомлением о сносе приобретенного здания/помещения - Лабораторно-бытовой корпус N 2, инвентарный номер 0511000022000, общая площадь 1 270,1 кв.м, кадастровый номер 86:04:0000018:9367, по адресу: Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС (от 25.06.2021 вх. N 08-01-347/1).
12.07.2021 истец обратился с уведомлением о завершении сноса приобретенного здания/имущества - Лабораторно-бытовой корпус N 2, инвентарный номер 0511000022000, общая площадь 1 270,1 кв.м, кадастровый номер 86:04:0000018:9367, по адресу: Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС.
Предприниматель указал, что при обращении в Управление Росреестра об исключении сведений о здании/помещении - Лабораторно-бытовой корпус N 2, инвентарный номер 0511000022000, общей площадью 1 270,1 кв.м., кадастровый номер 86:04:0000018:9367, по адресу: Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС, выяснилось, что по причине путаницы в кадастровых номерах в Управлении Росреестра здание, принадлежащее ему, поставлено на кадастровый учет как имущество, а здание с теми же характеристиками зарегистрировано под другим кадастровым номером 86:04:0000018:1577.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета и государственной регистрации прав от 24.02.2022 N КУВД-001/2022- 4892050/1 истцу было отказано в снятии с учета здания/имущества Лабораторно-бытовой корпус N 2, инвентарный номер 0511000022000, общая площадь 1 270,1 кв.м., кадастровый номер 86:04:0000018:9367, по адресу: Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС по причине того, что здание числится в Управлении Росреестра помещением - частью здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576.
Истец считает, что основанием для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН и прекращения прав на него является заявление собственника объекта недвижимости с приложением акта обследования, составленного кадастровым инженером.
Предприниматель указал, что в ЕГРН в отношении помещения с кадастровым номером 86:04:0000018:9367, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, р-н Нижневартовский, Общестроительная база, п.г.т. Излучинск, Нижневартовская ГРЭС, имеются сведения о расположении в здании с кадастровым номером 86:04:0000018:1576, находящемся по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, р-н Нижневартовский, Общестроительная база, п.г.т. Излучинск, Нижневартовская ГРЭС, сведения о котором в ЕГРН имеют актуальный статус.
В свою очередь, Управление Росреестра отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя о снятии объекта с кадастрового учета указало, что прекращение существования помещения возможно только при уничтожении или гибели здания, в котором оно расположено, либо гибели или уничтожении части здания, в пределах которого такое помещение находилось, а так как здание с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 свое существование не прекратило, для снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав на помещение с кадастровым номером 86:04:0000018:9367 оснований не имеется.
Истцу рекомендовано обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете изменений здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576, также предоставить акт обследования, подтверждающий прекращение существования помещения с кадастровым номером 86:04:0000018:9367 в связи с уничтожением части здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576, в пределах которой данное помещение находилось.
Как указывает истец, у здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 отсутствует собственник - права собственности не зарегистрированы, то обращаться с заявлением не представляется возможным. В связи с чем истец вынужден обратиться в суде о прекращении прав в судебном порядке.
Истец полагает, что в связи со сносом спорного здания/имущества - Лабораторно-бытовой корпус N 2, инвентарный номер 0511000022000, общая площадь 1 270,1 кв.м, кадастровый номер 86:04:0000018:9367, по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС, необходимо прекратить право собственности на объект недвижимости.
Поскольку на кадастровом учете стоит два объекта недвижимости с идентичными характеристиками, но под разными кадастровыми номерами и разным назначением "нежилое помещение", кадастровый номер 86:04:0000018:9367 и "нежилое здание", кадастровый номер 86:04:0000018:1577, основанием для снятия с кадастрового учета нежилого здания/помещения будет являться решение суда о прекращении права собственности на него.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 198 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624), учитывая, правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), установил отсутствие оснований для вывода о том, что нежилое здание с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 Лабораторно-бытовой корпус, общей площадью 3 536,9 кв.м, и нежилое помещение с кадастровым номером 86:04:0000018:9367 Лабораторно-бытового корпуса N 2, общей площадью 1 270,1 кв.м, являются идентичными объектами недвижимости; указал, что поскольку истец необходимые документы в Управление Росреестра не представил, у регистратора отсутствовали основания для снятия с учета здания/имущества Лабораторно-бытовой корпус N 2, инвентарный номер 0511000022000, общая площадь 1 270,1 кв.м, кадастровый номер 86:04:0000018:9367.
Также суд пришел к выводу, что Управление Росреестра не может являться надлежащим ответчиком по иску, направленному на прекращение права собственности (признания его отсутствующим), в связи с чем оставил исковые требования без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постанволение N 6/8).
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права и соответствие способа защиты требованиям закона. Избрание неверного способа защиты является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В силу части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как верно установлено судом первой инстанции, в настоящее время в ЕГРН указаны актуальные сведения об объектах недвижимости нежилое здание с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 Лабораторно-бытовой корпус, общей площадью 3 536,9 кв.м, по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС, и расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 нежилых помещениях:
- нежилое помещение с кадастровым номером 86:04:0000018:9367 Лабораторнобытового корпуса N 2, общей площадью 1 270,1 кв.м., по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС. Нежилое помещение принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 10.09.2019 N1/КП-16-19/0014. Сведения о регистрации права собственности внесены в ЕГРН 05.10.2019 за N 86:04:0000018:9367-86/05072019-4;
- нежилое помещение с кадастровым номером 86:04:0000018:9342 Лабораторнобытового корпуса N 1, общей площадью 2 266,8 кв.м., по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Общестроительная база, Нижневартовская ГРЭС. Нежилое помещение принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Нефть-Рем-Сервис" на основании договора купли-продажи от 12.12.2011 N 123-110010. Сведения о регистрации права собственности внесены в ЕГРН 14.03.2012 за N 86-86-02/010/2012-457.
По сведениям ЕГРН объекты недвижимости относятся к разному виду недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 и расположенное в нем нежилое помещение с кадастровым номером 86:04:0000018:9367 и имеют различную общую площадью 3 536,9 кв.м и 1 270,1 кв.м, соответственно.
В нежилом здании с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 расположено еще одно нежилое помещение с кадастровым номером 86:04:0000018:9342, общей площадью 2 266,8 кв.м, принадлежащее на праве собственности иному лицу.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что указанные нежилое здание и нежилое помещение не являются идентичными объектами недвижимости.
Кроме того, на момент обращения предпринимателя в Управление Росреестра спорные сооружения поставлены на кадастровый учет, сведения об объектах недвижимости отражали статус "актуальные, ранее учтенные".
Управление Росреестра указало, что снятие с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 не представляется возможным, поскольку снос нежилого помещения с кадастровым номером 86:04:0000018:9367, которое является частью нежилого здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576, является изменением параметров объекта, которое затрагивает конструктивные характеристики и влияет на надежность и безопасность объекта с кадастровым номером 86:04:0000018:1576.
В соответствии с пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении) является основанием осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ в техническом плане указываются:
1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;
3) новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
В свою очередь, частью 4.1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов (часть 4.2 статьи 1).
В силу статьи 37 Закона N 221-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Таким образом, доводы Управления Росреестра соответствуют пункту 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, предусматривающему технический план в качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Доказательств того, что к заявлениям об осуществлении учетно-регистрационных действий истец приложил технический план, изготовленный в связи с реконструкцией здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Управления Росреестра отсутствовали основания для снятия с учета здания/имущества Лабораторно-бытовой корпус N 2, инвентарный номер 0511000022000, общая площадь 1 270,1 кв.м., кадастровый номер 86:04:0000018:9367.
В пункте 53 Постановления N 10/22 указано, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Если иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения, предъявлен к государственному регистратору, суд осуществляет замену ненадлежащего ответчика в соответствии с частью 1 статьи 41 ГПК РФ или частями 1, 2 статьи 47 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ или части 1 статьи 16 АПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.
Учитывая приведенные положения, оспаривание действий регистрирующего органа по внесению записи в ЕГРП с последующим изменением (исключением) этой записи из реестра возможно только в том случае, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
В рамках настоящего спора истец указал на обстоятельства, согласно которым предприниматель в связи со сносом принадлежащего ему имущества не может погасить запись о праве собственности.
Истец в суде первой инстанции пояснил, что регистратор исключил из состава объекта нежилого здания с кадастровым номером 86:04:0000018:1576 объект с кадастровым номером 86:04:0000018:9342 Лабораторно-бытового корпуса N 1, общей площадью 2 266,8 кв.м, принадлежащий ООО "Нефть-Рем-Сервис", который в настоящее время документально не является помещением и не имеет статуса помещения и не входит в состав объекта нежилое здание с кадастровым номером 86:04:0000018:1576.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, в иске указано на необоснованный отказ Управления Росреестра в снятии с учета здания/имущества Лабораторно-бытовой корпус N 2, инвентарный номер 0511000022000, общая площадь 1 270,1 кв.м, кадастровый номер 86:04:0000018:9367, уведомлением о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета и государственной регистрации прав от 24.02.2022 N КУВД-001/2022-4892050/1.
В апелляционной жалобе истец привел доводы о том, что ООО "НефтьРем-Сервис" отказалось принять меры к внесению изменений в ЕГРН совместно с истцом.
Таким образом, указанное свидетельствует о наличии спора у истца с другими участниками гражданского оборота, в данном случае с ООО "Нефть-Рем-Сервис".
Между тем, при предъявлении иска предприниматель указал в качестве ответчика по делу регистрирующий орган, что противоречит вышеназванным правовым нормам.
Следует отметить, что у Управления Росреестра отсутствует самостоятельный материальный интерес, ответчик не является участником материальных правоотношений, не заинтересован и не претендует на спорные объекты, имущественные права и интересы истца своими действиями не нарушал.
Приняв во внимание, что истцом не приведены доказательства нарушения его прав и законных интересов со стороны Управления Росреестра, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Управлению Росреестра ввиду привлечения по данному спору ненадлежащего ответчика.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.09.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-8758/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8758/2022
Истец: Свичкарев Роман Владимирович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: Администрация городского поселения Излучинск, АО НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГРЭС, ООО "Нефть-Рем-Сервис", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"