27 декабря 2023 г. |
Дело N А55-20779/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Бондаревой Ю.А., Мальцева Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожевниковой В.О.
с участием:
от Савичева О.А. - Рыбаков С.И. по доверенности от 01.07.2022 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 4
апелляционную жалобу Савичева Олега Александровича
на определение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2023 года об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов
в рамках дела N А55-20779/2022
О несостоятельности (банкротстве) Савичева Олега Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Савичев Олег Александрович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 15.07.2022 заявление Савичева Олега Александровича о признании себя несостоятельным (банкротом) принято, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Определением Арбитражного суда Самарской области 22.08.2022 в отношении должника введена процедура реструктуризацию долгов, финансовым управляющим должника утверждена Сухова Анна Юрьевна.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2023 года финансовым управляющим утверждена Овичинникова Е.А.
Должник обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении проекта плана реструктуризации долгов (с учетом уточнения заявленных требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2023 года отказано в утверждении плана реструктуризации долгов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Савичев О.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2023 года, утвердить план реструктуризации долгов.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2023 года апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 05 декабря 2023 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2023 года отложено рассмотрение апелляционной жалобы на 21 декабря 2023 года.
В судебном заседании представитель Савичева О.А. апелляционную жалобу поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
От финансового управляющего Овчинниковой Е.А. поступил отзыв, в котором не возражает против утверждения плана реструктуризации долгов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд усматривает основания для отмены определения Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2023 года об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов в рамках дела N А55-20779/2022, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 213.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Пунктом 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве закреплено, что в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
В случае, если в установленный настоящей статьей срок финансовым управляющим не получено ни одного проекта плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (п. 4 ст. 213.12 Закона о банкротстве).
Из материалов дела и сведениям размещенным в картотеке арбитражных дел следует, по состоянию на 20.09.2023 задолженность должника перед кредиторами, включенная в реестр требований кредиторов должника, с учетом оплаты, составляет 4 287 383 руб.
Обращаясь с настоящим заявлением об утверждении плана, должник указал на погашение задолженности перед уполномоченным органом, наличие имущества и получение дохода.
Суд, первой инстанции указав на неисполнимости представленного на утверждение плана реструктуризации и отсутствие доказательств, подтверждающих получение дохода, а также отсутствие согласования договоров аренды с финансовым управляющим, пришел к выводу об отказе в утверждении представленного должником плана реструктуризации долгов.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - постановление Пленума от 13.10.2015 N 45), план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил. Суд не утверждает план реструктуризации долгов, если по окончании срока его реализации должник в будущем не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (например, если не имеющий стабильного дохода должник передает все основное имущество кредиторам, срок исполнения обязательств перед которыми наступил).
План реструктуризации долгов гражданина должен быть одобрен решением собрания кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (статья 213.16 Закона о банкротстве).
В силу пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
Согласно пункту 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может превышать три года. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 названного Закона, срок реализации этого плана должен составлять не более двух лет.
В соответствии со статьей 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
Закрепление законодателем в Законе о банкротстве процедуры реструктуризации долгов должника-гражданина направлено, в том числе, на обеспечение должнику возможности восстановления благополучного финансового состояния с учетом необходимости погашения предъявленных к нему требований кредиторов; данная процедура является наиболее эффективной с социально-экономической точки зрения реабилитационной процедурой в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина, позволяя соблюсти как интересы кредиторов (путем погашения их требований), так и интересов самого должника (совершение расчетов с кредиторами без необходимости реализации имеющегося имущества).
Из материалов дела следует, что план реструктуризации долгов гражданина предусматривает погашение задолженности за счет дохода должника.
В представленном проекте плана должник предлагает в полном объеме выплатить задолженность перед кредиторами в течение двух лет путем совершения ежемесячного платежа на сумму 178 643 руб.
Погашение должник планирует производить за счет доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества по договорам, копии которых представлены в материалы дела.
Из представленных должником документов следует, что в качестве доказательства наличия стабильного дохода, он представил копии договоров аренды N 1 от 10.06.2023 и N 2 от 15.07.2023 помещения, согласно которым ежемесячный доход от аренды составляет 200 000 руб. (по обоим договорам).
Из условий договоров аренды следует, что расчет возможен посредством передачи денежных средств арендатором в наличной форме.
Частичное погашение задолженности подтверждает получение денежных средств по договорам аренды.
Должником представлены квитанции о ежемесячных погашениях задолженности за счет вышеуказанных поступлений.
Дополнительно, согласно представленных должником копий справок о доходах и суммах налога физического лица за 2023 год форма по КНД 1175018, ежемесячный доход должника составляет 16 300 руб.
Также согласно выписке из ЕГРН у должника в собственности имеются три объекта недвижимости, два автомобиля, реализация которых позволит ему оплачивать задолженность в случае недостаточности денежных средств.
Дополнительно согласно выписке по счету от 16.10.2023 г на вкладе имеются денежные средства в размере 483 873,68 руб.
Согласно материалам дела в реестр требований кредиторов должника включены требования кредиторов в общем размере 4 913 383 руб.
С учетом трех ежемесячных платежей по 204 750 руб., по состоянию на дату составления плана, 20.09.2023 задолженность должника перед кредиторами, включенная в реестр требований кредиторов должника, с учетом оплаты, составляет 4 287 383 руб.
Согласно плану реструктуризации долгов, в отношении должника применяется рассрочка погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, установленным настоящим Планом реструктуризации.
В соответствии с планом планируется погашение задолженности перед всеми кредиторами в полном объеме в течение 24 месяцев равными платежами.
Из материалов дела следует, в октябре должником был совершен платеж на сумму 204 750 руб.
Также в материалы дела представлены квитанции, подтверждающие погашение части долга за ноябрь и декабрь 2023 года.
Из анализа финансового состояния должника следует, что должник платежеспособен, представляется возможным восстановить платежеспособность.
Банкротство граждан по смыслу Закона о банкротстве является механизмом нахождения компромисса между должником, обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения, и его кредиторами. В случае судебного разрешения имеющихся у должника и кредиторов разногласий достижение цели потребительского банкротства (восстановление в экономическом обороте должника как полноценного его участника при максимально возможном учете интересов кредиторов) - должна обеспечиваться судом, рассматривающим дело о банкротстве.
При этом право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, включает в себя не только возможность гражданина обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве, но и предполагает обеспечение со стороны государства реальных условий для использования им всего механизма потребительского банкротства.
Конструкция механизма банкротства гражданина предполагает, что процедура реструктуризации его долгов имеет приоритет как позволяющая в наибольшей степени соблюсти интересы как кредиторов (путем погашения их требований), так и самого должника (совершение расчетов с кредиторами без необходимости реализации имеющегося имущества).
Если институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц создан для целей устранения с рынка неэффективного участника при максимально полном удовлетворении требований кредиторов, то институт несостоятельности (банкротства) физических лиц должен обеспечивать достижение иных целей. Важно не "ликвидировать" банкрота, а "восстановить" его, обеспечить добросовестному гражданину, оказавшемуся несостоятельным в силу определенных обстоятельств, переход к нормальной жизни в обществе.
Таким образом, целью института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по накопившимся обязательствам, которые он не в состоянии исполнять.
Достижение указанной цели потребительского банкротства через применение процедуры реструктуризации долгов гражданина заключается в предоставлении в течение срока действия утвержденного плана добросовестному должнику возможности погасить и, соответственно, конкурсным кредиторам - получить удовлетворение своих требований, исходя из имеющихся у должника финансовых возможностей.
План реструктуризации долгов гражданина по своей правовой природе (статьи 213.13 - 213.15 Закона о банкротстве) аналогичен мировому соглашению, одними из ключевых требований для утверждения которого являются его экономическая обоснованность и фактическая исполнимость.
Таким образом, план реструктуризации не ограничивается полным удовлетворением требований кредиторов в установленные сроки, поскольку может считаться исполненным и в случае стабилизации финансового состояния должника в степени, позволяющей исполнение периодических платежей в соответствии с условиями обязательств.
Не запрещено (исходя из субъектного состава правоотношений с участием гражданина, находящегося в процедурах банкротства) и прощение части долга, списание штрафных санкций, установление моратория на начисление процентов в конкретные периоды времени со стороны кредитных организаций, как это принято в банковской практике, в целях создания добросовестному заемщику благоприятного режима погашения долга. План реструктуризации может предусматривать снижение кредитного бремени для добросовестного заемщика с соблюдением баланса прав и законных интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).
Кроме того, реализация имущества должника становится актуальной при отсутствии плана реструктуризации либо при неустранимых разногласиях между заинтересованными лицами по поводу его содержания (не получено одобрение собрания кредиторов), нарушены условия погашения долгов согласно плану реструктуризации, что привело к его отмене по ходатайству собрания кредиторов. То есть в случаях бесперспективности реструктуризации как таковой.
В рассматриваемом случае должником представлен план реструктуризации долгов, предусматривающий погашение всей задолженности перед кредиторами. Срок исполнения плана реструктуризации установлен в течение 2 лет.
Выводы суда первой инстанции о невозможности утверждения плана реструктуризации вследствие его неодобрения кредиторами, апелляционный суд находит ошибочными, поскольку указанное обстоятельство не является безусловным основанием для отказа в его утверждении, с учетом наличия возможности полного погашения задолженности перед всеми кредиторами.
В представленном плане реструктуризации долгов произведен расчет источников дохода, за счет которого производится погашение долгов перед кредитором, представлен план доходов и расходов на период реструктуризации долгов.
План реструктуризации, предложенный должником, предусматривает погашение задолженности всех кредиторов, при этом должник сохранит в собственности имущество, т.е. баланс интересов всех лиц, участвующих в деле, будет соблюден.
Представленные в дело доказательства ежемесячного дохода должника, позволяют сделать вывод о реальности исполнения плана реструктуризации долгов при наличии необходимого прожиточного минимума.
В материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие с очевидной достоверностью утверждать о невозможности постепенного удовлетворения требований кредиторов, с учетом предложенного должником плана.
Возражений от кредиторов относительно предложенного должником графика погашения задолженности не поступило. Напротив, из картотеки арбитражных дел следует, что от ПАО "Росбанк" поступили пояснения, согласно которым во исполнение определения суда от 28.06.2023, банк указал на целесообразность утверждения плана реструктуризации долгов гражданина.
Кроме того, финансовым управляющим представлены сведения и документы о том, что платежи по графику погашения задолженности согласно плану должником осуществляются, финансовому управляющему от должника поступили платежные документы о внесении платежей. Финансовым управляющим представлено письмо-согласие на заключение договоров аренды имущества должника.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, предусмотренных статьей 213.18 Закона о банкротстве, а также несоответствие гражданина требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве, апелляционным судом не установлено.
Положительный исход процедуры реструктуризации долгов имеет больший эффект социальной реабилитации гражданина по сравнению с процедурой реализации имущества.
При этом нельзя не принимать во внимание, что реализация имущества должника на торгах может занять достаточно продолжительное время и повлечет дополнительные расходы. Достоверно установить сумму, которая будет получена от реализации имущества на торгах невозможно; получение максимальной суммы от реализации имущества должника с учетом сложившейся экономической ситуации маловероятно.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 213.23 Закона о банкротстве в случае неисполнения гражданином обязательства перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов гражданина конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обязательства перед которыми не исполнены и требования, которых включены в план реструктуризации долгов гражданина, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина.
С учетом изложенного, определение суда первой инстанции следует отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2023 года об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов в рамках дела N А55-20779/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Утвердить в отношении Савичева Олега Александровича план реструктуризации долгов гражданина в редакции от 20.09.2023
Направить дело в суд первой инстанции для дальнейшего рассмотрения отчета финансового управляющего об исполнении плана реструктуризации долгов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
Ю.А. Бондарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20779/2022
Должник: Савичев Олег Александрович
Кредитор: Савичев Олег Александрович
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N23 по Самарской области, ПАО "РОСБАНК", ПАО "Совкомбанк", МЕЖРАЙОННАЯ ИФНС РОССИИ N 22 ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО ВТБ Банк, САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", Управление Федеральной Службы Судебных Приставов по Самарской Области, ф/у Сухова Анна Юрьевна