город Томск |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А45-32052/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Даций Ивана Ивановича (N 07АП-1033/2024) на решение от 10 января 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32052/2023 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Даций Ивана Ивановича (ОГРНИП: 304546708900322, ИНН: 541750243220), Новосибирская область, Баганский район, с.Баган к Администрации Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области (ОГРН: 1025406227021, ИНН: 5417100208), Новосибирская область, Баганский район, с.Баган, третьи лица: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (ОГРН: 1045402545836, ИНН: 5406299278,); 2) Кондрусов Олег Николаевич о признании незаконным действия в связи с постановкой на учет в качестве бесхозяйных как объектов недвижимости: - нежилого здания теплой стоянки площадью 1239,9 кв.м, кадастровый номер 54:01:010101:382, расположенное по адресу: Новосибирская область, Баганский район, с. Батан, ул. Мира 2. - нежилого здания теплой стоянки площадью 1247,3 кв.м, кадастровый номер 54:01:010101:384, расположенных по адресу: Новосибирская область, Баганский район, с. Батан, ул. Мира 2, при участии Прокуратуры Новосибирской области,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Саранчуков А. Н. по дов. от 14.12.2022, диплом,,
От заинтересованного лица: Маслик К. В. - глава Баганского сельсовета, решение; Свиридов Д. С. по дов. от 19.09.2023, диплом,
От Прокуратуры Новосибирской области: Кастамарова Н. С., поручение от 05.03.2024, служ. удостоверение,
От третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Даций Иван Иванович (далее - заявитель, Даций И.И.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконными действий в связи с постановкой на учет в качестве бесхозяйных как объектов недвижимости: - нежилого здания теплой стоянки площадью 1239,9 кв.м, кадастровый номер 54:01:010101:382, расположенное по адресу: Новосибирская область, Баганский район, с. Батан, ул. Мира 2. - нежилого здания теплой стоянки площадью 1247,3 кв.м, кадастровый номер 54:01:010101:384, расположенных по адресу: Новосибирская область, Баганский район, с. Батан, ул. Мира 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Кондрусов Олег Николаевич, Прокуратура Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.01.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Даций И.И. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорные объекты не обладали всеми признаками бесхозяйного имущества; отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным; указывает, что регистрация права собственности в ЕГРН должна осуществляется только на объекты недвижимости, спорные объекты таковыми не являются.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от администрации и прокуратуры поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят суд апелляционной инстанции решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Кондрусова Олега Николаевича.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представители администрации и прокуратуры - доводы отзывов на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица и прокуратуры, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.01.2004 согласно договорам купли - продажи нежилого здания, актов приема - передачи от 20.01.2004, ООО Арендная контора "АГ" передало в собственность Дация Ивана Ивановича нежилое здание - теплая стоянка, общей площадью 2 784,0 кв. м., кадастровый N , инвентарный N , этажность 1 и нежилое здание ПТО, общей площадью 453,8 кв. м.
В соответствии с п. 1.3. договоров, указанные объекты недвижимости принадлежат Арендная контора "АГ" на основании договора купли-продажи помещений, сооружений и оборудования от 26.02.2003, акта приема передачи имущества от 30.05.2003.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, договоров за нежилые здания произведен расчет в сумме 1 000 000 рублей, (квитанция к приходному кассовому ордеру от 20.01.2004 на сумму 700 000,00 рублей, актом приема передачи от 20.01.2004, квитанция к приходному кассовому ордеру от 20.01.2004 на сумму 300 000,00 рублей, акт приема передачи от 20.01.2004).
Постановлением Администрации Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области N 129-п от 24.06.2022 "О создании комиссии по проведению комплексного обследования объектов, находящихся на территории администрации Баганского сельсовета", был утвержден акт обследования помещений N1 от 24.06.2022 года с фототаблицей.
09.03.2023 по заявлению администрации Баганского района указанное имущество поставлено на учет как бесхозяйное.
Не согласившись с действиями ответчика, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 931 принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав); на основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).
Согласно пункту 3 Порядка N 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка N 931).
Принятие объекта недвижимости в качестве бесхозяйной недвижимой вещи осуществляется регистрирующим органом на основании заявления органа местного самоуправления путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно актуальным сведениям ЕГРН, представленным Управлением Ростреестра по НСО, имеются следующие записи об указанных объектах.
В отношении нежилого здания теплой автостоянки, площадью 1239,9 кв.м, кадастровый номер 54:01:010101:382, расположенного по адресу: Новосибирская область, Баганский район, с. Баган, ул.Мира, д. 2:
- о постановке на государственный кадастровый учет на основании заявления Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области от 02.03.2023, в лице представителя по доверенности, Технического плана от 28.02.2023, подготовленного кадастровым инженером Тункевичем Е.Д. в соответствии с декларацией об объекте недвижимости от 20.02.2023, согласно которой год завершения строительства объекта - 1987, расположен на земельном участке с кадастровым номером 54:01:010101:381;
- запись N 54:01:010101:3 82-54/131 /2023-1У от 09.03.2023 о праве (бесхозяйное имущество) - сведения о правообладателе - "не установлен".
В отношении нежилого здания теплой автостоянки, площадью 1247,3 кв.м, кадастровый номер 54:01:010101:384, расположенного по адресу: Новосибирская область, Баганский район, с. Баган, ул.Мира, д. 2:
- о постановке на государственный кадастровый учет на основании заявления Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области от 02.03.2023, в лице представителя по доверенности, Технического плана от 28.02.2023, подготовленного кадастровым инженером Тункевичем Е.Д. в соответствии с декларацией об объекте недвижимости от 20.02.2023, согласно которой год завершения строительства объекта - 1985, расположен на земельном участке с кадастровым номером 54:01:010101:381;
- запись N 54:01 Ю10101:384-54/131/2023-1У от 09.03.2023 о праве (бесхозяйное имущество) - сведения о правообладателе - "не установлен".
Кроме того, в регистрирующий орган представлены справки об отсутствии указанных объектов в реестре муниципальной собственности, в реестре государственной собственности Новосибирской области, в реестре федерального имущества.
Именно на органе регистрации прав лежит обязанность по проведению правовой экспертизы документов, представленных для принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, на предмет наличия или отсутствия установленных действующим законодательством оснований для принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества либо для отказа в осуществлении принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 3 части 1 статьи Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) разъяснено, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Судом установлено, что согласно представленным договорам купли - продажи нежилого здания от 20.01.2004, актов приема - передачи от 20.01.2004, ООО Арендная контора "АГ" передало в собственность Дация Ивана Ивановича нежилое здание - теплая стоянка, общей площадью 2 784,0 кв. м., кадастровый N , инвентарный N , этажность 1 и нежилое здание ПТО, общей площадью 453,8 кв. м.
В соответствии с п. 1.3. договоров, указанные объекты недвижимости принадлежат Арендная контора "АГ" на основании договора купли-продажи помещений, сооружений и оборудования от 26.02.2003, акта приема передачи имущества от 30.05.2003. Переход права собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрирован. С
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО Арендная контора "АГ" (ОГРН 102540ЮЮ117, ИНН 5402129719) прекратило деятельность (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) о чем 02.11.2018 внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Постановлением Администрации Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области N 129-п от 24.06.2022 "О создании комиссии по проведению комплексного обследования объектов, находящихся на территории администрации Баганского сельсовета", утвержден акт обследования помещений N1 от 24.06.2022 с фототаблицей.
Администрация обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением от 07.03.2023 о принятии на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов, расположенных по адресу НСО, Баганский район, с.Баган, ул. Мира, с кадастровыми номерами: 54:01:010101:382, 54:01:010101:383, 54:01:010101:384. 09.03.2023 по заявлению администрации Баганского района указанное имущество поставлено на учет как бесхозяйное.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Карасукского районного суда Новосибирской области 24.03.2023 вынесено решение по делу N 2- 102/2023 по иску Дация И.И. к Гвоздеву А.В., которым Дацию И.И. отказано в признании права собственности на спорные объекты. Администрация Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области привлечена к участию в данном деле в качестве третьего лица.
В соответствии с мотивировочной частью указанного решения, суд не нашел оснований для признания права собственности истца на спорные объекты в силу того, что в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что спорное имущество является недвижимым, информация о государственной регистрации права собственности на спорный объект за продавцом - ООО Арендная контора "АГ" в реестре отсутствует; ввиду того, что спорный объект возведен до создания органа регистрации прав на объекты недвижимости, право собственности на него подлежало регистрации одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности на этот объект.
Кроме того, судом принято во внимание, что заявитель обращался с иском к Администрации Баганского сельсовета Баганского района Новосибирской области о признании права собственности на нежилые здания, в котором ему решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 08.09.2022 по делу N 2-608/2022, также было отказано
Как верно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 12 Порядка N 931 собственник имущества, принятого на учет как бесхозяйного, может в любой момент, до регистрации муниципальным образованием права собственности на это имущество, в установленном законом порядке, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение, чего ни Даций И.И., ни кто-либо другой не сделал, ввиду отсутствия права собственности на это имущество. Администрация произвела процедуру постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйного, а орган, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, принял такой объект на учет как бесхозяйный, в полном соответствии с действующим законодательством.
Ссылка апеллянта на то, что спорное имущество не является объектом недвижимости, подлежит отклонению с учетом того, что данные объекты были учтены в качестве объектов недвижимости в результате первичной инвентаризации ФГУП "Ростехинвентаризация" 10.09.2003.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых действий и об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10 января 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32052/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Даций Ивана Ивановича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Даций Ивану Ивановичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 24.01.2024 N 37.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32052/2023
Истец: Даций Иван И, ИП Даций Иван Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БАГАНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА БАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Кондрусов Олег Николаевич, Прокуратура НСО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Прокуратура Томской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд