г. Москва |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А40-164896/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2023, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-164896/23, по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Заводской" (ОГРН: 1162036051462, ИНН: 2006006108) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Обществом с ограниченной ответственностью "Заводской" (далее - истец) в Арбитражный суд города Москвы предъявлен иск к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 653 400 руб.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 28 июля 2023 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.10.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеетс.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Договором поставки N СГ12/03-2020 от 12.03.2020 г. (далее - Договор), заключенным между ООО "СГ-Сбыт" (далее - Поставщик) и ООО "Заводской" (далее -Покупатель, Истец), Поставщиком со станций отгрузки в адрес Покупателя отправлены нефтепродукты железнодорожным транспортом.
Согласно п. 5.5.12. Договора Покупатель несёт ответственность за действия своих контрагентов и грузополучателей, как за свои собственные.
Пунктом 5.5.13. предусмотрен срок использования цистерн Покупателем.
Согласно п. 5.5.13.1. Договора срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 48 (сорок восемь) часов, если иной срок не установлен соответствующим Приложением к Договору. При этом несвоевременная: подача, груженого вагона на место его разгрузки и/или уборка порожнего вагона, происшедшие по причинам, не зависящим от Покупателя (грузополучателя), не является основанием для увеличения указанного срока.
На основании п. 5.5.13.2. Договора срок нахождения: (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки или другую станцию, указанную Поставщиком, согласно календарному штемпелю на железнодорожной накладной на возврат порожней цистерны в графе "Оформление приема груза к перевозке).
Согласно п. 5.5.13.3. срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется согласно записям в железнодорожных накладных (квитанций), либо согласно данным Главного вычислительно центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД)}, либо согласно данным из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате.
В соответствии с п. 5.5.13.4. Отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную Поставщиком. Неполные сутки считаются полными.
Согласно п. 5.5.13.5. Договора дата отправки порожней цистерны определяется по календарному штемпелю станции отправления в транспортной железнодорожной накладной. Покупатель обязуется обеспечить слив Товара и отправку порожних цистерн в указанные п.5.5.13.1. Договора сроки.
В силу п. 5.5.13.6. Договора, в случае выявления Покупателем отличия дат прибытия на станцию назначения, дат отправки порожних цистерн, указанных в претензии Поставщика, от дат, указанных, в железнодорожных накладных, а также квитанциях о приеме груза к перевозке (порожних цистерн), соответственно, время сверхнормативного использования цистерн определяется по датам, указанным в железнодорожных накладных/квитанциях о приеме груза к перевозке (порожних цистерн), в случае соблюдения Покупателем требований п.5.5.13.9. настоящего Договора.
Согласно п. 5.5.13.7, в случае превышения Покупателем (грузополучателем) срока использования (нахождения) цистерн и в соответствии с п. 5.5.13.1. Договора, Поставщик, руководствуясь данными из автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" и (или) данными, предоставленными контрагентами Поставщика, производит расчет штрафа, направляет Покупателю претензию, которая должна быть удовлетворена Покупателем в полном объёме. К претензии Поставщик прикладывает расчёт суммы штрафа.
Согласно п. 5.5.13.8. по своему усмотрению Поставщик вправе вместо выставления штрафа за сверхнормативное использование цистерн Поставщика в размере, предусмотренном договором, предъявить Покупателю требование об уплате штрафа за сверхнормативное использование цистерн на станции назначения в размере, предусмотренном договором с контрагентом Поставщика в том случае, если сумма штрафа за сверхнормативное использование цистерн на станции назначения меньше предусмотренного договором с Покупателем. Предъявление штрафа в меньшем, относительно установленного в договоре, размере не является требованием о взыскании убытков.
Согласно п. 8.6 Договора, в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения, Покупатель уплачивает Поставщику неустойку: на 5 суток и менее - в размере 2 000 (две тысячи) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны; свыше 5 суток - в размере 5 000 (пять тысяч) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
Или по выбору Поставщика уплачивает штраф в размере предъявленных контрагентами Поставщика штрафов, с которыми Поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки Товара Покупателя.
Подача вагонов, указанных в расчете требований, под выгрузку и уборка с путей необщего пользования для отправки, осуществлялось в даты, указанные в памятках приемосдатчика, ведомостях подачи и уборки вагонов.
Таким образом, именно по уведомлениям о завершении грузовых операций, памяткам приемосдатчика, ведомостям подачи и уборки вагонов можно определить точное время начала и окончания пользования вагонами грузополучателем.
Так грузовые операции по вагонам, указанным в расчете, грузополучателем были произведены своевременно, о чем свидетельствуют памятки приемосдатчика, ведомости подачи/уборки вагонов.
Кроме того, заготовки железнодорожных накладных по возврату порожних вагонов оформлены своевременно, в даты уборки вагонов с пути необщего пользования в автоматизированной системе ЭТРАН. ОАО "РЖД" является обладателем автоматизированной системы ЭТРАН.
Учитывая вышеизложенное и в связи с превышением Покупателем срока использования цистерн на станции назначения (по вине РЖД), Поставщиком выставлены в адрес Покупателя претензии, указанные в расчете, на сумму 653 400,00 руб.
На основании заключенного Договора N 20/5 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 04.04.2017 г. (далее - Договор подачи и уборки) между ООО "Заводской" (далее - Владелец, Истец) и ОАО "РЖД" (далее - Перевозчик, Ответчик) и в соответствии с ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" N 18-ФЗ от 10.01.2003 года (далее - Устав) осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего к станции Грозный.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом Перевозчика.
В соответствии с п.п. 5, 6 и 11 Договора подачи и уборки, о готовности вагонов к сдаче с железнодорожного пути необщего пользования Владелец передает уведомление приемосдатчику станции Динская. На основании п. 3.7. "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС N 26 от 18.06.2003 г., срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем, через 2 часа после его приема.
Об окончании слива Владелец уведомил Перевозчика о готовности к уборке вагонов. Факт своевременного уведомления о завершении операции отражен в памятках приемосдатчика, ведомостях подачи и уборки вагонов.
По Договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом Договора на подачу на подачу и уборку вагонов является услуга, оказываемая ОАО "РЖД". Данная услуга оказывается по заданию Истца. Для целей оказания этой услуги ОАО "РЖД" локомотивом на железнодорожные пути необщего пользования, то есть на пути Истца, подает вагоны к местам выгрузки. Готовые к уборке вагоны сверх нормы простаивали на путях Истца, чем и обусловлено ненадлежащее исполнение со стороны ОАО "РЖД" своих обязательств по Договору на подачу и уборку.
Учитывая неисполнение Ответчиком обязательств по Договору и несения в связи с этим убытков, в адрес Ответчика Истцом была выставлена претензия N 1657-23/УБ о взыскании убытков, причиненных простоем вагонов на сумму 653 400,00 руб., которая оставлена Ответчиком без удовлетворения.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, целью которой является возмещение отрицательных последствий, наступивших в имущественной сфере потерпевшего в результате нарушения договорного обязательства и (или) совершения гражданского правонарушения.
В предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: факт нарушения права истца; вина ответчика в нарушении права истца; факта причинения убытков и их размера; причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.
Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
На основании заключенного Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 20/5 от 04.04.2017 г. (далее - Договор) между истцом и ответчиком осуществляется подача, расстановка на погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом Перевозчика.
В соответствии с п.п. 5, 6 и 11 Договора N 20/5 от 04.04.2017 г., о готовности вагонов к сдаче с железнодорожного пути необщего пользования Пользователь передает уведомление приемосдатчику станции Грозный.
В соответствии с п. 14 Договора N 20/5 от 04.04.2017 г. технологический срок оборота вагонов устанавливается 2,00 ч.
На основании п. 3.7. "Правил 3 эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС N 26 от 18.06.2003 г., срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
По окончании разгрузки пользователь уведомил перевозчика о готовности к уборке вагона. Факт своевременного уведомления о завершении операции отражен в памятке приемосдатчика, в ведомостях подачи и уборки вагонов, а также в уведомлениях о завершении грузовой операции.
Учитывая вышеизложенное и в связи с превышением истцом срока использования вагонов на станции назначения по вине ОАО "РЖД", в связи с их несвоевременной уборкой в рамках Договора, контрагентами истца в соответствии с договорами, указанными в исковом заявлении, были выставлены в адрес последнего претензии на сумму 653 400,00 рублей.
Таким образом, в связи с нарушением ответчиком сроков оказания услуг, истец, как Покупатель понес убытки, которые должны быть уплачены в будущем на сумму 653 400,00 руб., в связи с чем, последний обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
С учетом изложенного, истцом доказано наличие причинно-следственной связи между неисполнением ответчиком своих обязательств по договору подачи и уборки вагонов и предъявлением истцу претензионных требований со стороны третьих лиц.
Факт нарушения ответчиком сроков подачи и уборки вагонов и размер убытков документально подтвержден памятками приемосдатчика, ведомостями подачи и уборки вагонов, а также претензиями контрагента истца, указанных в расчете истца.
Таким образом, истец должен будет понести убытки в виде штрафа за сверхнормативный простой цистерн по вине ответчика.
При этом, в расчет истца не вошел период, когда вагоны находились под разгрузкой (выгрузкой) у истца, а именно, не вошел период, когда вагоны переданы ответчиком под выгрузку истцу на подъездные пути до момента уведомления истцом ответчика о завершении грузовых операций.
Расчет убытков истцом произведен за период прибытия вагонов на станцию назначения до момента подачи ответчиком вагонов под выгрузку на подъездные пути истца и за период с момента уведомления ответчика о завершении грузовых операций до момента уборки вагонов ответчиком с подъездных путей истца и отправления ответчиком порожних вагонов. То есть, за периоды, которые находятся в зоне ответственности ответчика по Договору на эксплуатацию железнодорожного пути и напрямую зависят от исполнения ответчиком своих обязательств.
Кроме того, представленные в материалы дела памятки приемосдатчика отображают полный технологический процесс на подачу ответчиком вагонов под выгрузку на подъездные пути истца, уведомлений истцом о завершении грузовых операций, уборку ответчиком вагонов с путей необщего пользования. Данные, указанные в памятках приемосдатчика полностью соответствуют данным истца в расчете иска.
Все данные о передвижениях вагонов, в том числе, даты прибытия груженых вагонов и даты отправки порожних вагонов, содержаться в базе Главного информационного центра ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ ОАО "РЖД"). ОАО "РЖД" является обладателем автоматизированной системы ЭТРАН.
Расчет убытков подготовлен на основании электронного комплекта документов из системы ЭТРАН ОАО "РЖД", предъявляемых в адрес истца претензий, а также памяток приемосдатчика.
Таким образом, истец представил доказательства, что у него возникла обязанность выплатить штраф своим Контрагентам в рамках Договоров, данные доводы не были опровергнуты ответчиком, доказательства обратного не представлены.
Истец указал в исковом заявлении пункты Договоров, в которых предусмотрены нормативные сроки на разгрузочные операции.
При этом дата прибытия груженого вагона на станцию назначения и дата сдачи порожнего вагона определяется по данным Главного вычислительного центра ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ ОАО "РЖД").
Учитывая вышеизложенное и в связи с превышением истцом срока использования цистерн на станции назначения (по вине РЖД), Контрагентом были выставлены в адрес истца претензии, перечисленные в расчете иска, на сумму в размере 653 400,00 руб.
Таким образом, сверхнормативный оборот вагонов произошел по вине ответчика, не обеспечившего своевременную подачу/уборку вагонов на/с пути необщего пользования, в связи с чем, в адрес ответчика истцом выставлена претензия о взыскании убытков, причиненных простоем вагонов на сумму 653 400,00 руб., которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылка ответчика на судебную практику отклоняется, поскольку обстоятельства дел применительно к обстоятельствам настоящего спора не являются преюдициально значимыми.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному исковому заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2023 по делу N А40-164896/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) руб. 00 коп. - госпошлину по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Суд по интеллектуальным правам только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164896/2023
Истец: ООО "ЗАВОДСКОЙ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"