г. Киров |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А28-8989/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савельевой А.Г.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Беспятых Ольги Михайловны
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.10.2023 по делу N А28-8989/2023
по заявлению Управления Министерства внутренних дел по городу Кирову (ИНН: 4345257660; ОГРН: 1094345009098)
к индивидуальному предпринимателю Беспятых Ольге Михайловне (ИНН: 434596130028, ОГРНИП: 318435000048081)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кирову (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Беспятых Ольги Михайловны (далее - ответчик, Беспятых О.М.) к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Беспятых О.М. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 27.08.2023 в ЕГРИП внесена соответствующая запись.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.10.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Беспятых О.М. обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из апелляционной жалобы следует, что в адрес Беспятых О.М. не направлены уведомление о составлении протокола по делу об административном правонарушении, копии протокола и заявления о привлечении к административной ответственности. Также ответчик указывает, что он не осуществляет самостоятельный вид деятельности - хранение алкогольной продукции без лицензии.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.12.2022 в помещении магазина "Минимаркет" по адресу: г. Киров, ул. Дзержинского, д. 62, сотрудником Отдела обнаружен факт хранения алкогольной продукции при отсутствии лицензии.
Результаты осмотра, проведенного в присутствии продавца магазина и двух понятных, зафиксированы в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения от 09.12.2022, отобраны объяснения продавца магазина, в порядке статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оформлено изъятие алкогольной продукции протоколом от 08.12.2022 в 23 час. 50 мин.
26.06.2023 по факту нарушения Управлением в отношении Беспятых О.М. составлен протокол об административном правонарушении 43 АБ N 1148182, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела с заявлением о привлечении Беспятых О.М. к административной ответственности переданы в арбитражный суд.
Суд первой инстанции привлек Беспятых О.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей 00 копеек. Изъятая по протоколу изъятия от 08.12.2022 алкогольная продукция признана подлежащей уничтожению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом регламентированного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Выполнение указанных процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно пунктам 10 и 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В пункте 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Из указанных нормативных положений и разъяснений можно сделать вывод о том, что требования статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 26.06.2023 N 43 АБ 1148182 составлен Отделом без участия Беспятых О.М.
В качестве доказательства извещения Беспятых О.М. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявителем представлены уведомление от 07.04.2023 N 7/1016, конверт с почтовым идентификатором 61000080397800 (л.д. 25-26).
Согласно пункту 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минцифры России от 17.04.2023 N 382 почтовые отправления, направляемые в ходе производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих вложения в виде извещений (повесток), копий актов (в том числе определений, решений, постановлений по делам об административных правонарушениях), дел (материалов) об административных правонарушениях, исполнительных документов (далее - почтовые отправления разряда "административное") при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 календарных дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 61000080397800 почтовое отправление 12.04.2023 прибыло в место вручения; 12.04.2023 почтовым органом предпринята неудачная попытка вручения, 20.04.2023 осуществлен возврат отправления из-за истечения срока хранения.
Уведомление от 07.04.2023 N 7/1016 направлено Беспятых О.М. по месту регистрации, что подтверждается представленной в материалы дела справкой МВД (л.д.27-28).
Указанные обстоятельства указывают на соблюдение Отделом процессуальных прав Беспятых О.М. при производстве по делу об административном правонарушении.
Заявитель жалобы не обеспечил получение поступающей почтовой корреспонденции, в связи с чем несет риск наступления соответствующих последствий.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении подлежат отклонению.
Также не нашли подтверждения аргументы Беспятых О.М. о ненаправлении в ее адрес копии протокола об административном правонарушении и заявления о привлечении к административной ответственности.
В материалы настоящего дела представлены письмо УМВД по г. Кирову от 26.06.2023 N 7/1148182, согласно которому Беспятых О.М. направляются копии заявления и протокола 43 АБ N 1148182. Данное письмо направлено ответчику по месту регистрации, что подтверждается списком почтовых отправлений от 29.06.2023 (л.д.33-34).
Частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 47), неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.
В силу пункта 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 47 индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции. В том случае, если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Закона, он может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии
С 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ (пункт 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017).
Как следует из протокола осмотра места совершения административного правонарушения от 09.12.2022 в помещении магазина "Минимаркет" по адресу: г. Киров, ул. Дзержинского, д. 62 находилась алкогольная продукция в ассортименте (согласно протоколу изъятия от 08.12.2022).
Как указано в протоколе изъятия от 08.12.2022, инспектором в присутствии понятых изъяты: спиртосодержащая жидкость "Гжелка", крепость не указана, емкостью 0,5 л в количестве 18 бутылок по цене 220 рублей; водка "Талка", крепостью 40% в количестве 6 бутылок по цене 400 рублей.
Изъятая алкогольная продукция без документов, подтверждающих легальность оборота и без акцизных марок.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в нарушение указанных выше требований законодательства Беспятых О.М. допустила оборот (хранение) алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в магазине "Минимаркет", расположенном по адресу: Кировская область, г. Киров, ул. Дзержинского, 62.
Установленный для предпринимателей запрет на осуществление деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ не является основанием для освобождения ответчика от ответственности за ее ведение с нарушением установленных Законом N 171-ФЗ требований и правил. Учитывая, что хранение является неотъемлемой частью розничной продажи алкогольной продукции, а также принимая во внимание объем изъятой алкогольной продукции (16 бутылок спиртосодержащей жидкости "Гжелка" и 6 бутылок водки "Талка"), ссылка Беспятых О.М. на то, что она не осуществляет лицензируемую деятельность по хранению алкогольной продукции, подлежит отклонению.
Таким образом, в деянии ответчика доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если данным Кодексом не установлено иное.
Особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц. Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
В статье 2 ГК РФ установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предприниматель, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником рынка, должен быть осведомлен о том, что несоблюдение обязательных требований законодательства в области оборота (хранение) алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет за собой административную ответственность. Согласно приведенной выше норме он несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате нарушений, допущенных при осуществлении такого рода деятельности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих Предпринимателю исполнить требования нормативных правовых актов, в материалах дела не имеется, в апелляционной жалобе не приведено. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Следовательно, вина ответчика в совершении вмененного ему административного правонарушения представляется доказанной.
Прекращение осуществления Беспятых О.М. предпринимательской деятельности 27.08.2023 не может являться причиной освобождения ответчика от административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии Беспятых О.М. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении арбитражным судом при рассмотрении дела не установлено.
По убеждению апелляционного суда, мера административного наказания (административный штраф) определена судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом положений главы 4 КоАП РФ. В рассматриваемом случае ответчику назначен административный штраф в размере ниже низшего предела санкции, 250 000 рублей. Назначенное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, не является карательным.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в пунктах 1, 2, 3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, находившаяся в незаконном обороте и изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от 08.12.2022 алкогольная продукция, признана судом подлежащей уничтожению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 04.10.2023 по делу N А28-8989/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Беспятых Ольги Михайловны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8989/2023
Истец: УМВД России по городу Кирову
Ответчик: ИП Беспятых Ольга Михайловна