город Омск |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А81-1276/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Халявина Е.С.,
судей Горобец Н.А., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мироновой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12154/2023) Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 28.09.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-1276/2023 (судья Антоновой Е.В.) по иску Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901034761, ОГРН 1168901057885) к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Новоуренгойская буровая компания" (ИНН: 8913003006, ОГРН: 1028900897376) о понуждении к исполнению обязательств по сохранению объекта археологического наследия "Тазовская литейная мастерская".
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Тазовского района, общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильная Инновационная компания" (ОГРН: 1028900689245).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Новоуренгойская буровая компания" Марцинкевич А.П. по доверенности от 17.08.2021 N 89АА1122818.
Суд установил:
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Служба) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ответственностью Строительная компания "Новоуренгойская буровая компания" (далее - общество) с требованием об обязании:
1.1. В течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда установить на объектах археологического наследия федерального значения "Тазовская литейная мастерская " и "Поселение Соръяха 1" ограждение по периметру памятников в соответствии с топографическим планом, исключающее возможность проезда по их территории, предоставив подтверждающие фотоматериалы в службу государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа.
1.2. В течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать план проведения спасательных археологических полевых работ на территории объекта археологического наследия федерального значения "Тазовская литейная мастерская", получить по документации заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его в службу государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на согласование.
1.3. В течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в службу государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа договор на проведение спасательных археологических работ на территории объекта археологического наследия федерального значения "Тазовская литейная мастерская".
1.4. В течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести спасательные археологические работы на территории объекта археологического наследия федерального значения "Тазовская литейная мастерская".
При неисполнении решения суда в установленный срок, взыскать с общества в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа денежные средства в размере 32 341 690,60 руб., составляющих стоимость спасательных археологических полевых работ, необходимых для сохранения объекта археологического наследия "Тазовская литейная мастерская".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Тазовского района, общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильная Инновационная компания".
Решением от 28.09.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Служба обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Мотивируя жалобу, ее податель указывает следующее: вывод суда о том, что именно Администрация Тазовского района является собственником земельных участков, в границах которого расположен объект археологического наследия и на которого должна быть возложена обязанность по поддержанию объекта в надлежащем состоянии, не состоятелен; ответчик использовал земельные участки, в границах которых расположен памятник, без соблюдения Федерального закона от 25.05. 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Общество в письменном отзыве просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель Службы не обеспечил свое участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), несмотря на ранее удовлетворенное судом ходатайство.
Учитывая, что судом обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено, произведена запись онлайн-заседания, а также ввиду надлежащего извещения сторон о времени и месте проведения судебного заседания, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца и иных лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
В заседании суда представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы жалобы, отзыв, заслушав пояснения ответчика, суд установил следующие обстоятельства.
Службой в октябре 2022 года в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной выявленных объектов культурного наследия, в соответствии с Планом работы службы без взаимодействия с контролируемыми лицами на 2022 год, в отношении общества проведено контрольное (надзорное) мероприятие "Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)", в результате которого выявлены нарушения обязательных требований в отношении объектов культурного наследия.
Обществу на основании договора аренды земельного участка от 21.10.2019 N 151-19 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 89:06:020304:227, расположенный в границах территории выявленных объектов археологического наследия "Тазовская литейная мастерская": Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, правобережье р. Таз, в 132 км к восток-юго-востоку от п. Тазовский, в 53 км к северо-западу от п. Сидоровск, в 5 км к запад-северо-западу от фактории Надо-Марра на мысу коренной террасы правого берега р. Таз, и "Соръяха 1": Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, 132 км к юго-востоку от пос. Тазовский, в 52,5 км к северо-западу от пос. Сидоровск, в 5 км к запад-северо-западу от фактории Надо-Марра, на правом берегу р. Таз, в 7 км выше по течению от устья р. Русской (Лучеяха), в 0,57 км к северо-западу от устья р. Соръяха.
Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.02.2023 N КУВИ001/2023-25665542, в соответствии с которой зарегистрированы ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указанные объекты включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, приказом Департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.02.2016 N 52.
Границы объектов установлены приказом Службы от 13.11.2019 N 104 "Об утверждении границ территорий выявленных объектов археологического наследия".
В 2021 году по заказу Службы, ООО НПО "Северная археология-1" на территории "Тазовской литейной мастерской" проведены дополнительные археологические раскопки, по результатам которых границы памятника скорректированы в связи с выявлением дополнительной территории культурного слоя.
Приказом Службы от 22.01.2022 N 7 утверждены новые границы территорий выявленных объектов археологического наследия "Тазовская литейная мастерская" и "Поселение Соръяха 1".
В соответствии с приказами Министерства культуры Российской Федерации от 19.10.2022 N 1983 и от 19.10.2022 N 1974 выявленные объекты культурного наследия "Тазовская литейная мастерская" и "Поселение Соръяха 1" включены в качестве объектов культурного наследия федерального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В результате мониторинга службой установлен факт использования территории объектов археологического наследия, в связи с чем принято решение о выдаче обществу Предписания N 8, которое направлено ответчику 26.09.2019 (исх. N 4701-17/2578).
В ответном письме от 1.10.2019 N 2729 факт использования территории объектов ответчик отрицал, гарантировал их сохранность, но вместе с тем сообщил, что в сентябре 2019 года им, на расстоянии 60 м к югу от объекта культурного наследия "Газовская литейная мастерская", производились работы по погрузке оборудования на баржу.
Согласно фотоматериалам возле объекта археологического наследия "Тазовская литейная мастерская" осуществляется передвижение тяжелой техники.
На основании полученных данных установлен правообладатель земельного участка и 27.04.2022 Службой в адрес общество направлено информационное письмо, согласно которому с целью недопустимости причинения вреда объекту "Тазовская литейная мастерская", до схождения снежного покрова требовалось:
- разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия;
- получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в службу на согласование;
-обеспечить реализацию согласованной службой документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия (в т.ч. археологического).
Разработку раздела необходимо осуществить не позднее 30.05.2022.
Письмом от 31.05.2022 N 1032 ответчик представил информацию о том, что им инициировано проведение мероприятий по расторжению договора аренды и возврату земельного участка с кадастровым номером 89:06:020304:227 Администрации Тазовского района.
В результате натурного осмотра земельных участков, проведенного 8.08.2022 постоянной рабочей комиссией Администрации Тазовского района, установлено, что на участке с кадастровым номером 89:06:020304:227 площадью 4,6863 га имеется нарушение почвенно-растительного покрова, образованное в результате передвижения тяжелой техники.
Указанное обстоятельство дополнительно подтверждается фотоматериалами, полученными в результате визуального осмотра земель, проведенного Администрацией Тазовского района 31.08.2022 по обращению ООО "РН-Ванкор", на которых зафиксирован факт погрузки тяжелой техники на баржу, а также видны следы ее передвижения по территории объекта культурного наследия.
Согласно пункту 3 заключения комиссии акта от 8.08.2022 N 26 приемки-передачи рекультивированных (ненарушенных) земель (далее - Акт N 26) обществом, в соответствии с требованиями пунктов 3, 5, 13 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", необходимо провести работы по рекультивации земель в полном объеме на площади 4,6863 га - техническую и биологическую рекультивацию в соответствии с проектом рекультивации.
При этом в результате проведения рекультивационных работ существует реальная угроза полного уничтожения объектов археологического наследия, в связи с чем, единственно возможным способом их сохранения является полное изучение методом спасательных археологических раскопок всей сохранившейся поверхности объектов.
Срок пользования обществом земельным участком с кадастровым номером 89:06:020304:227 продлен на праве аренды до его фактической сдачи (п. 4 Акта N 26).
На основании полученной информации, в целях недопущения нарушения целостности и сохранности объектов культурного наследия в адрес общества 3.10.2022 направлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому предложено:
1. Незамедлительно проинформировать сотрудников, осуществляющих деятельность в границах земельного участка с кадастровым номером 89:06:020304:227, об особом режиме используемого земельного участка.
2. В срок до 04.11.2022 установить на выявленных объектах археологического наследия "Тазовская литейная мастерская" и "Поселение Соръяха 1" ограждение по периметру памятников в соответствии с топографическим планом, исключающее возможность проезда по их территории, предоставив подтверждающие фотоматериалы в службу государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. В срок до 15.12.2022 разработать план проведения спасательных археологических полевых работ, получить по документации заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его в службу государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на согласование.
4. В срок до 01.07.2023 предоставить в службу государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа договор на проведение спасательных археологических работ.
5. В срок до 01.09.2023 провести спасательные археологические работы на территории выявленного объекта археологического наследия "Тазовская литейная мастерская".
По состоянию на 13.02.2023 какие-либо меры, направленные на сохранение объектов культурного наследия ответчиком не приняты.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 89:06:020304:227 используется без проведения предварительных спасательных археологических полевых работ на объекте культурного наследия и в отсутствие согласованного плана проведения таких работ, что, по мнению истца, может повлечь за собой полную физическую утрату объекта.
В отношении указанных объектов культурного наследия утверждены охранные обязательства, которые направлены в адрес общества 07.04.2023 N 89-47/01-08/985.
С целью недопущения полного уничтожения объекта культурного наследия приказом Службы от 16.05.2022 N 46 установлен запрет на движение транспортных средств, указанных в абзаце 9 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в границах объекта археологического наследия. Указанный приказ направлен в адрес ответчика 18.05.2022 за исх. N 89-47/01-08/1653.
В сентябре 2019 года ООО НПО "Северная археология 1" в адрес Службы направлена информация о разрушении объектов культурного наследия "Поселение Соръяха 1" и "Тазовская литейная мастерская", согласно которой в результате проведенного осмотра установлен факт использования земельного участка с участием гусеничной и землеройной техники; территория "Тазовской литейной мастерской" разъезжена. К оконечности мыса коренной террасы, где находятся остатки городища, привезены емкости и контейнеры Новоуренгойской буровой компании.
Согласно сметному расчету на проведение противоаварийных спасательных археологических полевых работ по объекту культурного наследия "Тазовская литейная мастерская" стоимость работ составляет: по информации ООО "Центр археологических исследований" - 32 341 690,60 руб.; по информации ООО НПО "Северная археология -1" - 40 159 506,96 руб.
Усмотрев в действиях ответчика нарушения норм законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, что влечет необходимость принятия мер по реализации мероприятий по сохранению указанного объекта культурного наследия, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил основанием для обращения истца в суд с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно преамбуле Закона N 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия, как следует из статьи 3 Закона N 73-ФЗ, относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Исходя из особого статуса и ценности такого имущества, порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Закона N 73-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При этом под сохранением объекта культурного наследия часть 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ понимает меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно части 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия и (или) третьи лица, во владении или в пользовании которых на основании гражданско-правового договора находится объект культурного наследия, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
По условиям части 1 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные частями 1-3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ.
Как указано выше, охранное обязательство в отношении спорных объектов культурного наследия утверждены приказами Министерства культуры Российской Федерации от 19.10.2022 N 1983 и от 19.10.2022 N 1974.
Согласно части 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
Из материалов дела следует, что земельный участок передан ответчику по договору аренды от 21.10.2019 N 151-19. Данный договор не содержит условий о наличии на нем объектом культурного наследия, в связи с чем, как правомерно отметил суд первой инстанции, в силу статей 47.3 и 47.6 Закона N 73-ФЗ обязанность по поддержанию спорного объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии должна осуществляться соответствующим органом исполнительной власти, а не обществом.
Представленные истцом с апелляционной жалобой документы не опровергают указанных обстоятельств.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта на основании доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного апелляционная жалоба истца подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.09.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-1276/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.С. Халявин |
Судьи |
Н.А. Горобец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1276/2023
Истец: Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО "Новоуренгойская буровая компания"
Третье лицо: Администрация Тазовского района, Восьмой арбитражный апелляционный суд, ООО "Многопрофильная инновационная компания", Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа