г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А21-6352/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33867/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.09.2023 по делу N А21-6352/2023 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская поликлиника N 3"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
третье лицо: Министерство здравоохранения Калининградской области
об оспаривании решения от 19.05.2023 N 039/06/14-373/2023 и предписания от 19.05.2023 N 039/06/14-373/2023
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Городская поликлиника N 3" (далее - заявитель, Учреждение, "ГБУЗ КО "Городская поликлиника N 3") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, Калининградское УФАС) об оспаривании решения и предписания от 19.05.2023 по делу N 039/06/14-373/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Калининградской области.
Решением суда от 13.09.2023 заявленные Учреждением требования удовлетворены, решение и предписание Калининградского УФАС от 19.05.2023 по делу N 039/06/14-373/2023 признаны незаконными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Калининградское УФАС направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 13.09.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает, что действия Учреждения (Заказчика) в части неприменения позиции Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) и описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) на основании пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N145) в противоречие с положениями пункта 4, подпункта "а" пункта 5 Правил N145, являются нарушением части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ. Податель жалобы полагает несостоятельным обоснование Заказчика о возможности применения пункта 7 Правил N 145 ввиду несоответствия значения позиций КТРУ потребностям Заказчика.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. Учреждением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Управления отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335200014923001311 на поставку медицинских изделий (биохимический автоматический анализатор), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия. Для закупаемого медицинского изделия - биохимического автоматического анализатора установлен код ОКПД 26.51.53.141 "Анализаторы для диагностики in vitro".
ООО "Диагностика и контроль" обратилось в Калининградское УФАС с жалобой (вх. N 3581/23 от 05.05.2023) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона по извещению N 0335200014923001311, в которой ссылалось на то, что в КТРУ согласно наименованию объекта закупки содержатся позиции, в частности КТРУ 26.51.53.141-000000035 и КТРУ 26.51.53.141-000000036, которые Заказчик был обязан выбрать и которые соответствуют закупаемому медицинскому изделию согласно описанию объекта закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Управлением установлено, что согласно сведениям ЕИС в КТРУ имеются позиции, соответствующие наименованию закупаемого оборудования, содержащие характеристики, являющиеся обязательными для применения (26.51.53.141-00000035, 26.51.53.141-00000036). Вместе с тем, Заказчиком не применена информация, включенная в позицию КТРУ.
Управление также установило, что в извещении о проведении закупки указан код ОКПД 26.51.53.141, при этом в соответствии со справочной информацией каталога КТРУ в ЕИС коды КТРУ 26.51.53.141-00000035 и 26.51.53.141-00000036 относимы к коду ОКПД 26.51.53.141.
Код позиций КТРУ 26.51.53.141-00000035 содержит характеристику количество выполняемых тестов/ч (характеристика является обязательной для применения): 240 и
370, КТРУ 26.51.53.141-00000036 содержит характеристику количество выполняемых тестов/ч (характеристика является обязательной для применения):
75 и
200.
При этом Заказчиком в Описании объекта закупки указана характеристика "Производительность для фотометрических тестов, тестов/ч, шт." - не менее 200.
Таким образом, по мнению Управления, у Заказчика с учетом диапазонных характеристик показателя "Количество выполняемых тестов" (от 75 до 200, от 240 до 370) имелась возможность выбрать код позиции КТРУ (26.51.53.141-00000035, 26.51.53.141-00000036), соответствующей его потребности.
С учетом данных обстоятельств Управление пришло к выводу о том, что действия Учреждения (Заказчика) в части неприменения позиции КТРУ и описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ на основании пункта 7 Правил N 145 в противоречие с положениями пункта 4, подпункта "а" пункта 5 Правил N 145, являются нарушением части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ.
Решением Калининградского УФАС от 19.05.2023 по делу N 039/06/14-373/2023 жалоба ООО "Диагностика и контроль" признана обоснованной, в действиях Учреждения (Заказчика) установлено нарушение части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ.
Калининградским УФАС также вынесено предписание от 19.05.2023 по делу N 039/06/814-373/2023, согласно которому в срок не позднее 31.05.2023 предписано устранить нарушения части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ, отменить все протоколы по закупке (извещение N 0335200014923001311), аннулировать электронный аукцион (извещение N 0335200014923001311).
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признал незаконными решение и предписание Калининградского УФАС от 19.05.2023 по делу N 039/06/814-373/2023.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 13.09.2023 в связи со следующим.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
В силу пункта 2 части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ к конкурентным способам осуществления закупки относятся в числе прочие аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В извещении о проведении закупки должна содержаться следующая информация: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона (пункт 5 части 1 данной статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 145).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 7 Правил N 145 предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ. При проведении предусмотренных Законом N 44-ФЗ электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона N 44-ФЗ соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, включен в том числе код ОКПД2 - 26.51.53.141 "Анализаторы для диагностики in vitro". Следовательно, по общему правилу, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 145 Заказчик не вправе в описании объекта закупки устанавливать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара, отличные от тех, которые установлены в соответствующей позиции КРТУ.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 7 Правил N 145 в случае, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги) и предусмотренные пунктом 5 Правил N 145 запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Как указывает Управление, исходя из опубликованного Заказчиком описания объекта закупки, под потребности Заказчика подходят следующие позиции: КТРУ: 26.51.53.141-00000035, 26.51.53.141-00000036.
Код позиций КТРУ 26.51.53.141-00000035 содержит характеристику количество выполняемых тестов/ч (характеристика является обязательной для применения): 240 и
370, КТРУ 26.51.53.141-00000036 содержит характеристику количество выполняемых тестов/ч (характеристика является обязательной для применения):
75 и
200.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, диапазонные характеристики показателя "количество выполняемых тестов" не были достаточными для Заказчика, а потому, КТРУ 26.51.53.141-00000035, 26.51.53.141-00000036 не были использованы Учреждением.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2014 N 281-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 55991.1-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 1. Автоматические анализаторы для биохимических исследований. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55991.1-2014), который описывает правила составления технических требований или технических заданий (ТЗ) для государственных закупок высокотехнологичного лабораторного оборудования - автоматических анализаторов для биохимических исследований ин витро в условиях медицинских лабораторий.
В разделе 5 ГОСТ Р 55991.1-2014 указано, что при формировании технического задания для целей государственных закупок к автоматическим анализаторам заказчик руководствуется настоящим ГОСТом и в зависимости от целей, стоящих перед медицинской лабораторией, использует необходимые позиции технических требований без регламентации их количества.
В пункте 5.2 ГОСТ Р 55991.1-2014 приведены значимые технические требования к биохимическим анализаторам.
Как следует из материалов дела, в Техническом задании к извещению N 0335200014923001311 Учреждением были указаны технические требования к поставляемому медицинскому изделию - биохимический автоматический анализатор с учетом значимых технических требований, поименованных в пункте 5.2 ГОСТ Р 55991.1-2014 (которые при этом отсутствуют в числе характеристик позиций КТРУ 26.51.53.141-00000035, 26.51.53.141-00000036).
Позиции КТРУ 26.51.53.141-00000035, 26.51.53.141-00000036 содержат только одну характеристику "количество выполняемых тестов/ч", которая не описывает объект закупки (медицинское изделие) в должной мере исходя из потребностей Заказчика, что может привести к поставке практически любого биохимического автоматического анализатора, не соответствующего требованиям ГОСТ Р 55991.1-2014 и потребностям Заказчика для выполнения определенных функций.
С учетом потребности Заказчика в биохимическом автоматическом анализаторе с определенными характеристиками и их значениями, следует признать обоснованными доводы Заказчика о том, что биохимические автоматические анализаторы, описанные в позициях КТРУ 26.51.53.141-00000035, 26.51.53.141-00000036, в полном объеме не соответствуют приведенному описанию Заказчиком.
Доводы Управления о неправомерности уклонения Заказчика от применения обязательных позиций КТРУ обоснованно не приняты судом первой инстанции, со ссылкой на то, что поскольку в позициях КТРУ отсутствуют соответствующие характеристики товара необходимые заказчику, то Учреждение при установлении в извещении требований к товару правомерно указало дополнительные характеристики товара в силу пункта 7 Правил N 145 и статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, определив свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости, а также учитывая риск приобретения сложного технологического оборудования, не отвечающего потребностям заказчика, Учреждение правомерно не использовало КТРУ и обоснованно осуществило описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ по 46 пунктам, указанным в Техническом задании.
Доказательства того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона, либо были указаны лишь в целях обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту или для исключения участия в торгах конкретного потенциального участника, в материалы дела не представлены; на участие в спорном аукционе было подано 2 заявки.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Учреждением требования и признал недействительными решение и предписание Калининградского УФАС от 19.05.2023 по делу N 039/06/14-373/2023.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 13.09.2023 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13 сентября 2023 года по делу N А21-6352/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6352/2023
Истец: ГБУЗ Калининградской области "Городская поликлиника N 3"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ