город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2023 г. |
дело N А32-40028/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца: представителей не направил, извещен надлежащим образом;
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Казанцев А.М. по доверенности от 05.04.2023;
от третьего лица: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Прибой" Министерства внутренних дел Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.10.2023 по делу N А32-40028/2023
по иску Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Прибой" Министерства внутренних дел Российской Федерации"
(ОГРН 1022304918393 ИНН 2355004810)
к обществу с ограниченной ответственностью "Алтайтехэнергострой"
(ОГРН 1132223010787 ИНН 2222816837)
при участии третьего лица: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
(ОГРН 1102308008330 ИНН 2308171570)
о сносе объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Прибой" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алтайтехэнергострой" (далее - ответчик) о признании аварийным и сносе объекта капитального строительства - спального корпуса, литера Ю, общей площадью 227, 8 кв. м, с кадастровым номером 23:51:0000000:281.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2023 по делу N А32-40028/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Прибой" Министерства внутренних дел Российской Федерации" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в иске указано на аварийное состояние объекта недвижимости и в связи с этим наличие угрозы для жизни и здоровья граждан, однако, суд первой инстанции не принял во внимание данный факт.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что дело было рассмотрено в отсутствии Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
В судебное заседание не явился истец, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, санаторий на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым номером 23:33:0103001:113, общей площадью 48768 кв. м, категория земель - земли особо охраняемых природных территорий и объектов, с видом разрешенного использования - под домом отдыха "Прибой", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2001 N 129062.
Собственником указанного земельного участка является Российская Федерация (запись о государственной регистрации от 12.05.2010).
На земельном участке с кадастровым номером 23:33:0103001:113 расположены строения и сооружения санатория, предназначенные для оказания санаторно-курортных услуг.
Кроме того, на земельном участке расположено двухэтажное нежилое здание - спальный корпус, литера Ю, общей площадью 227, 8 кв. м, с кадастровым номером 23:51:0000000:281, собственником которого является ООО "Алтайтехэнергострой" (предыдущий собственник Шмидт Т.Н.).
Истец, ссылаясь на ненадлежащее техническое состояние спорного объекта, обратился в суд с иском о признании его аварийным в порядке статьи 55.26-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и подлежащим сносу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55.26-1 ГрК РФ объект капитального строительства может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Признание объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется по результатам обследования его фактического состояния и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства.
В пункте 3 статьи 55.26-1 ГрК РФ определены органы, уполномоченные на принятие решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 ГрК РФ, статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений.
Согласно части 11 статьи 55.24 ГрК РФ в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.
В силу статьи 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Частью 1 статьи 55.25 ГрК РФ установлено, что в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2017 N 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления (далее - Положение).
Порядок признания нежилых помещений аварийными и подлежащими сносу определен в разделе II Положения.
В соответствии с пунктом 3 раздела II Положения объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III настоящего Положения.
Процедура оценки фактического состояния объекта капитального строительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой расположен такой объект, и принятия в случае наличия основания решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу включает, в том числе принятие соответствующим органом, указанным в пункте 17 раздела II настоящего Положения, решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу в случае принятия межведомственной комиссией решения, указанного в подп. "а" пункта 13 раздела II настоящего Положения (пункт 12).
В случае принятия межведомственной комиссией решения о наличии основания для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу комиссия в течение 5 рабочих дней со дня составления заключения направляет его в соответствующий орган, указанный в пункте 17 раздела II настоящего Положения, для принятия решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу (пункт 16).
К заключению межведомственной комиссии прилагаются заключение специализированной организации, а также материалы и результаты проведенных специализированной организацией инструментальных исследований, использованные для подготовки заключения специализированной организации.
Решение о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу принимается уполномоченным органом местного самоуправления (за исключением объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации либо Российской Федерации) (пункт 17).
Орган, указанный в пункте 17 раздела II настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу уведомляет межведомственную комиссию, собственников и правообладателей объекта капитального строительства о принятом решении (пункт 19).
Решение органа, указанного в пункте 17 настоящего Положения, о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, а также заключение межведомственной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования - до дня вступления в силу решения суда (пункт 20).
Исходя из вышеуказанных положений процедура признания объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу является внесудебной.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 28.09.2022 по делу N А41-62162/2021, от 08.02.2022 по делу N А40-165333/2019.
Доказательства того, что спорный объект является самовольно возведенным, в материалы дела не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для применения положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Более того, в рамках арбитражного дела N А32-38623/2019 установлен факт возведения здания в 1987 году хозяйственным способом и отсутствие у спального корпуса, литера Ю, с кадастровым номером 23:51:0000000:281 признаков самовольной постройки (здание приобретено в установленном порядке в ходе приватизации).
Кроме того, истец не относится к лицам, уполномоченным законодателем на принятие решения о признании капитального объекта аварийным и его сносе. Такими полномочиями обладает уполномоченный орган местного самоуправления (за исключением объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации либо Российской Федерации).
Учитывая установленный законом внесудебный порядок признания капитального объекта аварийным, а также отсутствие у истца надлежащей легитимизации на подачу иска, исковые требования санатория удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не обоснованно рассмотрел дело в отсутствии третьего лица, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела имеется возвращенное почтовое уведомление о вручении (том 2, л.д. 23), которое было направлено в адрес третьего лица.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2023 по делу N А32-40028/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40028/2023
Истец: Казанцев Алексей Михайлович, Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Прибой" Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФКУЗ "Санаторий"Прибой" МВД РФ
Ответчик: ООО "Алтайтехэнергострой", Шмидт Татьяна Николаевна
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества